1.Организационный этап. Рефлексия настроения и эмоционального настроя. Мотивация учебной деятельности. | -Прозвенел звонок, начинается урок. СЛАЙД Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем! - Сейчас у нас урок мир природы и человека. И я вам даю установку на урок: СЛАЙД - Будьте внимательны! - Будьте наблюдательны! - Будьте активны! - И всё у вас получится! - С каким настроением вы пришли сегодня в школу? Покажите жестом: палец большой вверх – отличное настроение, большой палец вниз – настроение плохое. Я вижу, что у вас хорошее настроение, а значит, урок у нас будет успешным. - Не забывайте об основном правиле на уроке: «Ответить хочешь - не кричи, а только руку подними». А сейчас сядут те учащиеся, у кого на карточке изображён предмет живой природы. Теперь сядут те, у кого предмет неживой природы. В чём отличие живой природы от неживой природы? | Настраиваются на урок. Проверяют свою осанку за партой. Психологический настрой на урок. Дети показывают свое настроение. Называют основное правило поведения на уроке. Повторяют, что относится к живой и неживой природе, в чем отличие. |
4. Определение темы и постановка целей урока. | Загадки: 1. Желтые и красные 2. Зимой беленький, На солнышке блестят. А летом серенький. Их листья, словно, бабочки, Никого не обижает. Летают и кружат. А всех сам боится. (Осенние деревья)- растения (Заяц)- животные - Кто догадался, о чем мы сегодня на уроке будем говорить? Какова же тема нашего урока? А урок у нас сегодня необычный. Мы отправляемся в путешествие. А вместе с нами будет путешествовать Лесовичок. Поздоровайтесь с ним. Лесовичок хочет проверить, как вы умеете работать на уроке и как запомнили с прошлых уроков, какие изменения произошли в природе с наступлением осени. Хотите узнать, на чём мы будем путешествовать? Отгадайте загадку. | Определяют тему урока. Ставят цель урока. Ответы детей. Называют транспорт. Рассматривают картинку поезда. |
5. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний. | 1 станция «Осенняя» СЛАЙДЫ- месяцы - Сколько у осени месяцев? Назовите их по порядку. СЕНТЯБРЬ. Женя прочитает стихотворение «Осень пришла». Ранней осенью в сентябре созревают орехи, желуди, ягоды калины, шиповника. Это дары осени. Осенью так же вырастает много грибов, которыми не прочь полакомиться и животные и люди. - Второй месяц осени – октябрь - называют золотой осенью. Листья на деревьях желтеют и опадают. Начинается листопад. Кирилл Петров прочитает наизусть стихотворение «Падают листья». - А сейчас, ребята, послушайте стихотворение «Октябрь». Расскажет его Заворина Даша. Скажите, о каком признаке осени в нем говорится? - Ноябрь – поздняя осень. Начинаются заморозки. Деревья и кустарники сбросили листья, трава увяла. Выпал первый снег. Ребята, вы сказали, что с наступлением осени стало холоднее. А почему? Работа с демонстрационным материалом. «Солнышко» - Солнце. (Солнце греет меньше). - Шапка, куртка, сапоги. (На улице становится холоднее). - Символы дня и ночи – чёрная длинная и короткая жёлтые полоски. ( День становится короче, ночь – длиннее.) - Зонт. (Часто идут дожди). - Дерево. (Начали желтеть и опадать листья). - Птица. (Птицы улетают на юг). Повторение признаков осени по опорной картинке. - Посмотрев на данные рисунки, какой вывод мы можем сделать, ребята? Что происходит с растениями в лесу осенью? | Называют месяцы по порядку. Дети читают наизусть стихи. Повторяют хором слово «листопад». Называют признаки осени. Отвечают: «Солнышко опустилось ниже над землей…». Повторение признаков осени по опорной картинке. |
6. Изучение нового материала. | Работа по теме урока. 2 станция «Мир растений» СЛАЙД Какие изменения произошли в жизни растений? Что произошло с травами, цветами? Что произошло с деревьями? А хорошо это, или плохо, что деревья сбрасывают на зиму листочки? А теперь представьте, что вы осенние листочки. Выберите из корзинки любой листочек, определите с какого он дерева. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА ИГРА «Лист, лети ко мне» включает музыку, дети кружатся, пока учитель не назовёт листочек (например : кленовый лист лети ко мне). Мы листочки осенние, Ветер снова набежал На ветках мы сидим. И листочки все поднял. Дунул ветер – полетели Закружились, полетели Мы летели, мы летели И на землю снова сели. И на землю тихо сели (дети садятся по местам). 4 станция «В мире животных» Животные тоже готовятся к зиме. А как сейчас узнаем. Но вначале проведём словарную работу. На доске висят карточки со словами, прочитаем и объясним смысл. Спячка – состояние, сходное с длительным сном. Линька – смена наружного покрова (шерсти) у животных. Подшёрсток – нижний мягкий слой шерсти у животных. - Ребята, а как вы думаете, в жизни животных происходят какие-то изменения или все остается по-старому? Им весело и хорошо? РАБОТА в ПАРАХ ИГРА «Сложи картинку» Сейчас вы соберете пазлы и определите про каких животных мы будем говорить. - Осенью белка и заяц меняют шерсть (линяют). Старый мех выпадает, появляется новый, более теплый. Меняется его цвет. Летом белка рыжая, а зимой серая. Заяц летом серый, а зимой белый. Таким образом, эти животные готовятся встречать зиму. (6 слайд) Ребята, как вы думаете, почему белка и заяц меняют цвет своей шерсти? - У лис и волков вырастает теплый подшёрсток. Их шуба становится толстой и теплой. Они не делают себе заготовок на зиму. Зимой они охотятся на других зверей. - К осени медведь уже становится жирным и наедается последними ягодами и орехами. Он ищет себе место для зимней спячки. Ежи, змеи и барсук тоже, как и медведи, впадают в спячку. (8 слайд) Как вы думаете, зачем медведь накапливает жир и впадает в спячку? Даниил, а ты сможешь ответить на вопрос, как быть птицам осенью? Они тоже весело чирикают и летают, ищут себе мошек и насекомых? Я сейчас назову такие слова как ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ, может, мы с вами сумеем сказать, как эти слова относятся к жизни птиц? - Осенью всё меньше становится корма. Исчезают насекомые, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы совсем не смогли бы найти себе корм. Поэтому многие птицы, улетают на юг. Они называются ПЕРЕЛЕТНЫМИ птицами, например, гуси, утки, соловьи, скворцы, ласточки. - Некоторые птицы остаются зимовать. Например, синица и сорока – птицы, которые не улетают зимой. Они называются ЗИМУЮЩИМИ. А каких птиц ты можешь увидеть в городе зимой? | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы. Отвечают: «Осенью созревают орехи, вырастают грибы. Листья деревьев желтеют и опадают, деревья остаются голыми. Трава и цветы желтеют и увядают». Дети выбирают листочек. Называют дерево (Этот листок с берёзы – берёзовый листок). Играют. Проводится словарная работа. Объясняют смысл слов (спячка, линька, подшёрсток, запасы) Работают в парах, собирают пазлы. (лиса, заяц, белка, медведь). Принимают участие в беседе. - Животным не весело осенью, так как погода становится холодной. Поздней осенью тяжело найти себе корм. - У них начинается линька и растет светлый подшерсток, что частично меняет цвет шубы. Новый цвет шубы защищает зайца и белку от волков и лис, так как они становятся более незаметными среди снега и деревьев. - Потому что медведям тяжело найти зимой пищу и они впадают в спячку, а жир помогает им согреваться и не умереть с голоду. - Осенью насекомые впадают в спячку, прячутся, и птицам тяжело достать корм. - Птицы, которые улетают на юг, называются перелетными. Выходят к доске, рассматривают зимующих и перелетных птиц. - В городе зимой можно увидеть голубей, воробьев, снегирей. |
7. Закрепление знаний. Физминутка для пальцев. Работа в парах. | Гимнастика для глаз Сейчас немного отвлечемся и дадим нашим глазам отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для глаз. Коррекция в процессе получения новых знаний. Работа с учебником. Посмотрите на наш учебник. Найдите рисунки на стр. 18. Что мы видим? Кто опишет? Задание: подумай, кукую пищу выберет птичка, а какую – белка. Работа по учебнику. Стр. 20-23. Поиграем. Я сейчас задам вам вопросы, а вы поднимайте руку и отвечайте. За ответы вы будете получать отметки. Посмотрите на картины на доске (медведь, заяц, белка, лиса, волк). Рассмотри животных. -Кто из них впадает в спячку? - Кто из них меняет цвет шерстки? - Кто из них заготавливает корм на зиму? - Кто из них охотится на других зверей? Физминутка. Пальчиковая гимнастика. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ИГРА «Расскажи-ка мне, дружок» Задание: составь рассказ по картинкам. | Делают гимнастику для глаз - На одной картинке изображена птица, а на другой белка. И внизу в один ряд картины с изображением ягод, орехов и грибов. Выполняют задание. Отвечают: белка выберет грибы, орехи и желуди, а птица ягоды калины и шиповника. Так же есть птицы, которые питаются желудями - Медведь впадает в спячку. - Белка и заяц меняют цвет шерсти - Белка заготавливает себе корм на зиму - Лиса и волк охотятся на других зверей Выполняют пальчиковую гимнастику. Выполняют индивидуальную работу. |
8. Рефлексия. Словесная оценка деятельности обучающихся. | Нам пора возвращаться. Давайте, попрощаемся с Лесовичком, скажем ему спасибо за путешествие. Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами славно потрудились и можем подвести итоги. О чём мы говорили на уроке? Кто путешествовал вместе с нами? Вам понравилось путешествие? У вас на партах лежат листочки. Кто из вас считает, что сегодня на уроке хорошо работал, не испытывал трудности отклеивает свой листочек и приклеивает на ствол нашего дерева. Кому было сложно на уроке, кто испытывал трудности – оставляет листочек себе. Посмотрите, ребята, какое красивое дерево у нас получилось. Молодцы. Мне тоже понравилось, как вы работали на уроке. Домашнее задание: по картинкам составить рассказ «Осень» Урок окончен. Спасибо за работу. | Прощаются. Ученики подводят итог урока. Отвечают на вопросы. Подводят итоги своей работы. Приклеивают листочки. Слушают учителя. |