I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Контрольно-диагностический. 1. Беседа «Зоопарк и его обитатели» | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный, наглядно-демонстрационный | – Сегодня мы отправимся в путешествие по зоопарку. Что такое зоопарк? – Правильно, в зоопарке создают для животных и птиц условия, приближенные к естественным, природным. Но, живя в зоопарке, животные уже не могут вернуться в естественную среду обитания. Почему? – Где размещаются животные и птицы в зоопарке? – Нам предстоит заочное путешествие. – Как вы понимаете слово «заочное»? Учитель читает стихотворение: В зоопарк с вами пойдем, С собой фотоаппарат возьмем. Будем мы зверей снимать, Все хотим про них мы знать!1 | Отвечают на вопросы: – Зоопарк – дом для маленьких, взрослых животных и тех, которые потеряли своих родителей. – Потому что животные в зоопарке теряют жизненно необходимые им навыки поведения в природе: их кормят люди, ухаживают за ними. – В закрытых вольерах. – Не настоящее, в условиях данного помещения | Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, рассматривают иллюстрации животных, делают выводы | |
2. Выполнение задания «Я леплю, леплю, леплю…» | Фронтальная, индивидуальная; беседа, лепка; словесный, практический | – Прежде чем мы побываем в зоопарке, вспомним правила поведения. Учитель выставляет картинки с изображениями животных: змеи, черепахи, утки, зайца, крокодила. Читает стихотворение: Многих зверей мы еще не назвали, А это все потому, Что всегда, друзья, интереснее Увидеть всех самому! – Для того, чтобы увидеть животных и птиц, предлагаю вылепить их из пластилина. Затем поместить вылепленные фигурки животных и птиц в импровизированные удобные вольеры (учитель демонстрирует изготовленные из мягкой проволоки клетки), внимательно их рассмотреть, описав внешний вид, способ питания, поведения. – Вспомним правила обращения с пластилином и будем придерживаться их во время работы. На чем необходимо выполнять работу с пластилином? – Правильно. Не забывайте, что катать детали тоже следует на доске. Во время работы нельзя использовать пластилин не по назначению: бросать его, пачкать сидящих рядом учеников. Надо работать не отвлекаясь. Когда используют не весь брусок пластилина, а только его часть, чем пользуются? – Перед работой тщательно разомните отрезанный кусок пластилина в руках, чтобы он стал пластичным. Чем вытирать руки во время работы? – Помните, что после работы необходимо убрать рабочее место, тщательно вымыть руки теплой водой с мылом | – В зоопарке нельзя шуметь, кормить и дразнить животных, подходить близко к клеткам. Рассматривают картинки Отвечают на вопросы: – На специальной доске. – Стекой. – Салфеткой. Учащиеся самостоятельно выполняют задание | Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, самостоятельно лепят животных (по выбору), стараясь передать в малой скульптуре форму, характерные особенности внешнего облика животного, приблизить к оригиналу; соблюдают порядок выполнения работы с пластичным материалом | Индивидуальный. Выполнение диагностического задания. Заполнение индивидуальной «карты знаний» (см. Приложение 1)2 |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | По истечении 6 мин с начала выполнения работы проводится физкультминутка. Каждый малыш будет рад Услышать песенку про зверят!3 Учитель произносит слова, сопровождая движениями, учащиеся повторяют движения по тексту. Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Мы походим на носочках, А потом на пяточках, Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка. Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. Захотелось поиграть, Всех ребят пересчитать. Через 6 мин после проведения первой физкультминутки повторно проводится физкультминутка | Выполняют движения физкультминутки | | |
3. Игровое упражнение «Зоопарк» | Фронтальная, групповая, индивидуальная; беседа; словесный, наглядно-демонстрационный | По завершению выполнения диагностического задания проводится игровое упражнение «Зоопарк». Учащиеся самостоятельно определяют, какого животного, птицу в какой вольер поместить, объясняют, почему сделали такой выбор. Определяя место пребывания животного или птицы, учащиеся называют его, отмечают схожесть скульптурной миниатюры с настоящим животным, птицей, особенности питания, поведения. Учитель зачитывает стихи: Заяц Ушко серое мелькнет, За кустами – поворот, За сосною – поворот, И за елкой – поворот. Это заяц в серой шубке За капустой в огород. А зимой за поворот Ушко белое мелькнет. Это зайчик в зимней шубке За морковкою идет. Е. Замараев – Почему ушки у зайчика мелькают? Покажите, как зайчик бегает. – Почему сначала ушко было серое, а затем стало белым? Учитель демонстрирует картинку с изображением зайца в летний и зимний периоды. – Чем питается заяц? – Поскольку заяц меняет цвет окраски шерсти к зиме, а зимой растения не приносят плоды, то почему зайчик в стихотворении скачет в огород за морковкой? – А какие зайчики еще бывают? Учитель демонстрирует сюжетную картинку с изображением ребенка, пускающего солнечных зайчиков. Читает стихотворение: Не надо! Уж не ужасен. Ужасна гадюка, Если, к тому же, Она близорука И носит очки, То тогда – ой-ой-ой! Нет, не встречайтесь С очковой змеей! И не встречайтесь, Пожалуйста, с коброй, С коброй, так редко Бывающей доброй. Если вблизи Оказалась гюрза, Не попадайтесь Ей на глаза. Бойтесь удава, Хоть он и без яда. Спросит: «Обнять вас?» Кричите: «Не надо!» А. Мовшович Учитель демонстрирует картинки с изображением различных видов змей, встречающихся в стихотворении. – Почему при встрече со змеями надо соблюдать осторожность? Какой еще бывает змей? Учитель демонстрирует картинку с изображением ребенка, запускающего в небо воздушного змея. Учитель читает стихотворения: ЧЕРЕПАХА У нее крепка рубаха: То ль одежда, то ли дом, В панцирь влезла черепаха – Спит, живет и ходит в нем. А. Вайнер – Про кого так говорят: «Идет, как черепаха»? Утка Вдоль реки гуляла утка, Здесь раздолье для желудка: Есть ракушки, рыбки, тина. Надоест держаться чинно, Утка в воду залезает И такое вытворяет: Бульк – под воду с головой, Только хвостик над волной. И. Шимко – Покажите, как ходит утка. – Когда так говорят: «Плачет крокодильими слезами»? Крокодил В речке плавает бревно, Но – зеленое оно. Ты к нему не подходи, Это злобный крокодил! Тихо-тихо он лежит, Он добычу сторожит. Кто напиться подойдет, На того и нападет! Р. Алдонина | Отвечают на вопросы, рассматривают картинки с изображениями животных и птиц – Он быстро бегает. – К зиме заяц линяет: серая окраска шерсти становится белой. – Капустой, морковью. – Зайцам очень трудно зимой – голодно. Люди подкармливают их: оставляют морковку в огороде. – Солнечные. – Змеи могут укусить. Бывает еще воздушный змей. – Про человека, который очень медленно идет. Дети показывают. – Так говорят о человеке, который «раскаивается» в совершенном проступке, плачет, просит простить его, но снова и снова делает то же самое, и окружающие люди ему уже не верят | Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, рассматривают картинки, взаимодействуют со сверстниками в процессе игрового общения, описывают внешний вид животного и птицы, их характерные особенности поведения, питания, сравнивают и сопоставляют размеры скульптурной миниатюры и вольера, адекватно реагируют на оценку учителя и сверстников | |
III. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Какое задание выполняли на уроке? – Поднимите руку те учащиеся, которые считают, что с заданием справились хорошо. – Что помогло вам выполнить работу? Учитель читает стихотворение: Мы, друзья, вместе с вами В зоопарке побывали. И решили всем друзьям Рассказать, что было там. Т. Лаврова – Дома рассказать о том, что запомнилось на уроке; к следующему уроку принести фломастеры, альбомные листы бумаги | Отвечают на вопросы: – Лепили животных и птиц. – Терпение, умение работать с пластилином, сила пальцев рук, владение приемами работы с пластичным материалом | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку | |