СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету "Человек и мир" на тему "Водные богатства Беларуси" в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету "Человек и мир" на тему "Водные богатства Беларуси" в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Человек и мир" на тему "Водные богатства Беларуси" в 3 классе»


16.01.2018

Семенец М. М.

ТЕМА: Водные богатства Республики Беларусь

Цель: формирование представления о значении водоемов как важней­ших природных богатств нашей страны, о важности бережного отношения к модным источникам.

Задачи: познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами Беларуси; учить оперировать понятиями «озеро», «река» в знакомой и измененной ситуациях, пользоваться знаниями о правилах природо­охранного поведения в отношении к водоемам, об источниках их загряз­нения и мерах по их охране; развивать умение читать каргу; учить ис­пытывать чувство восхищения красотой родной природы.

Оборудование: учебник «Человек и мир»;карточки с заданиями; мультимедийное приложение к журналу «Пачатковая школа» (№ 9(25) /2012); физическая карта Республики Беларусь.


Ход урока

  1. Организационный момент.

- Закройте глаза и прислушайтесь к звукам (всплеск воды).

- Какие звуки вы услышали?

- Какую картину вы представили?

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы более подробно познакомимся с водными богатствами Республики Беларусь.

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

  1. Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним материал прошлого урока. (слайд 1-2)

  1. Актуализация знаний.

Беседа.

- Нашу страну называют «синеокой». Почему?

- Какова роль рек и озер в жизни человека?

- Знаете ли вы, сколько озер и рек находится на территории Беларуси?

- Какие реки и озера есть в нашей местности?

- Какие вы знаете крупные реки Беларуси? Озера? (Ответы учащихся.)

  1. Изучение нового материала.

-Отгадайте загадку

Текут, текут - не вытекут,

Бегут, бегут – не выбегут.(река)(слайд 3)

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

Реки, протекающие по ровной земной поверхности – равнине, называются равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.(слайд 4-5)

- А знаете ли вы части реки? (Слайд 8-9)

2. Практическая работа по физической карте Республики Беларусь.

- Теперь совершим путешествие по физической карте Республики Беларусь и выполним задания, данные в учебнике

— Давайте найдем самые крупные реки и озера на карте. Внима­тельно слушайте меня и постарайтесь найти на своей карте то, что я показываю.

В Беларуси течет 20 800 рек общей протяженностью 91 000 км. Есть реки большие и мощ-ные, а есть очень маленькие и скромные. Самая длинная река, которая течет на территории Беларуси, — это река Днепр. Длина этой реки на белорусской земле составляет бо­лее 700 км, а вообще она проходит целых 2200 км и впадает в Черное море. Днепр течет по территории Беларуси почти строго с севера на юг. Очень красивы берега этой реки. Правый берег, покрытый леса­ми, почти всегда выше левого, на котором раскинулись луга.

Днепр имеет несколько притоков. Одна из живописнейших рек Беларуси Припять, тоже впадает в него. Длина этой реки более 500 км. Песочные пляжи и рыбные богатства сделали ее из-лю­бленным местом отдыха и туризма. Спокойная Припять во время половодий и паводков приоб-ретает неукротимый нрав, особенно в нижнем течении, где с огромной скоростью проносятся по-токи мутных вод. Вода вырывает с корнями деревья, разрушает берега, образует новые потоки, размывает почву и заносит песком луга.

Второй приток Днепра — Березина. Она имеет длину 613 км, а в нее вливаются или, пра-вильнее сказать, образуют водный бас­сейн 425 рек. Это край чудеснейших лесов. Там расположен один из красивейших заповедников нашей страны — Березинский.

Еще один приток Днепра — Сож — река, которую считают одной из самых чистых рек в Европе. Это самая извилистая река. В райо­не города Кричева во многих местах уступы правого берега Сожа состоят из белой породы. Это мел и мергель, при помощи которого в старину разжи-гали огонь. А мел и сейчас добывают для школьни­ков, которые любят писать на доске.

У рек-притоков есть свои более мелкие притоки. Например, в Припять впадает река, на кот-орой стоит наш город. Это Случь.

В балтийское море несет свои воды Неман. На территории Бела­руси его русло занимает 459 км. Об этой реке есть удивительная ле­генда. Когда-то, очень давно истоки этой реки Неманец и Лоша были братом и сестрой. Однажды капризная Лоша убежала. Долго искал ее брат, бежал на-прямик через луга и леса, но все-таки нашел ее. И действительно, вырвавшись из болот, Неманец и Лоша сначала на­правляются в разные стороны, а затем сливаются вместе, образуя могучий Неман.

На севере нашей республики несет свои воды красавица Запад­ная Двина. Эта река удивите-льна тем, что протекает на территории нескольких стран и всюду имеет свое название.

А вот на западе Беларуси есть река-пограничник. Это река Запад­ный Буг. Она отделяет часть Беларуси от Польши.


Дополнительный материал.

(Учитель может использовать данный материал по своему усмотрению.)

- Как называется левый приток реки, на котором стоит город Гомель?

- Как называется правый приток, который пересекает Центрально-березинскую равнину?

- Как называется правый приток, который протекает по Полесской низменности?

3. Выступления с сообщениями.

Рубрика «Для любознательных».

(Материал данной рубрики учитель использует по своему усмотрению.)

Самая полноводная река на Земле — Амазонка, протекающая по тер­ритории Южной Америки. Самая длинная река в мире — Нил. Она течет в Африке.

Музыкальная физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это — брасс.

Одной, другой — это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой

4. Работа с учебником.

- На нашей планете насчитывается около 5 миллиардов озер. А на территории нашей страны их более 10 тысяч.

- Какое самое большое озеро Беларуси? Что вы о нем знаете?

- А теперь прочитаем текст, посвященный озерам (с. 36).

5. Выступления с сообщениями.

Не менее красивы и озера Беларуси. Их на территории страны 10000.

Самое большое озеро — озеро Нарочь. Площадь его составляет 80 кв. км. Его окружают еще много маленьких озер, что составляет целую систему — Нарочанский край.

Вода в озере очень прозрачна. И даже на глубине 7—10 метров можно очень четко увидеть обитателей озера, песок и водоросли, которые находятся на дне. Это очень красивое озеро. Вдоль берего­вой линии много санаториев.

Самым глубоким считается озеро Долгое, глубина его составляет почти 54 м, что примерно равно 18-этажному дому.

Когда-то хозяином этого озера был князь Мирский. И задумал он узнать, правда ли, что на дне озера находит-ся затопленный город Свитязь, как об этом говорят в народе. Построил большой корабль, сплел невод. И когда заки-нули невод, то вытащили на берег прекрас­ную девушку с белым лицом и длинными волосами. Она заговорила голо-сом, похожим на журчание ручейка: «Я расскажу вам про тайну озера. На том месте, где вы видите сегодня озеро, сто-ял город. Князь, который владел городом, был другом новогрудского князя Миндовга. Однажды напал на Новогрудок царь с сильным войском. Князь с дружиной поехали на помощь Миндовгу. В городе остались только женщины, стари-ки и дети, среди которых была дочка князя. Войско князя было разбито, а царское войско подошло к городу.

Тогда перед дочкой князя появился дух, который сказал, что превратит город в озеро, а людей в цветы. И вот город начал ис­чезать, а на его месте появилось озеро, по которому плавали чудес­ные цветы».

Сказав это, девушка исчезла, больше ее никто не видел. Каждую весну цветут на озере цветы неземной красо-ты.

Это легенда об одном из самых красивейших озер Беларуси — озере Свитязь.

А вот вода в озере Палик, которое находится в Березинском за­поведнике среди болот, име-ет цвет густо заваренного чая. Есть «раз­ноцветные» Черное и Красное.

Очень красивы группы небольших озер — Браславских и Ушанских. Национального парка «Браславские озера который был основан в августе 1995 г. Озера Витебской области признан самыми чистыми водоемами в Беларуси.

В группу Ушанских входит 60 маленьких красавцев. На озере Червоном добывают сапропель — полезный ил, который по своему составу очень похож на торф, уголь и даже нефть.

Немало на территории Беларуси и искусственных водоемов и водохранилищ. Их задача — регулировать водный поток во вре­мя паводков, в некоторых разводят рыбу, а некоторые исполь-зуют как охладители для гидроэлектростанций. Электростанции на озере Белом и Лукомском не очень мощные, так как реки, которые в них впадают, равнинные и скорость их невелика.

Есть и свои минеральные источники, из которых добывают ми­неральную воду «Минскую», «Нарочанскую», «Лидскую», «Случан-скую», «Брестскую».

— Я думаю, что вам понравилось путешествовать по родному краю и об озерах и реках за-хочется узнать побольше. Такая литера­тура есть в библиотеках нашего города. Много информа-ции в экс­курсионных путеводителях, так как на красоту нашего края приезжа­ют посмотреть мно-гие люди из других государств.

Рубрика «Для любознательных».

(Материал данной рубрики учитель использует по своему усмотрению)

© Самое глубокое озеро на Земле — Байкал. В отдельных места его глубина достигает более полутора километров. Это самый древни! Пресный водоем: он сформировался тридцать миллионов лет назад.

© Самое широкое на свете озеро — озеро Виктория — находится в Африке. Но оно очень мелкое.

© Озеро Самбар, что в Индии, восемь месяцев в году бывает соле­ным, а четыре — пресным.

© Мертвым морем называют большое озеро на Ближнем Востоке. Вода в нем невероятно соленая, с повышенной плотностью. Рыбы не мо­гут жить в таком «рассоле», а человек не может в нем утонуть, так как плотная вода держит его на поверхности.

6.Работа в группах (дифференцированный подход).

- Сейчас я предлагаю поговорить о значении водоемов, источниках их загрязнения и мерах по охране. Для этого мы будем работать в группах.

Экологическая минутка

— Казалось бы, что никогда не иссякнет источник чистой воды в нашем крае. Но живая во-да белорусских рек и озер благодаря бур­ной деятельности человека постепенно превращается в мертвую. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

— Авария на ЧАЭС, чрезмерное внесение ядохимикатов для борьбы с вредителями полей, выбросы плохо очищенных отходов с промышленных предприятий ЖКХ в реки, мытье транспор-та в не­установленных местах и многие другие нарушения экологического баланса приводят к раз-рушению и гибели природных ресурсов.

Например, ядохимикаты, которыми обрабатывают поля на тер­ритории Европы, были най-дены в шерсти белых медведей в Арктике и пингвинов в Антарктиде.

Ранее самой чистой считалась вода подземных источников. Но в крупных городах, в том числе и в Солигорске, первый горизонт, то есть тот, который находится ближе к поверхности зем-ли, уже полно­стью не пригоден для питья.

Вырубка лесов по берегам рек приводит к их обмелению и об­рушению берегов. Осушение болот ведет к понижению грунтовых вод и изменению климата.

1 тонна неочищенных стоков, попадая в реку, загрязняет 50 тонн чистой воды. 5 граммов нефтепродуктов, попадая в воду, покрывают непроницаемой пленкой 30 кв. м водного простран-ства. За одну ми­нуту из неплотно закрытого крана вытекает 110 капель воды. В сутки это состав-ляет 15 литров чистой воды.

Система очистных сооружений еще не совершенна и не может в достаточной степени спра-виться с очисткой. Поэтому пить сырую воду из-под крана не рекомендуется.

Эти проблемы можно перечислять долго. Но что же можете сде­лать вы, чтобы сохранить красоту и чистоту нашей природы?

Закрепление изученного материала.

-Назовите части реки.

- Разгадайте кроссворд.

2. Игра «Верители вы, что?..».

- Предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что?..». Если вы верите тому, что я говорю, поставьте на листочке знак «+», если нет — знак «-».

© Верите ли вы, что Днепр — самая длинная река на территории Беларуси?

© Верите ли вы, что Нарочь — самое глубокое озеро на территории Беларуси.

© Верите ли вы, что река Неман — это приток Днепра?

© Верите ли вы, что Сож относится к крупным рекам Беларуси?

© Верите ли вы, что Браславские озера находятся на северо-западе нашей страны?

Самопроверка. Ответы (на доске): +, -, -, +, +.

«Закончи фразу».

- Сегодня мы убедились в том, что реки и озера очень важны для людей Поэтому мы должны прилагать все усилия для того, чтобы их сберечь.

- Я сейчас буду начинать говорить предложения, а вы их должны продолжить.

© Чтобы вода в водоемах была чистой, каждому человеку нужно выполнять правила...

© Нельзя оставлять на берегу...

© В водоемах нельзя мыть...

© В водоемы нельзя бросать...

© Мыть машины нужно...

© Если каждый человек будет соблюдать правила природоохранного поведения, то...

© Каждый школьник может участвовать в сохранении...

  1. Подведение итогов урока.

- Почему человек должен беречь водные богатства?

- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

- Что удалось, а что — нет?

- Справились ли вы с поставленной в начале урока целью?

  1. Рефлексия.

Самооценка. Взаимооценка.

- А сейчас оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание.

  1. Прочитать статью в учебнике (с. 3538), ответить на вопросы.

  2. Подготовить сообщения о реках и озерах своей местности.