1. Организационный момент | Учитель: -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Илья Константинович. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Илья Константинович, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Ответить хочешь - не шуми, А только руку подними. Учитель спросит - надо встать, Когда позволит сесть- то сядь. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. Как мы должны вести себя на уроке? Молодцы! | Учащиеся: Приветствуют учителя, эмоциональный настрой, настраиваются на предстоящее занятие. Ответы учащихся |
2. Актуализация знаний 3. Определение темы урока | С чего мы начинаем наш урок? - О чем мы узнали на предыдущем уроке? – Итак, на прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Проверим ваши знания с помощью теста. 1. Назови отрасль экономики, в которой глина превращается в вазу. а) Промышленность б) сельское хозяйство в) торговля 2. Из чего сделаны ножницы, ложка, кастрюля? а) металл б) глина в) древесина 3. Найди материал, который не получают от растений. а) бумага б) ткань в) железо 4. Из чего сделаны шкаф, стол, карандаш? а) металл б) глина в) древесина 5. Найди материал, из которого не делают кухонную посуду. а) бумага б) стекло в) алюминий 6. Найди материал, из которого сделана тетрадь. а) пластмасса б) древесина в) металл 7. Из чего сделаны шарф, шапка, варежки? а) бумага б) шерсть в) глина А теперь выполните взаимопроверку. Молодцы! -Ребята, чтобы узнать, что за тема будет нашего урока, мы с вами попробуем разгадать кроссворд! 1. Как будильник, птица эта. Будит нас зимой и летом. Алый гребень на голове. Под клювом красная бородка. «Ку-ка-ре-ку» он скажет мне. И сядет на забор так ловко. 2. Большая лопата Гребёт будто лапа. Лопата гребёт Лодка по воде плывёт. 3. Одурачит ловко. Рыжая плутовка, Длинным хвостиком махнёт, Зубки хитро облизнёт, Не успеешь оглянуться– Вокруг пальца обведёт! 4. Что дарят в день рождения? Конечно: Поздравления, Конфеты и подарки, Кучу открыток ярких, Цветы и шоколадки… Носки, трусы, перчатки? А, главное, что всякий ждет: Большой красивый сладкий … 5. В нее льется, из нее льется, Сама по земле плетется 6. Во дворе с утра игра, Разыгралась детвора. Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» — Значит там игра — …. 7. Он — хороший, Он — не злой. Зря кричишь ты: “Ой-ой-ой!”, Чуть завидев с эту склянку. Он слегка, конечно, жжет, Но быстрее заживет Раствором смазанная ранка. 8. Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а просто ... 9. Этот плод едва обнимешь, слаб, то не поднимешь, На куски его порежь, Мякоть красную поешь. -Ребята, а что же у нас могут строить? -А вы знаете, как построить дом? - Так как какая же у нас тем урока? - А какую мы поставим цель? -Молодцы ребята! | Учащиеся: Отвечают: - С повторения необходимых знаний Мы познакомились с темой «Из чего что сделано» а) Промышленность а) металл в) железо в) древесина а) бумага б) древесина б) шерсть -петух -весло -лиса -торт -река -хоккей -йод -арбуз - Дома, здания - Мы пока что не знаем - «Как построить дом» - Узнать, как строят различные дома. |
4. Изучение нового материала | – А как человек учился строить? С чего начинал? (Ответы детей) Кормила людей, одевала охота, Но стало в пещере им жить неохота. Там холодно было и старым, и малым, И шли на охоту за стройматериалом. – А что же было стройматериалом? Из чего строили дома? Ребята, существует огромное множество различных домов, которые строятся из различных стройматериалов, сейчас об этих домах я вам расскажу. Хата – традиционное жилище украинцев, белорусов и русских, живущих на юге России. Каркас хаты делали из прутьев, которые промазывали глиной. Сверху хату белили известью. Юрта – переносное жилище некоторых народов Азии и Южной Сибири, ведущих кочевой образ жизни. Юрта имеет конусообразную форму и покрывается войлоком и шкурами животных. Чум –переносное жилище из жердей и оленьих шкур с конической крышей у некоторых народов северо – восточной Сибири, занимающихся оленеводством. Сакля – жилище кавказских горцев. Сакля строится из камней и глины и может крепиться прямо к скалам. Чтобы защитить жилище от ветра, для постройки старались выбирать подветренную сторону горного склона. Иглу –дом из снежных глыб, который строят эскимосы на зимних стоянках. В иглу всё из снега. Даже лежанки, на которых люди спят. В окошки вместо стёкол вставлены прозрачные льдинки. В жарких странах, во влажных местах тростниковые хижины строят на сваях, чтобы в них было прохладно и сухо. И змеям трудно добраться. Вигвам – жилище индейцев. Оно представляет собой сооружение из вбитых в землю по кругу стоек. Снаружи эта конструкция обтягивалась покрытием, сшитым из шкур животных, чаще диких бизонов. Изба – традиционное жилище русских. Мастера – плотники рубили избу из еловых или сосновых брёвен и покрывали тесовой, сделанной из тёсаных досок, крышей, с резным деревянным коньком наверху. Крыша покатая, чтобы зимой снег не задерживался. Игра «Проверь себя». - Ребята, давайте проверим, как вы внимательно слушали и запомнили, о чем я вам говорил. Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны названия жилищ и строительные материалы, соедините жилища и строительные материалы. Жилище Строительный материал хата чум сакля иглу хижина вигвам изба прутья, глина жерди, шкуры животных камни, глина снежные глыбы тростник жерди, шкуры животных брёвна, доски Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы сделали задание, если ваша пара сделала правильно, то поставьте +, а если были ошибки, то?. -А сейчас обратите внимание на иллюстрации на доске. В чем различие этих двух домов? Городской дом - благоустроенный, он сделан из кирпичей и цемента, а сельский дом построен из бревен. В нем легко дышится. Есть печь, которая отапливает весь дом. В городской дом тепло подается в виде горячей воды по трубам, питьевую воду тоже подают по трубам. А в селе люди берут питьевую воду из колодцев. Рядом с сельским домом есть хозяйственные постройки, где люди могут держать скот, на грядках выращивать культурные растения. А городскому жителю приходится ездить за город и выращивать культурные растения на дачах, что не всегда очень удобно. | Учащиеся: Ответы учащихся Один дом в городе, а другой в деревне. |
5. Физкультминутка | Учитель: -Я вижу, вы немножко утомились. Вставайте на физкультминутку. Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.) На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком) - Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.) Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.) За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.) Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.) Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.) Сосчитать бы не смогли! (Считаем пальчиком.) -Садитесь. | Учащиеся: Выполняют упражнения. |
6. Изучение нового материала 7. Закрепление изученного | - Ребята, сейчас пришли на помощь людям мощные, умные машины, удобные материалы. -Ребята, а сейчас внимательно послушайте рассказ и готовьтесь ответить на вопрос. – На стройке строители выполняют разную работу. Вот бульдозер аккуратно срезает и расстилает землю, потому что бульдозерист – мастер своего дела. Экскаватор роет котлован. Это экскаваторщик ловко им управляет. Башенный кран так велик, что кабину, где сидит рабочий – крановщик не сразу заметишь. Каменщики кладут кирпичи, кровельщики кроют крышу, плотники устанавливают рамы и двери, маляры красят стены, паркетчики укладывают паркет. Но очень важно, чтобы все строители работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно. - Назовите строительные профессии из рассказа. - Молодцы! -Ребята, откройте учебник на странице 116. Посмотрите на изображения, и ответьте на вопрос, какие машины облегчают труд строителей? - Молодцы! – Рассмотрите рисунки на странице 117. Назовите стройматериалы, которые здесь показаны. Для чего они служат? Молодцы! -Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру «Мы строим новый дом». Но прежде, чем мы с вами в неё поиграете, я предлагаю поработать вам в группах. У вас на столах карточка со словами. Разбейте их на группы. Кирпич, самосвал, кровельщик, песок, цемент, экскаватор плотник, брёвна, шифер, бетономешалка, доски, каменщик. - Сколько групп у вас получилось? - Назовите их. - Проверяем. Назовите слова, которые вы отнесли к первой группе «строительные материалы». - Назовите слова, которые вы отнесли к второй группе «строительная техника». -Назовите слова, которые вы отнесли к третьей группе «профессии». -Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Мы строим новый дом». Работать будете в группах. Вы теперь строительные бригады. Одна бригада будет строить городской дом, а вторая – сельский. Вы выбираете себе бригадира, который будет ответственный за постройку дома. Всё необходимое – на карточках. Определите последовательность работ, дополняя предложения словами из словарика. Расскажите, как пойдёт ваша стройка. Бригада 1. Городской дом Последовательность работ – Закладывают бетонное основание – … – Крышу кроют … и … – Роют большую яму – … – Кладут стены из … – Для ускорения строительства используют … – Для скрепления материалов используют … и… Словарик кирпичи котлован цемент бетон черепица бетонные блоки жесть Бригада 2. Сельский дом Последовательность работ – Окна защищают …, – украшают … – На основании с помощью пазов скрепляют … – Обивают брёвна … – Крышу кроют …или … – Закладывают кирпичное основание… Словарик брёвна доски ставни шифер фундамент черепица наличники | Бульдозерист, каменщик, маляр, экскаваторщик, кровельщик, паркетчик, крановщик, плотник. Бульдозер, самосвал, экскаватор, автопогрузчик, автокран, башенный кран. Кирпичи, шифер, бетонные плиты, доски, бревна, цемент, песок. Ответы детей. 3 Строительные материалы, строительная техника, профессии. Кирпич, песок, цемент, брёвна, шифер, доски. Самосвал, экскаватор, бетономешалка. Кровельщик, плотник, каменщик. |