Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
МДК 05.02. Теоретические и методические основы использования цифровых образовательных ресурсов
Бульдина М.С.
Коржова А.П.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Сергеевна, и сегодня, урок литературного чтения у вас буду вести я. Можете садиться. Литературное чтение - Прекрасный урок! Много полезного в каждой из строк! Стих это будет, сказка, рассказ - Вы учите их, они учат вас! -Вижу, что к уроку все готовы, молодцы. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу |
Этап проверки домашнего задания | - Ребята, давайте проверим, кто внимательно читал предыдущий рассказ. Кто его автор? Как он называется? -Правильно. На слайде вы видите картинки событий, которые были в рассказе, но события перепутались, давайте восстановим последовательность. (слайд 2) -Докажите, что это верная последовательность, что же там произошло? Расскажите. -Ребята, а какое событие отсутствует? -Верно. (слайд 3). Вижу, вы были очень внимательными. Тогда вы сможете ответить на пару моих вопросов. Какая же основная мысль этого произведения? -Хорошо, тогда для чего же Осеева написала это произведение? Чему хотела нас научить? -Почему рассказ называется волшебное слово? Что это за слово? Верно. | -«Волшебное слово» Осеева, Валентина Александровна. - Сначала будет картинка, где Павлик встречает дедушку. Вторая - где он с сестрой. Третья - где он с бабушкой. Четвертая - где он со всеми за столом. Мальчик собирался убежать из дома из-за того, что он со всеми ругался, но на лавочке встретился старика, который рассказал ему про волшебное слово. Когда он его узнал, то первым делом и побежал к сестре, чтобы попросить у неё краски. Раньше она их ему не давала, но, когда он сказал волшебное слово, она дала ему краски, хоть они ему и были не нужны, и он их почти сразу вернул. Затем он подошёл к бабушке, чтобы попросить у неё пирог, сказав волшебное слово, она ему дала пирог, тогда он обрадовался ещё больше. Затем он выжидал момента, когда брат упомянет, что он собирается покататься на лодке и снова использовал волшебное слово, попросив брата взять его с собой. Тут ему снова пришло волшебное слово на помощь, и брат согласился. (примерный ответ) -Не хватает той части, когда мальчик вернулся к лавочке, а старика уже не было остались только каракули на песке. -Нужно быть вежливым. Если относиться к людям с уважением, то они будут также относиться к тебе. -Для того чтобы показать нам, как это важно быть вежливым. -Потому что это слово помогало мальчику как по волшебству получить то, что он хотел. -Пожалуйста |
Актуализация знаний. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения. Работа с заглавием Формулирование темы и цели урока. Словарная работа | - Ребята, давайте вспомним, какой раздел мы изучаем? - Молодцы, как вы думаете, почему раздел назвали «Я и мои друзья»? - Давайте повторим произведениями, с которыми вы уже познакомились. Я буду зачитывать отрывок, а вы должны сказать, как называется это произведение и кто его автор. Сейчас мы узнаем кто самый внимательный. (4 слайд) -А меня здесь нет, — не отрываясь от книги, проговорила Наташа, — я путешествую сейчас в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи. — И она перевернула страницу. -Откуда этот отрывок и кто его автор? -Верно, молодцы, тогда вот вам посложнее задача. (слайд 5) Дайте просто каши! Дали вместо простокваши Каши нашей Клаше. — Не хочу я просто каши, Так — без простокваши! -Какие молодцы, все помните. Хорошо читаете, внимательно. Но с эти я уверена не справитесь очень тяжелое.(Слайд 6) А во время передышки Ел вареники и пышки. Вскоре вся деревня Мишу Доставала через крышу. И это знаете! Какие молодцы! -Ребята, сегодня мы будем говорить об авторе, который вам хорошо известен. (слайд 7) Это детская писательница, педагог. Автор детских книг о добре и справедливости. Произведения этого автора – это истории о людях и животных, о событиях, которые происходят в жизни друзей, соседей, одноклассников. Как поступить правильно в той или иной ситуации, и как жить по совести? Об этом и многом другом расскажут книги этой замечательной писательницы. -Вы уже догадались кто это? -Правильно. Ребята, а что вы знаете об этом авторе? -Что можете сказать, посмотрев на ее портрет? - Ребята специально для вас я нашла информацию, которую вы могли не знать об этом авторе, но мне кажется, что вам было бы интересно. Послушайте (слайд 8) Свой первый рассказ "Гришка" она отправила в редакцию по настоянию воспитанников. Часто долгими зимними вечерами у горячей печки Валентина рассказывала детям истории. История о беспризорном мальчике, воспитывающемся в детском доме, очень полюбилась детям, и они настояли на отправке рассказа в редакцию. За всю свою долгую жизнь Валентина Осеева написала всего две больших книги, и за вторую получила Сталинскую премию. В то время такая награды выдавалась очень редко, нужно было хорошенько постараться, чтобы е получить. Валентина Осеева была очень скромным человеком и не особо любила фотографироваться. - Мы сегодня на уроке продолжим знакомиться с произведениями этого автора. Читали ее произведения? - Рассмотрите обложки его книг на слайде. Какие из этих книг вы читали? Кто хочет рассказать? Как вы думаете, о чем эти книги? -Ребята, каждая из этих книг содержит очень интересную историю, все они вам обязательно понравятся. Я советую вам их обязательно почитать/ - Дети, сегодня мы познакомимся с произведением Валентины Осеевой, но как оно называется, вы должны узнать, для этого решите ребус: -Ребята, а что это за слово «хорошее», что оно обозначает? Когда так говорят? Что может быть хорошим? - Ребята, как вы думаете, о чем будет идти речь в произведении? -Посмотрите на иллюстрацию. Помогает ли она нам понять, что будет в рассказе? - Ребята, откройте учебник на странице 54. Прочитайте фамилию автора и название произведения. Сформулируйте тему урока. - Какая будет цель урока? - Что будем делать на уроке? - Молодцы. Мы сейчас с вами будем слушать текст, и вам встретится слово, значение которого вы можете не знать. - Что такое колодец, кто может ответить? Колодец - вырытая в земле глубокая прямоугольная яма, достигающая источников воды.(слайд 11) | - Мы изучаем раздел «Я и мои друзья». - Раздел назвали «Я и мои друзья», потому что в этот раздел включены произведения о дружбе, воспитании чувства товарищества, взаимопомощи. -Два пирожных Ермолаев Ю.И. -Елена Благинина «Простокваша» -«На печи» — Владимир Орлов. -Осеева В.А. Ответ детей. (Писала о детях, о животных, о хороших делах.) -Добрая, отзывчивая, располагает к себе. Рассказ сопровождается презентацией с фотографиями. -Книги о добре, о хороших поступках, -Приключения муравья Ферды. Волшебные краски. Цветик семицветик. Экхольм, Ян «Тутта Карлссон, первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» Волшебник изумрудного города. Чудесное приключение Нильса с дикими гусями. -Хорошее. - Это что-то доброе, приятное. Так говорят о настроение, про дело, о погоде. -Про хорошее настроение/Про хорошее дело. -Изображены мальчик с девочкой. Нет, не понятно. -Тема урока: Осеева В. «Хорошее» - Цель урока: познакомиться с новым произведением известного нам автора. -Будем читать, отвечать на вопросы, сами задавать вопросы. -Предположения детей. |
Этап первичное восприятие | Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях. | Учитель читает самостоятельно рассказ |
Этап проверки первичного восприятия. | 1. Произведение какого жанра мы прочитали? 2. Назовите героев рассказа. 3.Кто из них главный? понравился ли он вам и почему? | -Рассказ, потому что он небольшого объема и здесь происходит описание 1 эпизода. - Юра, сестренка, няня, Трезорка, мама. - Нет, когда его о чем-то просили он всем грубо отказывал. |
4.Этап постановки учебной задачи. | - Вспомните, какой вопрос я задавала до чтения. -Правильно ли мы предполагали? - Мог ли он сделать что- то хорошее людям, которые его окружают? А как вы думаете, почему же тогда так вышло? А чтобы это выяснить, мы еще раз прочитаем рассказ и посмотрим, правы ли мы были. | -Как вы думаете, о чем будет идти речь в произведении? - Нет, не о настроении./ Да. Хорошего дела тут не было, но о нем думали. -Мог |
Физкультминутка | Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.) | Повторяют действия учителя |
5.Этап перечитывания и анализа художественного произведения. | Чтение 1 части по цепочке. (до слов … хорошее сделать) – Какая погода была в тот день? -О чем нам может говорить такая погода? – Что захотелось сделать мальчику? Зачитайте. - Ребята, давайте озаглавим 1 часть Чтение 2 части (до слов … Обиделась сестрёнка, отошла) – О чём думал Юра? -С какой просьбой обратилась к нему сестренка? Найдите в тексте, зачитайте -Как он ответил ей? -Как отреагировала сестренка? - Ребята, давайте озаглавим 2 часть Чтение 3 части (до слов … Покачала головой няня) - Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше - О чем он думал потом? - Что можете сказать об этой мечте? -А о чем же попросила его няня? -Как он ей ответил? Зачитайте. -Был ли он на самом деле так занят? Как вы думаете, почему же он так ответил? -Как отреагировала няня? - Что она почувствовала, как вы думаете? -Ребята, как можно озаглавить 2 часть? Чтение 4 части. (до слов … полез в кусты.) -О чем мечтал герой? Зачитайте? С какой просьбой пришел пес? -Скажите, а слова «Дай мне попить, Юра!», почему выделены кавычками? -А может ли пес сам выполнить свою просьбу? Поясните. Помог ли ему мальчик? -как отреагировал Трезорка - Как можно озаглавить часть? Чтение 5 части. - Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше -О чем же спросил юра маму? Что она ему ответила? Зачитайте -Ребята, а почему мама так ответила? -А почему они хорошие? -Почему же Юра не заметил, что они хорошие? -Как мы назовем эту часть? ПЛАН: 1.Хороший денек 2.Просьба сестренки 3.Растроенная Няня 4.Обиженный Трезорка 5.Слова мамы. | Солнце светит. Денёк хороший. -О том, что будет что-то хорошее. - И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. -Хороший денек - если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас! - Погуляй со мной, Юра - Уходи, не мешай думать! -Обиделась, отошла. Просьба сестренки Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил. -Она больше похожа на подвиг. -Убери посуду. Убери сама — некогда мне! -Нет, не был, ему просто нравилось придумывать, какие бы хорошие дела он делал. -Покачала головой. -Разочарование. - Растроенная Няня. -Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил! -«Дай мне попить, Юра!» -Потому что это мысли Трезорки. -Нет, он пес, он не может сам налить себе воды. Нет не помог. -Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты, обиделся. Обиженный Трезорка. -Что бы мне такое хорошее сделать? Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору. -Потому что эти дела были хорошими. -Это то, о чем просят близкие люди. -Он хотел совершать подвиги, героические дела. -Слова мамы. |
6.Этап обобщения. . | - вам понравился рассказ? Что вам запомнилось? -Давайте вспомним героев рассказа. - Каким вы представляли себе главного героя? -Ребята, давайте выполним последнее задание: нужно определить, как мы можем охарактеризовать Юру. Я вам даю пару минут на выполнение. -Кто хочет ответить? Почему ты так решил? - Какие чувства у вас возникали при прочтении? - Как вы думайте, почему мама сказала именно так? - Как вы думайте, почему все так расстроилась, когда мальчик отказывал в их просьбах? -А вы, когда-нибудь так отвечаете? -А вам так отвечали? В какой ситуации? Что вы при этом чувствовали? - Как вы думайте, что сделал мальчик после разговора с мамой? -Ребята, у вас на партах лежат листочки. Посмотрите на первое задание. Здесь перепутан план. Нам надо восстановить последовательность событий. С чего начался рассказ? Назовите первый пункт плана. -Вторым? Третьим? Четвертым? Пятым? -Ребята посмотрите на пословицы, нам нужно выбрать пословицу, которая больше всех подходит к рассказу. Для этого давайте подумаем, что обозначает каждая из них? -Итак, ребята, теперь, когда мы знаем значение этих пословиц, давайте с вами определимся, какая же подходит к нашему произведению? | -Слова мамы. /То как Юра плохо поступил по отношению к близким. -Юра, сестренка, няня, мама, Трезорка. -Немного вредный, не обращающий внимания на близких, задумчивый, желающий подвига. -Смелый, мужественный, непослушный, грубый. - Обида, злость(примерные ответы) -Чтобы показать важность даже маленьких поступков. -Он грубо отвечал. Да/Нет. Да/нет, друзья/ дома/продавец/учитель/одноклассник. -Обиду, злость, огорчение. -Он извинился и помог. -Юрик проснулся. -Просьба сестренки -Нянина просьба. -Трезорка хочет воды. -Мамина просьба. Выполняют задание проверяя с образцом. -Высказывание «Жизнь дана на добрые дела» означает, что жизнь человека, если он будет делать добро другим людям, будет счастлива и прожита не зря. -Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить. Суть поговорки в том, что красиво говорить – не значит красиво делать. Лучше молчать и при этом совершать правильные и благородные поступки, нежели все время болтать и ничего из сказанного не делать. -Эта пословица говорит о том, что без друга ты не получаешь дружескую поддержку и помощь; твоя жизнь без друга не так полна событиями. Эта пословица означает то, что без друга нельзя жить. -Смысл пословицы: «вежливости открываются все двери» заключается в том, что если быть вежливым и добродушным, то люди к тебе потянутся. Дари добро людям, будь вежлив, будь умнее и ты добьешься много в жизни! (приблизительный ответ) -Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить |
Подготовка к чтению по ролям. Чтение по ролям. | Ребята, нам предстоит сложная работа. Сейчас мы с вами будем читать по ролям, как и актерам, нам нужно будет передать все эмоции, нужно будет быть очень внимательными. Перед вами листочки с репликами персонажей. Итак, сколько у нас действующих лиц? Назовите их. - Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? - Есть ли слова у Трезора? Ребята, прочитайте текст. -Прочитайте текст еще раз, обозначьте в тексте реплики Юры «Ю», реплики сестры «С», реплики Трезора «Т», реплики Няни «Н», а реплики Мамы– «М». -Что вы можете сказать о мыслях Юры? как мы их будем читать? -А как мы это поняли? -Посмотрите на реплику сестры. Скажите, с какой интонацией мы будем читать первое предложение? -Как вы это поняли? -А ответ Юры? -Как вы это поняли? -Следующая реплика какая? -Как прочтем? -А как вы это поняли? -Как прочитаем реплику няни? - Как вы это поняли? -А как Юра ей отвечает? -как мы это поняли? -Далее идут мысли Юры, читаем как? -А как прочитаем реплику Трезора. -Как вы это поняли? -А как отвечает Юра? -Как вы это поняли? -А когда так говорят «пошел вон» -С какой интонацией мы прочитаем следующую реплику? Как вы это поняли? -Как ему отвечает мама? Как вы это поняли? -Теперь, давайте прочитаем этот текст по ролям. Поднимите руку те, кто хочет читать за Юру? (Учитель выбирает одного человека) -А за сестренку? (Учитель выбирает одного человека) А за няню? (Учитель выбирает одного человека) А за Трезора? (Учитель выбирает одного человека) А за маму? (Учитель выбирает одного человека) -Прочитайте текст по ролям. (Учитель обращается к детям в классе, которые не принимали участие в чтение по ролям) -Ребята, скажите, понравилось ли вам чтение (называет имена ребят, которые читали) по ролям? Что вам понравилось? -А теперь скажите, что нужно сделать (называет имена ребят, которые читали), чтобы их чтение стало еще лучше? | - Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор. -Тот, кто читает за Юру. -Да, что он думает, как будто хочет сказать Дети читают текст, отмечая реплики: «Ю»«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!» А сестрёнка тут как тут: «С»— Погуляй со мной, Юра! «Ю»— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Ю»«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!» А няня тут как тут: «Н»— Убери посуду, Юрочка. «Ю»— Убери сама — некогда мне! Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Ю»«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!» А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Т»«Дай мне попить, Юра!» «Ю»— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл: «Ю»— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове: «М»— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору. -Мечтательно, воодушевлённо. -Потому что он мечтает о героических поступках, которые хочет совершить. -С восклицательной, радостно, просительно. - Потому что в конце предложения стоит восклицательный знак, и она обращается к брату, она его просит. -Грубо, раздраженно. -По словам уходи, не мешай, в конце также стоит восклицательный знак. -Мысли Юры: Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил! - Мечтательно, воодушевлённо -Он снова представляет героическое дело. -Ласково. -По обращению к нему «Юрочка». -Грубо -Он говорит: уходи, не мешай, в конце восклицательный знак, он раздражен, что его отвлекают. -Мечтательно и воодушевленно, он думает о подвигах. -Прося, с надеждой, жалобно. -Юра его хозяин, если не он то, кто же поможет псу? Он не может сам себе налит воды. -Злобно, раздраженно, грубо. -по словам Пошёл вон! Не мешай -Когда не хотят кого-то видеть. -Вопросительно, по-доброму. -Он обращается к маме, в конце предложения стоит вопросительный знак. -Спокойно. -В конце предложения стоит точка, нет слов, которые могли бы выражать яркие эмоции. Дети поднимают руку и вызываются прочитать текст по ролям. Дети читают текст по ролям. Дети высказывают |
7. Итог урока | - Ребята, наш урок подходит к концу, давайте повторим. -Произведение какого автора мы с вами сегодня изучили? -Какое произведение мы читали на уроке? - Кто герои были этого произведения? -Чему оно нас учит? | - Валентина Александровна Осеева. - Хорошее -Юра, сестренка, няня, Трезорка, мама - Хорошие поступки необязательно героические. |
8.Рефлексия | - Если вы работали хорошо на уроке, были активны, поднимали руку, отвечали, узнали что-то новое – поднимите зеленый карандаш. - Если у вас были трудности, вы были не так активны, как хотелось бы, работали не в полную силу, возникли какие-то затруднения – поднимите красный карандаш. - Урок окончен. Спасибо! Мне очень понравилось, как вы работали! До свидания! | Дети оценивают свою работу на уроке |