II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
Как известно, история развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания, преобразовать саму Природу. Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца?
Еще древний комедиограф Теренций сказал: “Высшее право часто есть высшее зло”. Да, мы знаем, что попытки изменить природу, человека, общество зачастую носят трагический, необратимый характер, потому что любое великое открытие, лишенное нравственности, несет людям гибель.
М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована. В конце урока мы ответим с вами на проблемный вопрос:
Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?
Советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя».
Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести: «Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры. Сатира Булгакова - умная и зрячая».
Вспомним, что такое САТИРА Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной.
Сегодня мы поговорим о повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”, основу которой составляет великий эксперимент гениального ученого. Наша задача – проследить за ходом эксперимента, описанного в повести; понять, какова нравственная сущность этого эксперимента; осмыслить его результаты.
Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним значение слова эксперимент.
(Эксперимент – 1. Научный опыт. 2. Вообще – опыт, попытка сделать, предпринять что-нибудь.)
А теперь обратите внимание на слова, которые встречаются в тексте, значение их может быть вам непонятно.
Гипофиз – железа у основания мозга, оказывающая влияние на рост, развитие, обменные процессы организма.
Евгеника – учение “об улучшении человеческой породы”, опирающееся на идеи и выводы генетики 20-х годов ХХ века.
Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения чего-нибудь или кого-нибудь, подготавливающий качественные изменения.
Вспомним сюжет повести. Композиция произведения – кольцевая: Шарик вновь стал собакой
Главные герои:
Профессор Преображенский
Прототипом профессора Преображенского послужил дядя Булгакова, брат его матери Николай Михайлович Покровский, врач-гинеколог. Обстановка его квартиры по адресу: Пречистенка, 24 (или Чистый переулок, 1) в деталях совпадает с описанием квартиры профессора.
Филипп Филиппович – известная и уважаемая личность. Это истинный представитель интеллигенции. Он умён, талантлив, предан своему делу. К Преображенскому, работающему дома, на дорогостоящие операции люди записываются в очередь. Автор так говорит об одном из рабочих дней Преображенского: «Двери открывались, сменялись лица, гремели инструменты в шкафу, и Филипп Филиппович работал не покладая рук».
Профессор - труженик, и хотя он живет в семи комнатах, что кажется жилтоварищам неописуемой роскошью, назначение каждой рационально, и по мнению писателя, так и должен жить нормальный человек: спать в спальне, обедать - в столовой, а оперировать - в операционной. Сознание "новых" людей не сформировано культурой человеческих потребностей, культурой быта. Главное для них - все поделить, нанести кирпича, поставить перегородки, убрать ковры и цветы с лестницы, т. е. изменить мир по-своему, по-пролетарски.
Доктор Борменталь
Отношение к Шарикову
Каждый день Филипп Филиппович с ужасом наблюдал, во что превращается его «детище» - смесь пса Шарика и пьяницы Клима Чугункина. И все больше Преображенский убеждался, что гены пролетариата губительны и что его «гомункул» социально опасен, несет угрозу, прежде всего, самому профессору: «…старый осел Преображенский нарвался на этой операции как третьекурсник».
Шарик "наследует" худшие черты Клима Чугункина.
Полиграф Полиграфович Шариков
Вместо доброго пса возникает зловещий, тупой, агрессивный Полиграф Полиграфович - порождение своего времени, который прекрасно вписывается в социалистическую действительность и даже делает завидную карьеру: от существа неопределенного социального статуса до заведующего подотдела очистки Москвы от бродячих животных. Он не так прост, как может показаться сначала и нигде не упускает своей выгоды. Интересно его мнение о военной службе: «Я воевать не пойду никуда!.. На учёт возьмусь, а воевать – шиш с маслом».
Шариков сам пригласил свою смерть. Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичу обкусанный, с нестерпимым кошачьим запахом шиш. А затем правой рукой, по адресу опасного Борменталя, из кармана вынул револьвер". "Преображение" закончено, совершилось полное превращение доброго и умного Шарика в злобного Полиграфа Полиграфовича. Вооруженный револьвером Шариков опасен, он выступает яркой иллюстрацией знаменитого высказывания Никколо Макиавелли: "Все вооруженные пророки победили, а безоружные погибли".
Швондер и другие
Представители новой власти во главе со Швондером громят все старое, занося грязь не только в парадные, но и в общество, так как не имеют никакого представления о морали и нравственности. Их единственную мораль хорошо выражает Шариков – «все поделить». Что поделить? Деньги, имущество, дома, семьи, жизнь?.. Булгаков настаивает на том, что пролетариат начал преобразование не с того конца.
Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Чьими глазами мы видим жизнь?
(Москва времён нэпа: с шикарными ресторанами и «столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства», где варят щи «из вонючей солонины». Москва, где живут «пролетарии», «товарищи» и «господа». Москва, которую революция вывернула наизнанку, где чистопородные пролетарии с чувством превосходства над теми, у кого родословная «подкачала», и чрезвычайно низким уровнем культуры, «уплотняли» московские дома, где жили буржуи- интеллигенты. То, что эта неприглядная картина дана глазами собаки, делает её еще более ужасающей: голод, воровство, нищета, болезни, жестокость, унижения. И когда появляется «загадочный господин» и манит собаку куском колбасы, умный пес оценивает и себя и весь «мир голодных», сводя все к обобщению: «Рабская наша душа, подлая доля!» Вирусом «раба» заряжены все: и Шарик, и машинисточка, и повар, и швейцар, и пациенты профессора, и даже члены «жилтоварищества».
Какой литературный приём использовал автор? (антитеза, в основе которой лежит противопоставление)
(Шарик-пес-дворняга, милый, добродушный, наблюдательный, Собака, живущая в ужасных условиях, способна сострадать людям, оказавшимся в таком же, как она, положении. Она разбирается в людях, даже умеет «читать» задом наперед).
(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз - условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам. Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной
Результат- Шариков, Прочитайте описание нового существа. Он перенял все плохие качества и привычки своих доноров. Постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин…Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами).
Давайте посмотрим, как происходило очеловечивание Шарика. (ВИДЕО)
С какой целью профессор подобрал бездомного пса? Только ли из чувства сострадания?
В чем суть эксперимента профессора Преображенского?
Каким показан профессор Преображенский в сцене подготовки к операции?
Каким предстает Шарик в сцене операции?
Обратимся к сцене операции (гл. IV).
Выделите оценочные слова, характеризующие облик и действия экспериментаторов в сцене операции.
Вывод из представленного в таблице: При помощи эпитетов автор показывает наиболее существенные, значимые качества экспериментаторов в данный момент. Сравнения выразительны, отточены, образны\
М. А. Булгаков хочет показать истинный облик экспериментаторов в момент операции, писатель подчеркивает, что экспериментаторы постепенно в ходе операции теряют человеческий облик и в их действиях проступают хищные, звериные повадки.
Следует отметить несоответствие лексики происходящему. Описанию хирургической операции не соответствует лексика, заимствованная из уголовной хроники. Все это придает данной сцене комический эффект.
С какими христианскими праздниками совпали даты рождения и смерти? (Рождество, Крещение и Пасха Иисуса Христа, который принёс в свет спасение, мир, искупление грехов, его гибель за человечество. И в это же время в мир приходит пародия на человека, который ненавидит окружающих. Весь ужас в том, что у Шарикова уже не собачье, а человеческое сердце. Даже своего творца – профессора он собрался сгубить гнусным доносом.
в) Инсценирование.
Побудем в роли актёров! (Шариков, Борменталь, Филипп Филиппович)
Б: Ну-с, что же мы с вами предпримем сегодня вечером?
Ш: (моргая глазами) В цирк пойдем, лучше всего.
Ф.Ф.: Каждый день в цирк -это довольно скучно, по-моему. Я бы на вашем месте хоть раз в театр сходил.
Ш:В театр я не пойду. Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция одна.
Б: Вы бы почитали что-нибудь…
Ф.Ф.: Надо будет Робинзона Крузо вам почитать...
Ш: Уж и так читаю, читаю... Эту... Как ее... Переписку Энгельса с этим... Как его - дьявола - с Каутским. Не согласен я.
Ф.Ф. С кем? С Энгельсом или с Каутским?
Ш.: С обоими. Конгресс,немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все, да и поделить...
Б.: Вы и способ знаете?
Ш.:Да какой тут способ, дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатах засселился штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет.
Ф.Ф.: Насчет семи комнат - это вы, конечно, на меня намекаете? Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить... А в то же время вы наглотались зубного порошку... Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?
Учитель: а действительно, кто снабдил Шарикова этой книгой, да и не только книгой?
Швондер.
При поддержке Швондера Шариков становится всё наглее, агрессивнее и опаснее.
Председатель домкома Швондер статейки в газету пописывает, Энгельса читает. И вообще ведет борьбу за революционный порядок и социальную справедливость. Жильцы дома должны пользоваться одинаковыми правами. Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем.
Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми трудом других.
Профессор сам буквально идёт против природы, но она всё расставила на свои места.
Но кроме профессора пытается провести жестокий опыт и Швондер. Он оказывает идеологическое влияние на Шарикова. Профессор это замечает: «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня,не соображая, что если кто-нибудь в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки. У него самое паршивое сердце из всех, которые существуют в природе!»
Какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?
Высказывания детей.
К сожалению, любое насилии оправдать нельзя. Придётся поставить знак равенства…
Почему же повесть не была напечатана? Гениальная сатира на современность, точно уловленная чиновниками от литературы – вот основная причина трудного пути к читателям.
Конечно, не этот фантастический научный эксперимент, о котором мы вели речь на уроке, стремился изобразить в своей повести М. А. Булгаков. Повесть основана, прежде всего, на аллегории. Речь идет не только об ответственности ученого за свой эксперимент, о неспособности предвидеть последствия своих действий, о громадной разнице между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.
Повесть “Собачье сердце” несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходило в стране. А то, что происходило в стране в 20-е годы ХХ века и именовалось строительством социализма, воспринималось М.А. Булгаковым именно как эксперимент, огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового, совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично. Писатель считал переустройство российской жизни вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих экспериментаторов. И, действительно, история подтвердила это.
13. Итог урока.
Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не значит быть человеком. «Что хорошо, а что плохо в этом мире, что нужно любить, а что ненавидеть». И главное – как сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор.
Приложения
Кроссворд
Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика
Цвет лампы в кабинете профессора Преображенского.
Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом.
Число комнат в квартире профессора Преображенского.
Донор Шарикова.
Председатель домкома.
Первое слово Шарикова
Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа.
Прозвище, которым Шарик окрестил доктора Борменталя.
Ответы на кроссворд
Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика. (Краковская.)
Цвет лампы в кабинете профессора Преображенского. (Зеленый.)
Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом. (Ласка.)
Число комнат в квартире профессора Преображенского. (Семь.)
Донор Шарикова. (Чугункин.)
Председатель домкома. (Швондер.)
Первое слово Шарикова. (“Абыр”.)
Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа. (Париж.)
Прозвище, которым Шарик окрестил доктора Борменталя. (“Тяпнутый”.)
Учащиеся читают ключевое слово – аллегория.
«Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры.
Сатира Булгакова - умная и зрячая». В. Сахаров
Цитата 1.
Прочтите приведённые отрывки: кому из героев принадлежат данные высказывания?
1."С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом: ни одного - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?"
2. «- Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет - не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет.
- Гм... Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "Правду", - теряли в весе».
3. « -Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат "бей разруху!" – Я смеюсь! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Ничто не изменится к лучшему в нашем доме, да и во всяком другом доме, до тех пор, пока не усмирят этих певцов! Лишь только они прекратят свои концерты, положение само собой изменится к лучшему».
Цитата 2.
23 Декабря. В 8. 30 часов вечера произведена первая в Европе операция по проф. Преображенскому: под хлороформенным наркозом удалены яичники Шарика и вместо них пересажены мужские яичники с придатками и семенными канатиками, взятыми от скончавшегося за 4 часа, 4 минуты до операции мужчины 28 лет и сохранявшимися в стерилизованной физиологической жидкости по проф. Преображенскому.
17 Января. Не записывал несколько дней: болел инфлюэнцей. За это время облик окончательно сложился. Этим историю болезни заканчиваю. Перед нами новый организм; наблюдать его нужно сначала.
От мартовского тумана пес по утрам страдал головными болями, которые мучили
его кольцом по головному шву. Но от тепла к вечеру они проходили. И сейчас легчало, легчало, и мысли в голове у пса текли складные и теплые.
Цитата 3.
«Филипп Филиппович оседлал нос пенсне поверх очков и принялся читать. Он долго бормотал про себя, меняясь в лице каждую секунду. "...А также угрожая убить председателя домкома товарища Швондера, из чего видно, что хранит огнестрельное оружие. И произносит контрреволюционные речи, даже Энгельса приказал своей социалприслужнице Зинаиде Прокофьевне Буниной спалить в печке, как явный меньшевик со своим ассистентом Борменталем Иваном Арнольдовичем, который тайно не прописанный проживает у него в квартире. Подпись заведующего подотделом очистки П. П. Шарикова - удостоверяю. Председатель домкома Швондер, секретарь Пеструхин".»
Цитата 4. Шариков – это жестокий опыт или рождение новой жизни?
1.«Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал».
2.«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».
3.« Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки. У него самое паршивое сердце из всех, которые существуют в природе!»
Цитата 5.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А.П. Чехов
Чтение по ролям
Б: Ну-с, что же мы с вами предпримем сегодня вечером?
Ш: (моргая глазами) В цирк пойдем, лучше всего.
Ф.Ф.: Каждый день в цирк -это довольно скучно, по-моему. Я бы на вашем
месте хоть раз в театр сходил.
Ш:В театр я не пойду. Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция одна.
Б: Вы бы почитали что-нибудь…
Ф.Ф.: Надо будет Робинзона Крузо вам почитать...
Ш: Уж и так читаю, читаю... Эту... Как ее... Переписку Энгельса с этим... Как его -
дьявола - с Каутским. Не согласен я.
Ф.Ф. С кем? С Энгельсом или с Каутским?
Ш.: С обоими. Конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все, да и поделить...
Б.: Вы и способ знаете?
Ш.: Да какой тут способ, дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатах заселился штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет.
Ф.Ф.: Насчет семи комнат - это вы, конечно, на меня намекаете? Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить... А в то же
время вы наглотались зубного порошку... Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?