Закрепление в практической работе способа действия, описанного в правиле | -Откройте учебник на странице 99 номер 1. -Что нужно сделать в этом упражнении? -Вспомните, в каком случае в слове есть опасное место? -Если это непарный по звонкости-глухости, их надо проверять? -Какие мы знаем непарные звонкие? -Какие мы знаем непарные глухие? -Если будут парные согласные мы будем их проверять, а если будут непарные согласные, то мы их проверять не будем. -Итак, первое слово «суп». Будем проверять? Почему? -Верно, пока оставим его. Второе слово «хлеп». Будем проверять? -Верно, пока тоже оставим его. -Третье слово «пар». Его нужно проверять? Почему? -Верно, давайте запишем к себе в тетрадь слово «пар». -Следующее слово «ден`». Его нужно проверять? Почему? -Верно, давайте запишем к себе слово «день». -Следующее слово «шарф». Его нужно проверять? Почему? -Пока оставим это слово. -Дальше слово «лес». Будем проверять? Почему? -Пока оставим это слово. -Следующее слово «лен`». Будем проверять? Почему? -Запишем это слово в тетрадь -Следующее слово «сол`». Его нужно проверять? Почему? -Давайте запишем это слово в тетрадь. -Далее слово «дом». Будем его проверять? Почему? -Запишите это слово в тетрадь. -Следующее слово «дуп». Его нужно проверять? Почему? -Оставим пока что это слово. -Следующее слово «бор». Будем проверять это слово? Почему? -Запишем это слово в тетрадь. -Далее слово «сон». Его нужно проверять? Почему? -Запишем это слово в тетрадь. -Следующее слово «зуп». Его нужно проверять? Почему? -Верно, оставим его пока что. -Дальше слово «рубл`». Будем его проверять? Почему? -Запишем его в тетрадь. -Следующее слово «шкаф». Его нужно проверять? Почему? -Верно, пока оставим и не будем его писать. -Следующее слово «дар». Его нужно проверять? Почему? -Запишем слово в тетрадь. -И последнее слово «май». Его нужно проверять? Почему? -Запишите к себе это слово. -Вернемся к словам, которые нужно проверить. Первое слово «суп». -Напомните мне, какие способы проверки вы знаете? -Давайте попробуем подобрать родственное слово. (один ученик выходит к доске) -Что получилось? -Какую букву пишем в корне? -Верно. Следующее слово, которое мы должны проверить «хлеп». -Какие способы проверки мы можем использовать? -Давайте напишем у доски. (выходит к доске) Что получилось? -Какую букву будем писать в корне? -Следующее слово «шарф». -Какие способы проверки мы можем использовать? -Давайте запишем слово у доски. (выходит к доске) -Что получилось? -Какую букву будем писать в корне? -Следующее слово «лес». (один ученик выходит к доске) -Какой способ проверки можем использовать? -Что получилось? -Какую букву пишем в корне? -Следующее слово «дуп». -Какие способы проверки согласного можем использовать? -Давайте запишем слово у доски. (выходит к доске) -Что получилось? -Какую букву будем писать в корне? -Следующее слово «зуп». -Какие способы проверки согласного можем использовать? -Давайте запишем слово у доски. (выходит к доске) -Что получилось? -Какую букву будем писать в корне? -Следующее слово «шкаф». -Какие способы проверки согласного можем использовать? -Давайте запишем слово у доски. (выходит к доске) -Что получилось? -Какую букву будем писать в корне? -Верно. Молодцы. -Какой вывод мы можем сделать, исходя из данного задания? -Какими способами? | Выписать слова, которые не нужно проверять. Выписать слова с орфограммами. Если корень оканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук. Нет, не надо й, л, м, н, р х, ц, ч, щ Да, потому что в корне стоит парный согласный Да, потому что в корне стоит парный согласный Нет, не нужно, потому что в корне стоит непарный звонкий согласный Нет, потому что в корне стоит непарный звонкий согласный Записывают слово Да, потому что в корне стоит парный согласный Да, потому что в корне стоит парный согласный Нет, потому что в корне стоит непарный звонкий согласный Записывают слово в тетрадь Нет, потому что в корне стоит непарный звонкий согласный Записывают слово Нет, потому что в корне стоит непарный звонкий согласный Записывают слово Да, потому что в корне стоит парный согласный Нет, потому что в корне стоит непарный звонкий согласный Записывают слово «бор» Нет, потому что в корне стоит непарный звонкий согласный Записывают слово Да, потому что в корне стоит парный согласный Нет, потому что в корне стоит непарный звонкий согласный Записывают в тетрадь Да, потому что в корне стоит парный согласный Нет, потому что в корне стоит непарный звонкий согласный Записывают в тетрадь Нет, потому что в корне стоит непарный звонкий согласный Записывают в тетрадь Подобрать родственное слово, чтобы после согласного оказался гласный Суповой-суп Пишем букву «п» Подобрать родственное слово, чтобы после согласного оказался гласный Хлебушек-хлеб Букву «б» С помощью слова «нет» «нет» шарфа-шарф Букву «ф» Подобрать родственное слово, чтобы после согласного оказался согласны «л», «м», «н», «р» Лесной-лес Букву «с» С помощью слова «много» «много» дубы-дуб Букву «б» Подобрать родственное слово, чтобы после согласного оказался гласный З убик-зуб Букву «б» С помощью слова «нет» «нет» шкафа-шкаф Букву «ф» Для того, чтобы правильно написать согласный в корне, нужно проверить его разными способами Подобрать родственное слово, чтобы после согласного оказался гласный, подобрать родственное слово, чтобы после согласного оказался согласный «л», «м», «н», «р», использовать слова «много» и «нет» | Регулятивные (формируем умение) Коммуникативные (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) Познавательные (умение строить речевое высказывание) Предметные: -наблюдение за чередованием согласных звуков в конце слова; -применять различные способы проверки согласных в корне слова; -графически обозначать корень слова. |
Упражнения на этапе первичного закрепления | -Давайте откроем свои печатные рабочие тетради на странице 34. И выполним упражнение 2. -Что нужно сделать в этом задании? -Прочитайте первую пару слов. -Какой звук мы слышим в слове «рот»? -Какую букву мы пишем в этом слове? -Прочитайте следующую пару слов. -Какой звук мы слышим в слове «год»? -А какую букву пишем? -Верно. Один и тот же звук [т] может обозначаться разными буквами «д» и «т». (Обратить внимание детей на запись звуков и букв в тетради.) -Ребята, обратите внимание, что звуки на письме обозначаются в квадратных скобках. -Точно также, ребята, мы сейчас с вами должны сделать. -Мы должны подобрать такие слова, чтобы там слышался какой звук? -Верно, но, чтобы обозначался разными буквами, парными по звонкости-глухости. -В слове гриб мы слышим звук [п], но пишем «б». -Значит нам какое слово нужно подобрать? -Какие мы можем подобрать примеры? -Давайте докажем это со словом суп. Как вы поняли, что там должна быть буква «п»? -Какая пара у вас получилась? -Давайте запишем пару слов суп-супы. -А теперь посмотрите нам надо полностью заполнить пропуски так, чтобы у обоих слов на конце корня был звук [с]. -Придумайте такие пары слов, чтобы в одном случае слышался звук [с] и писалась буква «с», а в другом случае, чтобы слышался звук [с], но писалась буква «з». -Какие примеры вы можете привести со звуком [с] и буквой «с»? -Давайте докажем это со словом вкус. -Как вы поняли, что там совпадает звук и буква? -Какая пара слов получилась? -Давайте запишем эту пару слов в первую строчку. -Какие примеры вы можете привести со звуком [с], но, чтобы писалась буква «з»? -Давайте докажем это со словом приз. -Как вы поняли, что там должна быть буква «з»? -Какая пара слов получилась? -Давайте запишем эту пару слов во вторую строчку. - А теперь посмотрите нам надо полностью заполнить пропуски так, чтобы у обоих слов был звук [ш]. -Придумайте такие пары слов, чтобы в одном случае слышался звук [ш] и писалась буква «ш», а в другом случае, чтобы слышался звук [ш], но писалась буква «ж». -Какие примеры вы можете привести со звуком [ш] и буквой «ш». -Давайте докажем это со словом карандаш. -Как вы поняли, что слышится звук [ш] и пишется буква «ш». -Какая пара слов у вас получилась? -Давайте запишем эту пару слов в первую строчку. -Какие примеры вы можете привести со звуком [ш], но, чтобы писалась буква «ж»? -Давайте докажем это со словом нож. -Как вы поняли, что слышится звук [ш], но пишется буква «ж». -Какая пара слов у вас получилась? -Какое правило вы знаете с сочетанием букв Жи/Ши? -Давайте запишем эти слова во вторую строчку. -Ребят, посмотрите нам даны буквы, а нам нужно, чтобы звук был один и тот же. Какой это будет звук? -Какой звук мы слышим в слове «шарф»? -Какую букву пишем? -Если в слове «шарф» слышится звук [ф] и пишется буква «ф», значит следующая пара слов должна быть какой? -Какие примеры вы можете привести с буквой «в» в корне, но, чтобы звук был [ф]? -Давайте докажем это со словом клюв. -Как вы поняли, что слышится звук [ф], но пишется буква «в»? -Какая пара слов у вас получилась? -Давайте запишем эти слова во вторую строчку. -Ребят, посмотрите нам даны буквы, а нам нужно, чтобы звук был один и тот же. Какой это будет звук? -Какой звук мы слышим в слове «парк»? -Какую букву пишем? -Если в слове «парк» слышится звук [к] и пишется буква «к», значит следующая пара слов должна быть какой? -Какие примеры вы можете привести с буквой «г» в корне, но, чтобы звук был [к]? -Давайте докажем это со словом луг. -Как вы поняли, что слышится звук [к], но пишется буква «г»? -Какая пара слов у вас получилась? -Давайте запишем эти слова во вторую строчку. | Нужно заполнить пропуски Рот-рты Мы слышим звук [т] Пишем букву «т» Год-годы Мы слышим звук [т] Пишем букву «д» Чтобы слышался звук [п] Чтобы слышался звук [п] и писалась буква «п» Суп, карп, укроп Подобрать родственное слово, чтобы после согласного оказался гласный Суп-супы Записывают в колонку Нос, вкус, ананас и т.д. Подобрать родственное слово, чтобы после согласного оказался гласный Вкус-вкусы Записывают слова Арбуз, приз, образ и т.д. Подобрать родственное слово, чтобы после согласного оказался гласный Приз-призы Записывают слова Карандаш, малыш, камыш и т.д. Подобрать родственное слово, чтобы после согласного оказался гласный Карандаш-карандаши Записывают слова Нож, морж, пейзаж Подобрать родственное слово, чтобы после согласного оказался гласный Нож-ножи Жи/Ши пиши через И Записывают слова Звук [ф] Слышим звук [ф] Пишем букву «ф» Чтобы слышался звук [ф], но писалась буква «в» Остров, клюв, лев Подобрать родственное слово, чтобы после согласного оказался гласный Клюв-клювы Записывают слова Звук [к] Слышим звук [к] Чтобы слышался звук [к], но писалась буква «г» Луг, ожог, друг Подобрать родственное слово, чтобы после согласного оказался гласный Луг-луга Записывают слова | Регулятивные (формируем умение) Коммуникативные (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) Познавательные (умение строить речевое высказывание) Предметные: -наблюдение за чередованием согласных звуков в конце слова; -применять различные способы проверки согласных в корне слова; -графически обозначать корень слова. |
Обобщающая беседа. Итог урока | -Итак, давайте вспомним, что мы сегодня учились делать? -Какую цель мы ставили перед собой? -Как понять, что в слове есть опасное место? -Верно. Какими способами мы можем проверить согласную в корне? -Хорошо. Дома вам нужно будет выучить правило и алгоритм проверки согласного в корне. | Мы учились писать согласные в корне слова Узнать, как и какую согласную нужно писать в корне слова Если корень оканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук Подобрать родственное слово так, чтобы после согласного стоял гласный; подобрать родственное слово так, чтобы после согласного стоял согласный «л», «м», «н», «р», «й»; поставить слово «много»; поставить слово «нет» | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |