ТЕМА: Животный мир экваториального леса (урок-путешествие)
Цель: формировать представления о животном мире экваториальных лесов.
Задачи: познакомить с разнообразием животных экваториальных ле-; сов, их способами приспособления к условиям обитания; содействовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи и объяс-I нять особенности строения животных как одного из способов приспособления к условиям обитания; учить испытывать восхищение многообразием и мудростью природы.
Ход урока
I. Организационный момент.
И. Проверка домашнего задания.
Учитель. Не удивляйтесь, но мы снова отправляемся в путь. Однако сначала проверим домашнее задание.
1. Индивидуальные задания по карточкам. Устный опрос.
Учитель. Я предлагаю двум ученикам подготовиться к устному ответу на вопросы по карточкам.
Карточка 1. Что может случиться, если люди будут продолжать вырубать экваториальные леса?
Карточка 2. Почему травянистая и кустарниковая растительность в экваториальных лесах беднее, чем древесная?
—Пока ребята будут работать с карточками, остальным я предлагаю заполнить таблицу и провести взаимопроверку. С этим же заданием еще два ученика будут работать у доски.
Заполнять таблицу нужно следующим образом: если указанный признак характерен для экваториального леса — ставьте знак «+», если нет — «-». .

2. Игра «Брейн-ринг».
Учитель. В игре «Брейн-ринг» Я читаю вопрос. Право ответить на него первой получит тот , кто быстрее поднимет сигнальную карточку. На обдумывание вопроса дается 1 минута.
Вопросы:
1) Правда ли, что во влажных тропических лесах встречается около двух миллионов различных видов растений и животных? (Да.)
2) Верно ли, что в экваториальном лесу тепло и влажно бывает летом и зимой? (Да.)
3) У многих тропических деревьев кончик листа сильно оттянут вниз. Как вы думаете почему? (Чтобы дождевая вода стекала вниз.)
4) Испанцы, прибывшие в Мексику, писали: «Деньги здесь растут на деревьях». Какие «денежные знаки» их так поразили? (Какао-бобы выполняли у туземцев функцию денег.)
5) К какой группе растений принадлежит бамбук? (К злакам.)
6) У этих обитателей экваториальных лесов стебли достигают 300 метров в длину. О каких растениях идет речь? (О лианах.)
7) Площадь экваториальных лесов увеличивается или сокращается? (Сокращается.)
111. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. С растительным миром экваториальных лесов мы уже хорошо познакомились. А без кого не могут существовать леса? (Ответы.) Правильно, без животных.
__ вам интересно узнать, какие животные обитают в экваториальных лесах?
— И раз уж мы находимся в этом лесу, то почему бы нам не познакомиться поближе с его обитателями. Поэтому темой нашего урока будет «Животный мир экваториального леса».
— Какую цель поставим перед собой на уроке? (Учитель при необходимости дополняет ответы учащихся.)
IV. Изучение нового материала.
Ролевая игра «Экскурсовод». Работа с учебником.
Учитель. Ученики, которые вошли в группу «Любознательные», уже познакомились с некоторыми жителями экваториальных лесов. Сегодня они согласились быть нашими экскурсоводами.
Но сначала ответьте на один вопрос. Знаете ли вы, какие обезьяны живут в лесах Амазонии?
Ревуны (демонстрация слайдаШ 18) — одни из самых крупных видов среди американских обезьян. Размер этой обезьяны — с боль-шую'собаку, а масса тела — 5,7—7,4 кг. У ревуна-самца мощное горло и особые гортанные мешки, усиливающие его крики. Это древесные животные. Они могут висеть на хвосте, который обвивается вокруг ветки, а передними конечностями подносить ко рту пищу.
Учитель. Прочитайте в учебнике (с. 93) о ревунах. Что нового вы о них узнали?
__Давайте познакомимся с другими видами обезьян.
Паукообразные обезьяны висят на ветвях, цепляясь хвостом и длинными передними конечностями. Некоторые могут делать прыжки как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Цепким хвостом эти обезьяны могут схватывать небольшие порции пищи и подносить ко рту. Питаются они побегами растений, фруктами, насекомыми, птенцами и птичьими яйцами.
Игрунки— самые маленькие обезьяны экваториальныхлесов. Наиболее крупные из них (львиные игрунки) обладают массой всего 450—550 г при длине Тела 22__37 см. Карликовые игрунки имеют длину тела всего 15 см, поэтому долгое время их считали детенышами других обезьян.
У самца чертовой обезьяны (саки-монаха) вокруг лица и на плечах растут лохматые волосы, напоминающие капюшон монахов, сзади — толстый и пушистый хвост. Пугливые и осторожные, эти обезьяны живут высоко на деревьях и никогда не спускаются на землю.
Учитель. А знаете ли вы, что самые медлительные звери на Земле — ленивцы. Самый «проворный» из них передвигается со скоростью не более полутора метров в минуту. Прочитайте в учебнике (с. 94) о ленивцах.
— Что вы узнали об этих животных?
:— Отгадайте мою загадку и вы узнаете, о ком пойдет речь дальше.
* * * Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
— Подходи, кто очень смел. (Змея.)
— Прочитайте, что говорится о змеях в тексте (с. 94).
— Что вы узнали о змеях?
— К ним, конечно, лучше не приближаться, а вот издали понаблюдать можно. (Демонстрация слайда № 36.)
Анаконды великолепно плавают и ныряют. Добычу подкарауливают, терпеливо лежа на мелководье у мест, куда животные приходят на водопой. Анаконды относятся к удавам. Эти змеи удушают свою добычу, крепко обвивая ее кольцами сильного мускулистого тела.
Физкультминутка.
Учитель. Без кого нельзя представить любой лес, в том числе и экваториальный? (Предположения учащихся.)
— Чтобы узнать точный ответ, отгадайте еще одну загадку.
* * * Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки .
Строят дом себе на кочке. (Муравьи.)
Муравьи распространены во всех ярусах леса. Некоторые виды кочуют, истребляя все на своем пути. А теперь познакомимся с термитами.
Термитов (демонстрация слайда № 40) иногда неправильно называют белыми муравьями. В действительности их ближайшие родичи — тараканы. Термиты общаются между собой не только при помощи запахов, но и звуков. В случае опасности они ударяют головой по стенке хода или по любой деревяшке, и этот ритмичный звук привлекает внимание других особей. «Барабанят» термиты с частотой более 24 ударов в секунду.
Учитель. Прочитайте в учебнике (с. 94) о термитах.
— Что нового вы узнали об этих насекомых?
— Как вы думаете, как называется зверь, который питается муравьями?
Благодаря отличному обонянию муравьед находит муравейник или термитник. Длинными и мощными когтями проделывает в нем отверстие и засовывает в образовавшийся пролом свою узкую морду (она имеет вытянутую трубкообраз-ную форму) с длинным клейким языком, покрытым крошечными иглами. При этом он никогда не разрушает жилища муравьев до основания и не съедает их всех. Муравьед возвращается к муравейнику еще не раз, чтобы полакомиться. Интересно, что в желудке муравьеда нет соляной кислоты, как у других млекопитающих. Для переваривания пищи используется муравьиная кислота съеденных муравьев.
Учитель. Прочитайте в учебнике (с. 95) о муравьедах.
— Что нового вы узнали об этих животных?
Перед вами ягуар — самое крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих, живущих в Южной Америке. Длина его теламожет достигать 1,5—1,8 м, при этом длина хвоста — 70—90 см. Окрас оранжевый с черными кольцами и пятнами, иногда ягуар может быть сплошь черным. Ягуар не способен долго и быстро бежать, поэтому всегда старается как можно незаметнее и ближе подобраться к своей добыче. Охотится он на оленей и других наземных животных, но может питаться также рыбой, черепахами и их яйцами. Ягуары ведут бродячий образ жизни, активны на рассвете и в сумерках, хорошо плавают.
Эти хищники держатся поодиночке, размножаются круглогодично, однако, как правило, спаривание происходит в августе-сентябре. Беременность длится 100—ПО суток. В помете — 2—4 детеныша.. Ягуары находятся под угрозой исчезновения, а потому занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов.
— Прочитайте в учебнике (с. 95) о ягуаре.
— Что нового вы узнали об этом хищнике?
физкультминутка.
Учитель. Не только разнообразными зверями богат экваториальный лес, но и необычными птицами. Здесь можно встретить самую маленькую птицу в мире — колибри.
Колибри не могут ходить, зато прекрасно летают, причем не только вперед, но и назад, а также в любую сторону и даже — вниз головой. Кроме того, они могут висеть в воздухе на одном месте, высасывая своим длинным клювом нектар из цветков. Некоторые колибри взмахивают крыльшнсами 90 раз в секунду. Гнездо этой птицы величиной с половинку грецкого ореха.
Прочитайте в учебнике (с. 95—96) о колибри.
— Что нового вы узнали об этой птице?
Среди разнообразных птиц экваториальных лесов, наверное, самые известные — красавцы попугаи.
— Знаете ли вы, как называется самый крупный попугай?
— Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (с. 96).
— У попугаев ара сильный и крепкий клюв. Им они способны расколоть любые орехи и плодовые косточки — свое любимое лакомство. А еще в рацион ара входит... глина! Попугаи клюют ее, слетаясь на обрывистые речные берега. Ученые считают, что речная глина богата минеральными веществами, что является для этих птиц своеобразным лекарством. Многие семена, съеденные попугаями, вызывают у них боли в желудке, поскольку содержат ядовитые вещества, а глина нейтрализует их, действуя как противоядие.
V. Закрепление изученного материала.
Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Насколько хорошо вы запомнили животных экваториальных лесов, проверим с помощью кроссворда. Разгадав его, мы сразу же окажемся дома. Посмотрим, чья группа первая вернется домой.
Работа в группах. Разгадывание кроссворда.

1. Животное, у которого трудно определить, где голова, а где хвост. Любитель термитов и муравьев. (Муравьед.)
1. Насекомое, по виду напоминающее муравья, питается остатками растений. (Термит.)
3. Одна из самых длинных змей (достигает 10 м), убивает жертву, обвивая и сжимая ее своим телом. Встречается в реке Амазонка. (Анаконда.)
4. Это животное ведет древесный образ жизни. С помощью длинных ' конечностей и цепкого хвоста ловко передвигается по деревьям, раскачиваясь на ветвях. (Обезьяна.)
5. Яркоокрашенные птицы. Среди них самый большой—ара. (Попугай.)
6. Животное, получившее свое название из-за крайней медлительности и за то, что большую часть своей жизни проводит во сне. (Ленивец.)
7. Самые маленькие птички на земле, питающиеся нектаром растений. (Колибри.)
8. Хищная кошка, живущая в лесах Амазонии. (Ягуар.) Проверить решение кроссворда можно с помощью слайдов № 50—58
или фронтального опроса.
Учитель. Какое слово можно прочесть в выделенной горизонтальной строке кроссворда? (Амазония.)
— Я рада, что вы все благополучно вернулись домой.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
— Все ли было понятным?
— Справились ли с достижением поставленной цели?
VII. Рефлексия.
1. Самооценка. Взаимооценка.
Учитель. Оцените свою работу и работу одноклассников на уроке. (Описание метода приведено на с. 19.)
2. Метод «Одним словом».
Учитель. Понравилось ли вам путешествие?
— Было ли оно для вас познавательным?
—- Назовите то, что вам больше всего понравилось на уроке, одним словом, которое бы отражало ваш выбор. (При необходимости можно попросить учагцихся прокомментировать свой выбор.)
VIII. Домашнее задание.
1. Прочитать статью в учебнике (с. 93—96), ответить на вопросы.
2. Подготовить сообщение о любом животном экваториального леса.