СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивной доски.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивной доски.»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»




Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»




МДК 05.02. Теоретические и методические основы использования цифровых образовательных ресурсов














СООБЩЕНИЕ

Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивной доски.






Выполнила:

студентка 3 курса группы «А»

Бульдина М.С.

Проверил:

Преподаватель информатики:

Коржова А.П.







Астрахань, 2023

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент








- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Сергеевна, и сегодня, урок литературного чтения у вас буду вести я. Можете садиться.

Литературное чтение -

Прекрасный урок!

Много полезного в каждой из строк!

Стих это будет, сказка, рассказ -

Вы учите их, они учат вас!

-Вижу, что к уроку все готовы, молодцы.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу











Этап проверки домашнего задания

- Ребята, давайте проверим, кто внимательно читал предыдущий рассказ. Кто его автор? Как он называется?

-Правильно. На слайде вы видите картинки событий, которые были в рассказе, но события перепутались, давайте восстановим последовательность. (слайд 2)


-Докажите, что это верная последовательность, что же там произошло? Расскажите.















-Ребята, а какое событие отсутствует?



-Верно. (слайд 3). Вижу, вы были очень внимательными. Тогда вы сможете ответить на пару моих вопросов. Какая же основная мысль этого произведения?

-Хорошо, тогда для чего же Осеева написала это произведение? Чему хотела нас научить?

-Почему рассказ называется волшебное слово?

Что это за слово?

Верно.

-«Волшебное слово» Осеева, Валентина Александровна.



- Сначала будет картинка, где Павлик встречает дедушку. Вторая - где он с сестрой. Третья - где он с бабушкой. Четвертая - где он со всеми за столом.


Мальчик собирался убежать из дома из-за того, что он со всеми ругался, но на лавочке встретился старика, который рассказал ему про волшебное слово. Когда он его узнал, то первым делом и побежал к сестре, чтобы попросить у неё краски. Раньше она их ему не давала, но, когда он сказал волшебное слово, она дала ему краски, хоть они ему и были не нужны, и он их почти сразу вернул. Затем он подошёл к бабушке, чтобы попросить у неё пирог, сказав волшебное слово, она ему дала пирог, тогда он обрадовался ещё больше. Затем он выжидал момента, когда брат упомянет, что он собирается покататься на лодке и снова использовал волшебное слово, попросив брата взять его с собой. Тут ему снова пришло волшебное слово на помощь, и брат согласился. (примерный ответ)

-Не хватает той части, когда мальчик вернулся к лавочке, а старика уже не было остались только каракули на песке.


-Нужно быть вежливым. Если относиться к людям с уважением, то они будут также относиться к тебе.


-Для того чтобы показать нам, как это важно быть вежливым.


-Потому что это слово помогало мальчику как по волшебству получить то, что он хотел.

-Пожалуйста

Актуализация знаний.








































Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения.















































Работа с заглавием






Формулирование темы и цели урока.









Словарная работа

- Ребята, давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?

- Молодцы, как вы думаете, почему раздел назвали «Я и мои друзья»?







- Давайте повторим произведениями, с которыми вы уже познакомились. Я буду зачитывать отрывок, а вы должны сказать, как называется это произведение и кто его автор. Сейчас мы узнаем кто самый внимательный.

(4 слайд)

-А меня здесь нет, — не отрываясь от книги, проговорила Наташа, — я путешествую сейчас в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи. — И она перевернула страницу.

-Откуда этот отрывок и кто его автор?



-Верно, молодцы, тогда вот вам посложнее задача. (слайд 5)



Дайте просто каши!

Дали вместо простокваши

Каши нашей Клаше.

— Не хочу я просто каши,

Так — без простокваши!



-Какие молодцы, все помните. Хорошо читаете, внимательно. Но с эти я уверена не справитесь очень тяжелое.(Слайд 6)

А во время передышки

Ел вареники и пышки.

Вскоре вся деревня Мишу

Доставала через крышу.

И это знаете! Какие молодцы!

-Ребята, сегодня мы будем говорить об авторе, который вам хорошо известен. (слайд 7) Это детская писательница, педагог. Автор детских книг о добре и справедливости. Произведения этого автора – это истории о людях и животных, о событиях, которые происходят в жизни друзей, соседей, одноклассников. Как поступить правильно в той или иной ситуации, и как жить по совести? Об этом и многом другом расскажут книги этой замечательной писательницы.

-Вы уже догадались кто это?

-Правильно. Ребята, а что вы знаете об этом авторе?

-Что можете сказать, посмотрев на ее портрет?

- Ребята специально для вас я нашла информацию, которую вы могли не знать об этом авторе, но мне кажется, что вам было бы интересно. Послушайте (слайд 8)

  • Свой первый рассказ "Гришка" она отправила в редакцию по настоянию воспитанников. Часто долгими зимними вечерами у горячей печки Валентина рассказывала детям истории. История о беспризорном мальчике, воспитывающемся в детском доме, очень полюбилась детям, и они настояли на отправке рассказа в редакцию.

  • За всю свою долгую жизнь Валентина Осеева написала всего две больших книги, и за вторую получила Сталинскую премию. В то время такая награды выдавалась очень редко, нужно было хорошенько постараться, чтобы е получить.

  • Валентина Осеева была очень скромным человеком и не особо любила фотографироваться.

- Мы сегодня на уроке продолжим знакомиться с произведениями этого автора.

Читали ее произведения?

- Рассмотрите обложки его книг на слайде. Какие из этих книг вы читали? Кто хочет рассказать? Как вы думаете, о чем эти книги?

-Ребята, каждая из этих книг содержит очень интересную историю, все они вам обязательно понравятся. Я советую вам их обязательно почитать/

- Дети, сегодня мы познакомимся с произведением Валентины Осеевой, но как оно называется, вы должны узнать, для этого решите ребус:

-Ребята, а что это за слово «хорошее», что оно обозначает? Когда так говорят? Что может быть хорошим?

- Ребята, как вы думаете, о чем будет идти речь в произведении?

-Посмотрите на иллюстрацию. Помогает ли она нам понять, что будет в рассказе?



- Ребята, откройте учебник на странице 54. Прочитайте фамилию автора и название произведения. Сформулируйте тему урока.

- Какая будет цель урока?



- Что будем делать на уроке?



- Молодцы.

Мы сейчас с вами будем слушать текст, и вам встретится слово, значение которого вы можете не знать.

- Что такое колодец, кто может ответить?

Колодец - вырытая в земле глубокая прямоугольная яма, достигающая источников воды.(слайд 11)

- Мы изучаем раздел «Я и мои друзья».


- Раздел назвали «Я и мои друзья», потому что в этот раздел включены произведения о дружбе, воспитании чувства товарищества, взаимопомощи.














-Два пирожных

Ермолаев Ю.И.












-Елена Благинина «Простокваша»











-«На печи» — Владимир Орлов.

















-Осеева В.А.

Ответ детей. (Писала о детях, о животных, о хороших делах.)


-Добрая, отзывчивая, располагает к себе.


Рассказ сопровождается презентацией с фотографиями.































-Книги о добре, о хороших поступках,


-Приключения муравья Ферды. Волшебные краски. Цветик семицветик. Экхольм, Ян «Тутта Карлссон, первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»

Волшебник изумрудного города. Чудесное приключение Нильса с дикими гусями.











-Хорошее.




- Это что-то доброе, приятное. Так говорят о настроение, про дело, о погоде.

-Про хорошее настроение/Про хорошее дело.

-Изображены мальчик с девочкой. Нет, не понятно.







-Тема урока: Осеева В. «Хорошее»


- Цель урока: познакомиться с новым произведением известного нам автора.

-Будем читать, отвечать на вопросы, сами задавать вопросы.






-Предположения детей.

Этап первичное восприятие


Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях.


Учитель читает самостоятельно рассказ

Этап проверки первичного восприятия.



1. Произведение какого жанра мы прочитали?


2. Назовите героев рассказа.


3.Кто из них главный? понравился ли он вам и почему?

-Рассказ, потому что он небольшого объема и здесь происходит описание 1 эпизода.

- Юра, сестренка, няня, Трезорка, мама.

- Нет, когда его о чем-то просили он всем грубо отказывал.

4.Этап постановки учебной задачи.



- Вспомните, какой вопрос я задавала до чтения.

-Правильно ли мы предполагали?



- Мог ли он сделать что- то хорошее людям, которые его окружают?

А как вы думаете, почему же тогда так вышло? А чтобы это выяснить, мы еще раз прочитаем рассказ и посмотрим, правы ли мы были.

-Как вы думаете, о чем будет идти речь в произведении?


- Нет, не о настроении./ Да. Хорошего дела тут не было, но о нем думали.

-Мог




Физкультминутка

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Повторяют действия учителя

5.Этап перечитывания и анализа художественного произведения.



















































Чтение 1 части по цепочке. (до слов … хорошее сделать)

– Какая погода была в тот день?

-О чем нам может говорить такая погода?

– Что захотелось сделать мальчику? Зачитайте.

- Ребята, давайте озаглавим 1 часть


Чтение 2 части (до слов … Обиделась сестрёнка, отошла)

– О чём думал Юра?


-С какой просьбой обратилась к нему сестренка? Найдите в тексте, зачитайте

-Как он ответил ей?

-Как отреагировала сестренка?

- Ребята, давайте озаглавим 2 часть


Чтение 3 части (до слов … Покачала головой няня)

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

- О чем он думал потом?


- Что можете сказать об этой мечте?


-А о чем же попросила его няня?

-Как он ей ответил? Зачитайте.

-Был ли он на самом деле так занят? Как вы думаете, почему же он так ответил?


-Как отреагировала няня?

- Что она почувствовала, как вы думаете?

-Ребята, как можно озаглавить 2 часть?



Чтение 4 части. (до слов … полез в кусты.)

-О чем мечтал герой? Зачитайте?


С какой просьбой пришел пес?

-Скажите, а слова «Дай мне попить, Юра!», почему выделены кавычками?

-А может ли пес сам выполнить свою просьбу? Поясните.

Помог ли ему мальчик?

-как отреагировал Трезорка


- Как можно озаглавить часть?


Чтение 5 части.

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

-О чем же спросил юра маму?

Что она ему ответила? Зачитайте


-Ребята, а почему мама так ответила?


-А почему они хорошие?

-Почему же Юра не заметил, что они хорошие?

-Как мы назовем эту часть?


ПЛАН:

1.Хороший денек

2.Просьба сестренки

3.Растроенная Няня

4.Обиженный Трезорка

5.Слова мамы.



Солнце светит. Денёк хороший.

-О том, что будет что-то хорошее.


- И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

-Хороший денек





- если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!

- Погуляй со мной, Юра


- Уходи, не мешай думать!

-Обиделась, отошла.

Просьба сестренки






Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил.

-Она больше похожа на подвиг.

-Убери посуду.

Убери сама — некогда мне!

-Нет, не был, ему просто нравилось придумывать, какие бы хорошие дела он делал.

-Покачала головой.


-Разочарование.

- Растроенная Няня.





-Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!

-«Дай мне попить, Юра!»

-Потому что это мысли Трезорки.


-Нет, он пес, он не может сам налить себе воды.

Нет не помог.

-Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты, обиделся.

Обиженный Трезорка.





-Что бы мне такое хорошее сделать?

Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

-Потому что эти дела были хорошими.

-Это то, о чем просят близкие люди.

-Он хотел совершать подвиги, героические дела.

-Слова мамы.

6.Этап обобщения.






























.


- вам понравился рассказ? Что вам запомнилось?

-Давайте вспомним героев рассказа.


- Каким вы представляли себе главного героя?

-Ребята, давайте выполним последнее задание: нужно определить, как мы можем охарактеризовать Юру. Я вам даю пару минут на выполнение.

-Кто хочет ответить? Почему ты так решил?

- Какие чувства у вас возникали при прочтении?

- Как вы думайте, почему мама сказала именно так?

- Как вы думайте, почему все так расстроилась, когда мальчик отказывал в их просьбах?

-А вы, когда-нибудь так отвечаете?

-А вам так отвечали? В какой ситуации?


Что вы при этом чувствовали?


- Как вы думайте, что сделал мальчик после разговора с мамой?


-Ребята, у вас на партах лежат листочки. Посмотрите на первое задание. Здесь перепутан план. Нам надо восстановить последовательность событий.

С чего начался рассказ? Назовите первый пункт плана.

-Вторым?

Третьим?

Четвертым?

Пятым?


-Ребята посмотрите на пословицы, нам нужно выбрать пословицу, которая больше всех подходит к рассказу. Для этого давайте подумаем, что обозначает каждая из них?




























-Итак, ребята, теперь, когда мы знаем значение этих пословиц, давайте с вами определимся, какая же подходит к нашему произведению?



-Слова мамы. /То как Юра плохо поступил по отношению к близким.

-Юра, сестренка, няня, мама, Трезорка.

-Немного вредный, не обращающий внимания на близких, задумчивый, желающий подвига.





-Смелый, мужественный, непослушный, грубый.

- Обида, злость(примерные ответы)


-Чтобы показать важность даже маленьких поступков.


-Он грубо отвечал.


Да/Нет.

Да/нет, друзья/ дома/продавец/учитель/одноклассник.

-Обиду, злость, огорчение.


-Он извинился и помог.







-Юрик проснулся.

-Просьба сестренки

-Нянина просьба.

-Трезорка хочет воды.

-Мамина просьба.

















Выполняют задание проверяя с образцом.



-Высказывание «Жизнь дана на добрые дела» означает, что жизнь человека, если он будет делать добро другим людям, будет счастлива и прожита не зря.

-Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить. Суть поговорки в том, что красиво говорить – не значит красиво делать. Лучше молчать и при этом совершать правильные и благородные поступки, нежели все время болтать и ничего из сказанного не делать.

-Эта пословица говорит о том, что без друга ты не получаешь дружескую поддержку и помощь; твоя жизнь без друга не так полна событиями. Эта пословица означает то, что без друга нельзя жить.

-Смысл пословицы: «вежливости открываются все двери» заключается в том, что если быть вежливым и добродушным, то люди к тебе потянутся. Дари добро людям, будь вежлив, будь умнее и ты добьешься много в жизни! (приблизительный ответ)


-Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить



Подготовка к чтению по ролям. Чтение по ролям.

Ребята, нам предстоит сложная работа. Сейчас мы с вами будем читать по ролям, как и актерам, нам нужно будет передать все эмоции, нужно будет быть очень внимательными. Перед вами листочки с репликами персонажей. Итак, сколько у нас действующих лиц? Назовите их.

- Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»?

- Есть ли слова у Трезора?

Ребята, прочитайте текст.

-Прочитайте текст еще раз, обозначьте в тексте реплики Юры «Ю», реплики сестры «С», реплики Трезора «Т», реплики Няни «Н», а реплики Мамы– «М».
























-Что вы можете сказать о мыслях Юры? как мы их будем читать?

-А как мы это поняли?


-Посмотрите на реплику сестры. Скажите, с какой интонацией мы будем читать первое предложение?


-Как вы это поняли?



-А ответ Юры?

-Как вы это поняли?

-Следующая реплика какая?


-Как прочтем?

-А как вы это поняли?


-Как прочитаем реплику няни?

- Как вы это поняли?

-А как Юра ей отвечает?

-как мы это поняли?


-Далее идут мысли Юры, читаем как?


-А как прочитаем реплику Трезора.

-Как вы это поняли?



-А как отвечает Юра?

-Как вы это поняли?

-А когда так говорят «пошел вон»

-С какой интонацией мы прочитаем следующую реплику?

Как вы это поняли?


-Как ему отвечает мама?

Как вы это поняли?


-Теперь, давайте прочитаем этот текст по ролям. Поднимите руку те, кто хочет читать за Юру?

(Учитель выбирает одного человека)

-А за сестренку?

(Учитель выбирает одного человека)

А за няню?

(Учитель выбирает одного человека)

А за Трезора?

(Учитель выбирает одного человека)

А за маму?

(Учитель выбирает одного человека)

-Прочитайте текст по ролям.

(Учитель обращается к детям в классе, которые не принимали участие в чтение по ролям)

-Ребята, скажите, понравилось ли вам чтение (называет имена ребят, которые читали) по ролям? Что вам понравилось?

-А теперь скажите, что нужно сделать (называет имена ребят, которые читали), чтобы их чтение стало еще лучше?





- Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор.




-Тот, кто читает за Юру.

-Да, что он думает, как будто хочет сказать


Дети читают текст, отмечая реплики:

«Ю»«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

«С»— Погуляй со мной, Юра!

«Ю»— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:

«Ю»«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

«Н»— Убери посуду, Юрочка.

«Ю»— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Ю»«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

«Т»«Дай мне попить, Юра!»

«Ю»— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

«Ю»— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

«М»— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

-Мечтательно, воодушевлённо.

-Потому что он мечтает о героических поступках, которые хочет совершить.

-С восклицательной, радостно, просительно.



- Потому что в конце предложения стоит восклицательный знак, и она обращается к брату, она его просит.

-Грубо, раздраженно.

-По словам уходи, не мешай, в конце также стоит восклицательный знак.

-Мысли Юры: Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!

- Мечтательно, воодушевлённо

-Он снова представляет героическое дело.

-Ласково.

-По обращению к нему «Юрочка».

-Грубо

-Он говорит: уходи, не мешай, в конце восклицательный знак, он раздражен, что его отвлекают.

-Мечтательно и воодушевленно, он думает о подвигах.

-Прося, с надеждой, жалобно.

-Юра его хозяин, если не он то, кто же поможет псу? Он не может сам себе налит воды.

-Злобно, раздраженно, грубо.

-по словам Пошёл вон! Не мешай

-Когда не хотят кого-то видеть.

-Вопросительно, по-доброму.

-Он обращается к маме, в конце предложения стоит вопросительный знак.

-Спокойно.

-В конце предложения стоит точка, нет слов, которые могли бы выражать яркие эмоции.

Дети поднимают руку и вызываются прочитать текст по ролям.










Дети читают текст по ролям.





Дети высказывают

7. Итог урока

- Ребята, наш урок подходит к концу, давайте повторим.

-Произведение какого автора мы с вами сегодня изучили?

-Какое произведение мы читали на уроке?

- Кто герои были этого произведения?

-Чему оно нас учит?




- Валентина Александровна Осеева.


- Хорошее

-Юра, сестренка, няня, Трезорка, мама

- Хорошие поступки необязательно героические.

8.Рефлексия

- Если вы работали хорошо на уроке, были активны, поднимали руку, отвечали, узнали что-то новое – поднимите зеленый карандаш.

- Если у вас были трудности, вы были не так активны, как хотелось бы, работали не в полную силу, возникли какие-то затруднения – поднимите красный карандаш.

- Урок окончен. Спасибо! Мне очень понравилось, как вы работали! До свидания!

Дети оценивают свою работу на уроке