Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Белоомутская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект открытого урока предмету «Мир природы и человека»
В 4 классе.
Тема: Дикие животные зимой.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
О. И. Белопейская
высшая квалификационная категория
23. 01. 2023 г.
Цель уточнить и расширить представления детей о жизни диких зверей и птиц в зимнее время, показать стремление людей помогать животным и птицам зимой.
Задачи:
Коррекционно – образовательная: формировать представления детей о жизни диких животных и птиц зимой;
Коррекционно – развивающая: работать над формированием связной речи, обогащать словарный запас;
Коррекционно – воспитательная: воспитание мотивации к учению, бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Личностные УД: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Регулятивные УД: оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные УД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты.
Познавательные УД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УД: формировать представления детей о жизни животных зимой.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивное оборудование, компьютер, слайдовое сопровождение урока.
Дидактический (раздаточный) материал: карточки времена года, карточки домашних и диких животных, учебники, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для слабоуспевающего ученика.
Ход урока:
1. Орг. момент: Психологический настрой.
Дети хором говорят слова:
- Встанем мы тихонечко,
Сразу успокоимся.
На хорошую работу
Мы сейчас настроимся.
Ребята, улыбнитесь мне! Улыбнитесь друг другу! Вот с таким хорошим настроением мы и начинаем наш урок.
- Какой у нас сейчас урок? (У нас сейчас урок мир природы и человека).
- О чём мы говорим на этих уроках? (мы говорим о живой и неживой природе).
II.Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Ребята, скажите пожалуйста, о каком времени года пишет поэт?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (О зиме).
-По каким признакам вы догадались, что это зима? (снег лежит, иней, речка подо льдом).
- На доске висят картинки с изображением времен года. Найдите картинку с тем временем года, о котором говорилось в стихотворении.
- Назовите зимние месяцы.
- На доске месяцы: сентябрь, январь, декабрь, ноябрь, февраль, октябрь.
Выбери зимние месяцы и расположите их в правильном порядке следования. А сейчас какой месяц? (ответы детей).
- Ребята, а давайте с вами вспомним приметы зимы с помощью игры «Продолжи фразу».
Земля покрыта ……….., а реки и озёра – ……………….
Стало ………….., на улице мороз.
Дуют сильные ветры, часто бывают …………………..
Ночи стоят ………., а дни – ……….
Люди надели ………….
Дети катаются на ……….., ………….., …………, лепят ………., играют в ………..
III. Изучение нового материала
- Ребята, сейчас я вам буду читать загадки, вы внимательно слушайте и отгадывайте. (После каждой отгадки выставляется картинка дикого животного на доску).
Проворная зверушка
Живёт в дупле-избушке.
У рыженькой малышки
В дупле грибы и шишки. (Белка)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса,
А зовут ее …. (Лиса)
Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в берлоге снеговой? (Медведь)
-Назовите общим словом. (Дикие животные)
-Значит, о ком сегодня будем говорить?
-Какова тема нашего урока? (Дикие животные зимой).
- Объясните, почему их называют дикие? (Живут на свободе и могут обходиться без помощи человека. Они сами строят себе жильё и добывают пищу.)
-Ребята, как вы думаете, животным как живется в зимнем лесу в лютые морозы и снегопады?
-Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по зимнему лесу. Согласны?
- А на чем мы можем добраться зимой до леса? (На лыжах.)
- Встаем на лыжи, возьмем палки покрепче. Вперед! Двигаемся в зимний лес.
Мы на лыжах в лес идём
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
(Встают на воображаемые лыжи, попадают в зимний лес).
- Итак, мы с вами в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво. (видеофильм о зиме «Сказки зимнего леса)
- Где же животные? Наверное, они спрятались. Будем искать…По классу развешаны картинки диких животных. Учитель даёт информация о каком – либо животном, ученик отгадывает его, находит картинку и на ребёнка надевается шапочка того животного, которое он отгадал.
Волк – хищник, охотится на кабанов, лосей и зайцев. Может разорить птичье гнездо, съесть и птенцов, и яйца. Бегая по зимнему лесу, и лисица может стать добычей серого разбойника.
Лиса питается мелкими животными, растениями и грызунами. Зимой она охотится на полевыми мышами. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу. Не откажется плутовка и от плодов, фруктов, ягод, птенцов и кладкой птичьих яиц.
Зайцы к зиме одеваются в белую тёплую шубку. Кормятся побегами и корой различных деревьев. Любят иву и осину. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды, а в стогах – полакомиться сеном.
Белка На дереве у него домик – дупло. К зиме она выстилает его мхом и сухими листьями, вход закрывает мхом, поэтому там тепло. На зиму заготавливает орехи, желуди, шишки, грибы. Летом - рыжая, к зиме линяет, становится серебристо - серая.
Медведь. Этот зверь живёт в лесу. Перед зимней спячкой линяет, он меняет шубу на зимнюю, теплую, густую, длинную и пушистую. Только шуба у него и летняя, и зимняя одного и того же цвета, тёмно – коричневого. Зимой ему трудно найти пищу, поэтому он спит в берлоге, выкопанной под корнями деревьев, которую выстилает травой ещё до первого снега. Зимой пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Если этого зверя разбудить, то он выходит голодный и в это время очень опасен. Его называют – шатун.
IV. Физминутка.
- Вы хорошо потрудились. Дикие животные предлагают вам отдохнуть.
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево),
Тянет лисонька свой нос. (Руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
Работа с учебником.
-Рассмотрите внимательно следы на с. 27
(для учащихся заранее подготовлены карточки как в учебнике со следами животных, которые они должны приклеить в свои тетради и подписать, где чей след.)
Собрать пазлы с животными ( ученики 2 класса) и наклеить и в тетрадь.
-Ребята, как мы можем диким животным и зимующим птицам в это холодное время? (Для птиц сделать кормушки и периодически насыпать туда корм. Для диких животных в определенные места разносить сено, ветки, семечки).
- Давайте сейчас накормим наших животных.
Дидактическая игра «Чья еда?»
На экране показываются картинки с изображением еды жителей леса. Предлагается отгадать, кто забыл свои припасы, и вернуть их хозяину. В случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением еды появляется картинка с изображением хозяина: белка, лось, заяц, зимующие птицы.
V. Подведение итогов работы.
С какими дикими животными мы с вами встретились?
Ребята, что нового вы сегодня узнали о диких животных?
Что вам больше всего запомнилось?
Что было самым интересным?