1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Сегодня проведу урок чтения я, Кирилл Вячеславович. Давайте проверим, всё ли у вас готово к уроку? Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! https://zvukipro.com/situacii/721-zvuki-shkolnogo-zvonka.html | Слушают учителя Отвечают | Регулятивные УУД: организовать свое рабочее место под руководством учителя Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
2.Актуализация знаний. Целеполагание. Первичный синтез: а) подготовка к восприятию | Урок начнем с речевой разминки. 1. Учимся руководить своим голосом. Включать и выключать звук. Для этого рядом с каждой строчкой есть помета: тихо или громко. Читаем хором. Над ухом звенит комар: з-з-з.(тихо) Проснулся жук: ж-ж-ж. (громко) Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. (тихо) Близко стрекочет сорока: ч-ч-ч (громко). Улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч (тихо) https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-v-1-klasse-po-teme-s-marshak-avtobus-26-4334482.html 2. Теперь потренируем скорость чтения. Читаем медленно, убыстряясь, быстро. – Чижи, ужи, ежи, стрижи, Жирафы, мыши и моржи, Шиповник, шины, камыши, Машины и карандаши. https://urok.1sept.ru/articles/659222 – 3. Умеете ли вы передавать голосом настроение? Проверим. Упражнения для интонации: Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. https://www.culture.ru/poems/42939/veselaya-azbuka-pro-vse-na-svete • Произнесите с чувством радости. • Произнесите с чувством грусти. - Сегодня на уроке мы будем открывать новые тайны темы “ Жили-были буквы..” - С чем мы знакомились на прошлых уроках? Назовите. - О чем размышляли? - Сейчас мы отгадаем загадки, заполним отгадками клеточки кроссворда. А в цветных квадратиках будет спрятано ключевое слово. -
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. -
Плотник острым долотом Строит дом с одним окном. -
Узнать его и просто и легко: Высокого он роста и видит далеко. (Жираф) -
Я сорвать цветок хотел, Он вспорхнул и улетел. -
Кто первый землю пашет? -
Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я..... -
Я – хозяин во дворе И бужу всех на заре. - Как одним словом назвать все отгадки? - Какое ключевое слово получилось? Прочитайте. - Что такое алфавит? http://online-azbuka.ru/ - Как можно назвать алфавит по - другому? - Сколько букв в алфавите? - Как расположены буквы в алфавите? Кто расскажет алфавит? - Решите примеры. Запиши ответы в порядке возрастания. Что получилось? 3+5= | Ш | 10+3= | К | 9-7= | М | 15-5= | А | 3+3= | А | 17-10= | Р | - У нас появилось 3 слова МАРШАК ЖИВОТНЫЕ АЛФАВИТ - Мы должны связать эти 3 слова и узнаем, чему будет посвящен наш урок. - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? - Откройте стр. 18. Прочитайте название произведения. https://rustih.ru/samuil-marshak-avtobus-nomer-dvadcat-shest/ - Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. - Предположите, о чем или о ком будет это стихотворение. - Кто поедет в автобусе? Пофантазируйте со своим соседом. А теперь в начале страницы давайте прочитаем учебную задачу урока. Что же мы будем делать, читая произведение? Какие ещё задачи урока вы можете предложить? | - Участвуют в речевой разминке - С рассказами, сказками, стихотворениями о буквах - О том, кто и как может “оживить буквы” - Цапля - Дятел - Жираф - Бабочка - Червяк - Осьминог - Петух - Животные - Алфавит. - Буквы, расположенные в строго определённом порядке. - Азбука - 33 - По порядку - 8, 2, 6, 13, 10, 7. 2 6 7 8 10 13 Маршак Произведение Маршака об алфавите и животных и т.д. - «Автобус номер 26» -О животных, которые ездят на автобусе. - Смотря на иллюстрации называют: козёл, свинья, медведь, волк, лиса, петух, заяц. - Будем наблюдать за поступками героев произведения Подумаем, какую важную мысль хотел передать автор | Регулятивное: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: умение строить речевое высказывание |
Этап перечитывания (повторное чтение). Словарная работа. Анализ произведения. | Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про себя. Отметьте слова, значение которых вам не понятно. (На слайде появляются изображения) Найдите изображения гиппопотама. А где вол? эму? выпь? Юрок? Як? Хорек? Фазан? - Сейчас мы будем читать это произведение по одной строчке. -Каждый из вас должен прочитать свою строчку так, чтобы казалось, что всё стихотворение читает один ученик. -А чтобы так прочитать, мы должны соблюдать знаки препинания. - Ребята! А какие знаки препинания в конце строчек вы видите? - А как мы будем читать, если в конце будет восклицательный знак? - А когда вопросительный знак? А точка? А запятая? - Сейчас будем читать стихотворение по одной строчке, по цепочке! Начинаем с 1 парты. - Молодцы! Хорошо у нас получилось? Почему? - Сейчас мы ещё раз будем читать это стихотворение и думать. Давайте вспомним (или перечитаем) первую учебную задачу. https://www.culture.ru/poems/42799/avtobus-nomer-dvadcat-shest Прочитаем первую часть стихотворения на стр.18. Правильно ли ведут себя животные? Чье поведение вам особенно не понравилось? Найдите прочитайте. А как надо было себя вести? Вам было смешно или грустно, когда вы читали эту часть? Объясните почему смешно или почему грустно? Давайте обратимся к второй части стихотворения на стр.19. Прочитайте, как вели себя орел, свинья, цыпленок, як. Что вы можете сказать об их характерах? Чье поведение вам особенно не понравилось? Найдите и прочитайте. А как надо было себя вести? Вам было смешно или грустно, когда вы читали эту часть? Объясните почему смешно или почему грустно? - Перечитайте последние четыре строчки стихотворения. Объясните, почему нельзя быть «ежом, медведем, удавом и свиньёй». - Вспомните, что делал ёж?. Что сделал медведь? - Как вели себя свинья? Удав? - Что вам помогло быстро найти ответ на вопрос? - Какой же совет скрывается в последнем четверостишье? - Можно ли сказать, что в этих строках выражена главная мысль? Как вы думаете, можно ли наблюдать похожую ситуацию в повседневной жизни? Где и когда это можно наблюдать? Кого С. Маршак имел в виду, рассказав историю о животных? | - точки, запятые, вопросительный знак, он один; восклицательные знаки, 11; - Громко - С вопросительной интонацией - Сделаем длинную паузу - Сделаем короткую паузу. Читают по одной строчке - Да, мы смогли соблюдать правильную интонацию : будем наблюдать за поступками героев произведения. Не правильно - Поведенье медведя. «Медведь сказал: - я всех вас съем!» -Тихо, не тревожа других - Смешно, т.к. животные ведут себя неуклюже - Орёл – храбрый, свинья – конфликтная, цыплёнок – всего боится, як - мудро - Поведение рыси, свиньи, тюленя, удава, хорька – Они со всеми ссорились, устраивали драку - Уважительно к другим пассажирам - Грустно, потому что все начали ругаться, драться - Автор имел ввиду, что надо вести себя прилежно, подобающе - Ёж начал спорить со свиньёй, медведь пригрозил всех съесть - Свинья заспорила с ежом, удав кольцом сдавил свинью - Знание алфавита Вести себя уважительно в отношении к другим пассажирам. - Да, автор подводит итог - Да, можно наблюдать, ездя на общественном транспорте. Маршак под животными имел ввиду людей. | Регулятивное: наблюдать и делать выводы. Познавательное: отвечать на вопросы учителя. анализировать объекты с целью выделения признаков Коммуникативное: уметь оформлять мысли в устной форме с достаточной полнотой. |
Вторичный синтез. Обобщение | А теперь поиграем. Игра на внимание. - Какой секрет скрывался в этом стихотворении? – Какие буквы алфавита не использовал автор? - До конечной остановки доехали животные на одну букву. - Кто доехал до конечной остановки? Проверим. - Что сделал жираф? Фазан? Тюлень? Прочитайте. Вспомните, какие птицы стали героями произведения. Назовите насекомых – героев произведения. Выразительное чтение. - А теперь прочитайте третье и четвертое четверостишья по ролям со своим соседом. 1 – за автора, 2 – за животных. А теперь поменяйтесь ролями. Попробуйте передать характер героев. Прослушивание пар. Оценка: - Получилось ли у вас передать характер животного? - Поднимите руку, кому понравилось работать в паре, не ссорясь и не ругаясь? - Молодцы, справились с заданием. | - Каждое первое слово в строке начинается на следующую букву алфавита -Й, Ъ - Верблюд, волк и вол - Жираф дёрнул за звонок, тюлень поссорился с моржом, фазан забился под скамью. - Индюк, орёл, петух, фазан, цыплёнок, щегол, выпь, эму, юрок - Навозный жук, червяк | Познавательные: Находить необходимую информацию в учебнике; развивать творческую деятельность. |
Итог урока, рефлексия | - С каким произведением познакомились на уроке? - Какую учебную задачу ставили на уроке? - Достигли? - Оцените себя, как вы работали на уроке, поднимите зеленый карандаш, если вам на уроке было интересно и все понятно. Желтый, если вам было трудно, но вы все поняли, красный, если вам было сложно, неинтересно и непонятно Спасибо вам за урок! https://zvukipro.com/zvukiludei/60-zvuki-ovaciy-i-aplodismentov.html | - С.Я. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» - Будем наблюдать за поступками героев произведения Подумаем, какую важную мысль хотел передать автор -Достигли Учащиеся оценивают себя | Регулятивные: Умение ориентироваться в своей системе знаний; Осуществлять анализ и синтез; оценка деятельности. |