2.Актуализация знаний | Откройте тетради, отступите 2 строки и записываем число пятое ноября, на строке ниже – классная работа. Со следующей строки давайте пропишем буквы: в, д, л, т. Прописываем 2 строки. Молодцы. | Пишут число, классная работа. Прописывают буквы. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения; Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; |
3. Подведение к теме | - Ребята, сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы должны будете внимательно слушать и отвечать по поднятой руке. Улыбаешься в оконце, а зовут тебя все… (солнце) Старшим людям не грубите И не панибратствуйте, Им при встрече говорите Не «привет», а… (здравствуйте) В середине человечка день и ночь стучит…? (сердце) -Молодцы! - Посмотрите, на доске записаны все слова, которые вы отгадали. - Давайте произнесем эти слова в слух. Что необычного вы заметили? - А эти буквы гласные или согласные? Верно. Как вы считаете, какая будет тема нашего урока? Какую цель на урок мы можем поставить? | -Отгадывают. - В словах при произношении не слышно букв Л, В, Д. - Согласные. Предполагаемые ответы детей… Тема урока «Правописание непроизносимых согласных в корне слова». Предполагаемые ответы детей. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. |
4. Работа по теме | Ребята, сегодня мы с вами на уроке будем работать по теме, которая называется: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова», с самой сложной темой в русском языке. Непроизносимые, почему их так назвали? - Правильно, потому-что мы их не слышим и сложность в том, что мы их не слышим, но писать мы с вами их должны! Для того чтобы начать работу, давайте с вами познакомимся с правилом на странице 67 в рамочке. (Читает ученик, а затем я читаю еще раз). - Что мы узнали? - А как называют слова, которые не произносятся? - А как мы будем записывать правильно слова, если мы не услышим в словах согласные буквы? Например, в слове здраВствуйте? - Как вы считаете, ко всем ли словам можно подобрать однокоренные слова? -Правильно. Есть много слов, которые мы должны запомнить и сегодня к ним присоединяются еще два слова – чуВство и лесТница, которые нужно запомнить! Давайте запишем эти два слова в тетрадях черед запятую и подчеркнем непроизносимую согласную. (пишу на доске, а дети в тетрадях). - А сейчас давайте с вами закрепим наши знания и выполним упражнение 142. (записываю у доски предложение, а дети в тетрадях, заранее ее прописав и вставив буквы, проверив слова) -Давайте прочитаем текст. - Давайте посмотрим на первое предложение. Как мы проверим слово радостный? –Как напишем имя Сережа? -Имя Сергей нужно запомнить, и оно будет писаться через Е, потому-что существует церковная форма имени СЕргий, в которой слышится Е. Как напишем слово свистнул? Как напишем слово грустному? - Давайте запишем предложение себе в тетради и подчеркнем вставленные буквы карандашом. -Давайте посмотрим на второе предложение. - Как мы напишем слово поздним? Будем вставлять букву? - Как мы напишем слово вечером? - Верно, это другое правило, называется безударная ГЛАСНАЯ в корне слова и для того чтобы ее проверить нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы эту букву было четко слышно. - Как мы напишем слово стояла? Как проверим? - Как напишем слово ненастная? Как проверим слово ненастная? - Давайте запишем предложение себе в тетради и подчеркнем вставленные буквы карандашом. - Давайте посмотрим на третье предложение. - Как мы напишем слово охватило? Как проверим? Какое это правило? - Как напишем слово радостный? Как проверим слово радостный? - Как напишем слово чувство? - Как мы напишем слово посмотрел? Как проверим? Какое это правило? Как напишем слово звездное? Как проверим слово звездный? - Давайте запишем предложение себе в тетради и подчеркнем вставленные буквы карандашом. | - Потому-что мы их не произносим. -читают - что в некоторых словах согласные Т; Д; Л; В пишутся, но не произносятся. - непроизносимые - к таким словам мы должны будем подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся и их четко слышно. -Нет. Есть слова, которые мы должны запомнить. - Подберем однокоренное слово - Радость - Через Е - СвисТнул, однокоренное слово свисТ - Вставляем букву Т и проверим, свисТ - Вставляем букву Д. Проверочное слово опозДать. - Через Е. - ВечЕрний. - Через букву О. - Подберем однокоренное слово стОя. - Через букву Т. Проверочное слово ненасТье. - Через букву А. Проверочное слово охвАтить. Безударная гласная в корне слова. -Через Т. Проверочное слово РадосТь. - Через В. Это слово не проверяется, его нежно запомнить! - Через букву О. Проверочное слово осмОтр. Безударная гласная в корне слова. - Через Д. ЗвезДа. | Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; |
5. Физ. минутка | Я предлагаю вам встать и немного подвигаться, но по теме урока. Сейчас я буду говорить слова и, если в них непроизносимая согласная, вы приседаете, а если слова на другую орфограмму, то хлопаете. Шкаф, погода, цвет, овраг, честный, береза, грустный, яростный, хороший, туча, солнце, радостный, троллейбус. | Выполняют действия. | |
6. Самостоятельная работа | Теперь послушайте внимательно: сейчас вы выполняете номер 143 по вариантам. На ряду слева 1 вариант, а справа 2. Списываем, вставляем пропущенные буквы и подчеркиваем. Например, слово свистнул- свист. Теперь проверяем (сначала проверяем 1 вариант устно всем классом, по одному на каждое слово ученик с 1 варианта называет слово и почему та или иная буква и так до конца 1 варианта. Также и со 2 вариантом): 1 - окрест, звезда, солнышко, здравие, радость. 2- известие, сердечный, свист, прелесть, место. -Ребята, а теперь давайте устно составим словосочетание к каждому слову. Начнем с первого варианта. Например, яркое солнце. И сейчас, чтобы уж точно я поняла, что вы знаете тему, посмотрите на номер 145. Нужно списать предложения, но подчеркнутые слова заменить близкими по значению с непроизносимой согласной. - Давайте с вами вспомним, что такое синонимы? Например, Печальный рассказ- Грустный рассказ, первое слово на грустный. А после, мы вместе проверим. - Знаменитый – Известный - Красивая- Прекрасная - Торжество- Празднество. - Веселый- радостный. - Удачная – Успешная - Хмурые- Угрюмые -Светило- Солнце - Вечернее- ВечЕренное - Близлежащие – Близкие (Сначала разбираем 1 вариант, по одному ученику выходят к доске записывают слова и мы обсуждаем, а класс записывает в тетрадях, затем также 2 вариант) | Выполняют задание. Проверяем и анализируем. Отвечают. В прилагательном образованном от существительного с удвоенной согласной тоже пишется удвоенная согласная. Синонимы- это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или близки по значению. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения; Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; Умение самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
7. Подведение итогов | Ребята, давайте подведем итог. Какая тема урока была? Что мы делали? Кто помнит цель, которую мы ставили? Мы ее достигли? Вспомните правило | Ответы детей. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. |