1.Организационный момент | Учитель: -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Дмитриевна. Сегодня урок математики у вас проведу я. Садитесь. -Заливистый школьный звонок Позвал нас на новый урок. Нас ждут задачи и примеры, Смекалку будем развивать, И знанием таблицы умножения На уроке будем блистать. -Давайте зарядимся положительной энергией и улыбнёмся друг другу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. - Ребята, проверьте свою готовность к уроку. | Учащиеся: Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку. |
2.Мотивация к учебной деятельности | Учитель: На доске ( презентация) - Вы узнали кто это? - Немецкий писатель Отфрид Пройслер написал повесть-сказку, которую назвал «Маленькая Баба-Яга». Не правда ли странно Баба-Яга и маленькая. Она хотела стать настоящей ведьмой и училась колдовать примерно шесть часов в день и у нее не все сразу получалось. - Докажите, что высказывание известного писателя Максима Горького подходят к стремлениям героини сказки. « Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький) - А можно ли отнести это высказывание и к вам? - А вы хотите стать сильнее? - Как связаны эти слова с нашим уроком? - Как вы узнаете, что-то новое? - Скажите, что вы изучали на прошлом уроке? - Все ли вы знаете о делении? - Как вы думаете, чему будет посвящен урок? Вывешивается часть темы: слово «Деление…» - Ребята, как обычно строится работа на уроке, когда мы находим что-то новое. | Учащиеся: -Да, это Баба-Яга. -Чем больше училась маленькая Баба-Яга, тем она становилась сильнее, настоящей ведьмой. -Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знания. -Да. -Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях. -Сначала мы должны понять, что мы не знаем, а потом сами найдем способ. -Деление на 10, 100, 1000.. -Нет, мы знаем не все. -Мы узнаем что-то новое про деление? -Сначала мы повторим необходимое, потом попробуем выполнить задание на пробное действие. |
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Учитель: -Ребята, давайте откроем тетради, отступив 4 клеточки, запишем число и классную работу. Сегодня 10 ноября. -С чем мы с вами работаем на протяжении уже многих уроков? -Что мы уже умеем? -Найти значения выражений. 90 • 90 30 • 70 60•400 800•80 - Кто ошибся? Какое правило используем при нахождении значений данных выражений? -Чем воспользовались при умножении круглых чисел? -Проговорите его. - Уменьшите каждое значение произведений в 100 раз. -Кто ошибся? Каким правилом пользуемся в данном задании? -Проговорите алгоритм деления на 10, 100, 1000 - На какие группы можно разбить эти числа? (Чётные и нечётные; круглые и не круглые: 81, 21 и 240, 640.) - Докажите, что 240 ,640 – это четные числа - Разделите 640 : 2 = 320. - Как делили? - Что вы сейчас повторили? -Почему я выбрала именно такие задания? -Какое следующее задание я вам предложу? -Зачем вы его получите? 42 000:7 000 -Что нужно сделать в этом задании? -Что нового в нем? -Какую цель на данном уроке вы перед собой поставили? -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. -Запишите частное данных чисел. -Кто не выполнил это задание? -Что вы не смогли сделать? -Кто выполнил это задание? Какое правило применили? -Что вы не можете сделать? -Какой следующий шаг надо сделать на уроке? Что вы повторили? (Мы повторили, что, значит, выполнить деление, виды деления, умножение круглых чисел, счетные единицы.) Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.) Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.) Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.) | Учащиеся: -С многозначными числами. Запись результатов в тетрадях Самопроверка ( 8100, 2100, 24000, 64000) -Умножение круглых чисел. -Алгоритмом умножения круглых чисел. -Круглые числа можно умножить, не глядя на нули, а затем приписать справа столько нулей, сколько в обоих множителях вместе. Самопроверка (81, 21, 240, 640) -Деление на 10,100,1000 -При делении числа на 10,100,1000 и т.д можно отбросить справа соответственно 1 нуль, 2 нуля, 3 нуля и т.д. -Они делятся на 2. -Мы повторили способы деления двузначного числа на однозначное; деление на 10; деление круглых чисел на однозначное число. -Это нам пригодится для открытия нового знания. -Задание, в котором будет что-то новое. -Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем. -Найти частное чисел 42 000 и 7 000. -Надо найти частное круглых чисел. -Научиться делить круглые числа. -Деление круглых чисел. -Мы не смогли найти частное круглых чисел. -Мы не можем указать правило, которое применили. -Разобраться в чем у нас затруднение. |
4. Выявление места и причины затруднения | Учитель: – Какое задание вы должны были выполнить? -Что нового в этом задании? -Каким способом вы пытались воспользоваться? -В чем затруднение? -Почему же возникло затруднение? | Учащиеся -Мы должны были найти частное круглых чисел 42 000 и 7 000 -Нужно было разделить круглые числа. -По таблице умножения, по смыслу деления… -Не знаем, что делать с нулями. -У нас нет правила деления круглых чисел. |
5. Построение проекта выхода из затруднения. | Учитель: -Какую цель вы поставите перед собой на уроке? -Что вам может помочь. Вспомните, почему вы быстро умножали круглые числа? -Это может вам помочь? -Как это можно сделать? -Как же вы будете «открывать» новое правило? | Учащиеся: -«Открыть» правило деление круглых чисел. -Мы знали правило, умножали, не глядя на нули. -Мы должны попробовать разделить, не глядя на нули. -Представить числа в более крупных счетных единицах. -Мы сначала выразим каждое число в более крупных счетных единицах, попробуем разделить, сделаем вывод. |
6.Реализация построенного проекта. | У читель: -Какой первый шаг вы должны сделать? -Выполните этот шаг. 42 000 : 7 000 = 42 т. : 7 т. = -Какой следующий шаг? -Вычислите. 42 000 : 7 000 = 42 т. : 7 т. = 6 - Так как же делим круглые числа? - Есть ли ещё способ? А ещё как можно решить? - Какой способ из двух предложенных более удобен? Почему? - Нам проще стало работать с числами. Эта операция упростила вычисления. -Проверьте сделанный вывод на другом примере. 5 600 : 8 = -Что вы сделаете сначала? 56 сот. : 8 = 7 сот. -Что теперь вы сделаете? -Вычислите. -Ребята, а в данном случае мы отбрасываем нули совсем? -Чему равно частное? -Какая цель перед вами стояла? -Каков же способ деления круглых чисел? -Как проверить свое открытие? -Откройте учебники на странице 97. Проверьте. -Итак, сделайте вывод. -Смогли вы преодолеть затруднение? -Что вы можете теперь делать? -Какой следующий шаг на уроке? | Учащиеся: -Выразить каждое число в более крупной счетной единице. -Вычислить. - Делимое и делитель выразили в укрупнённых единицах счёта: в десятках, сотнях, тысячах. - Отбросить поровну нули в делимом и делителе. -Отбросим нули в делимом. -Вычислим. -Нет, теперь нам нужно приписать их к частному. -700. -Узнать правило деления круглых чисел. -При делении круглых чисел можно отбросить в делимом и делители поровну нулей. -Нужно посмотреть в учебнике. -Мы все «открыли» правильно. -Да. -Делить круглые числа. -Закрепить новое знание. |
9. Включение в систему знаний и повторение | Учитель: – Где вы можете применить новые знания? - Давайте выполним №4 в учебнике на стр. 97. Решим первое и второе уравнение. Х : 80 = 800 Х = 800 * 80 Х = 64 000 -Каким правилом мы воспользуемся ? -Давайте проверим. 64 000 : 80 = 800 2 500 : Х = 500 Х = 2500 : 500 Х = 5 -А каким правилом мы воспользуемся при решении этого примера? -Давайте проверим. 2 500 : 5 = 500 -Молодцы! А теперь давайте решим задачу №7 в учебнике на стр.98. -Давайте прочитаем задачу. -О чем говорится в задаче? -Что нам известно? -Что нам нужно найти? -Сначала вспомните, что такое периметр? - Давайте запишем краткую запись. Дано: а-4356 см b-718 см c-932 см P - ? Решение: 456 + 718 + 932 = 2 106 (см) | Учащиеся: -При решении примеров, уравнений и задач. Учащиеся решают у доски с комментированием. -Правило умножения круглых чисел. - Правило деления круглых чисел. Ученик читает задачу. -В задаче говорится о треугольнике. -Нам известно, что сторона а-4356 см, b-718 см, c-932 см. -Нам нужно найти периметр треугольника. -Периметр-это сумма длин всех сторон. Один ученик решает у доски, а остальные учащиеся решают в тетрадях. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учитель: -Какую цель ставили перед собой? -Достигли ли вы цели? -Как достигали цели? -На что опирались при составили плана? -Ребята, оцените свою работу на уроке. Красный карандаш - не поняли тему урока Желтый – поняли тему, но есть ошибки Зеленый – поняли тему полностью | Учащиеся: -Да. Мы узнали, как делить круглые числа. -Создать алгоритм и эталон деления круглых чисел и научиться решать примеры с применением этого эталона. -Да. -Мы составили план работы и действовали по плану. -На известные нам «эталон деления на 10, 100, 1000». |