СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету начальной школы с применением ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету начальной школы с применением ИКТ»

Министерство образование и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Конспект (технологическая карта) пробного урока

Обществознание

студентки 3 «А» группы

Тема: «О гончарном ремесле»

Класс 3 «Г» МБОУ «СОШ №8» г.Астрахани



Допуск к проведению урока:

Студентка: Утякова Д.М.

_____________ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­(Подпись)

Методист: Ванюшина Е.Е.

________(Подпись)

Учитель: Гришина Е.А.

___________(Подпись)

________Оценка за урок



Астрахань, 2023

Тема урока

О гончарном ремесле

Цель

Познакомить учащихся с гончарным ремеслом на Руси

Задачи

Образовательные: сформировать представление о гончарном мастерстве на Руси, познакомить с гжельской росписью.

Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, речи учащихся, творческого мышления.

Воспитательные: прививать интерес к истории родного государства, воспитывать уважение к прошлому своей страны.

Планируемые образовательные результаты учащихся

Личностные: проявление личной заинтересованности в расширении знаний и способов действий.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Предметные: формирование представлений о гончарном мастерстве, гжельской росписи.

Тип урока

Открытие новых знаний

Форма проведения

фронтальная, индивидуальная

Учебное оборудование , материалы для учащихся

Учебник, раздаточный материал

Учебное оборудование и материалы для учителя

Презентация, учебник, ТК урока, раздаточный материал

Используемые учителем литература

Учебник окружающего мира 3 класс, интернет-ресурсы

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран

Дата проведения

02.03.2023

































Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Муслимовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

Приветствуют учителя




Регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладеть умением прогнозировать;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Самоопределение к деятельности

-Ребята, напомните мне, о чём вы говорили на прошлом уроке?

- О каких игрушках вы узнали? Какими они были раньше?

- А какое название игрушек вам встретилось на прошлом уроке?

-В виде чего изготавливали дымковские игрушки?

- А из чего ещё, кроме глины и дерева, делали игрушки?

- Кто мне скажет, что такое ремесло?


-А кто такой ремесленник?



-Какие виды ремёсел вы уже знаете?

-Теперь посмотрите на слайд. Как называются эти игрушки?

-Из чего они сделаны?

-Верно, молодцы

-А чтобы узнать как называется это ремесло и кто им занимается отгадайте загадки.

Делал из глины

Горшки да кувшины,

Чашки, тарелки для слуг и бояр

Чтоб стали крепче

Долго всех в печке

Их обжигал в жаркой печке

-А теперь скажите мне, каким ремеслом занимался гончар? Как вы думаете?

-Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Какую цель мы поставим на наш сегодняшний урок?

Об игрушках


Мы узнали, что раньше игрушки делали из дерева и глины

Дымковские игрушки


В виде животных, свистулек, девушек.

Из соломы, из клубней картофеля, из ткани.

Это профессиональное занятие, изготовление ручным, кустарным способом

Это человек, который занимается профессиональным ремеслом.

Ответы детей


Глиняные игрушки


Из глины


Слушают загадки


Гончар







Гончарным ремеслом



О гончарном ремесле



Узнать о гончарном ремесле, как изготавливаются изделия из глины


Познавательные: ориентироваться в системе знаний

Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности.


Работа по теме (работа с учебником)

-Гончарное ремесло- одно из самых древних. Об этом говорят археологические находки- гончарные изделия или их черепки сохраняются практически вечно. Сначала изделия из глины лепились руками, их было немного. Позднее был придуман гончарный круг-это специальный станок для формовки глиняной посуды. Миски и тарелки, кувшины и солонки, чашки и кружки стали обязательной частью хозяйства. Мастерство гончара передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Сначала человек становился подмастерьем и лишь после многих лет ученья он мог стать мастером, снабжающим посудой не только свою семью, но и всю округу. Из гончарного ремесла выросло затем производство керамики и фарфора.


Чем же торговали гончары?

Всем, что требовалось. Большие, наподобие кувшинов, с узкими горлами сосуды назывались корчагами. В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. Кринка, глазурью облитая по краям, вмещала ведро воды и служила для выпечки пирогов. В кубышках с узкими горлышками хранили смолу и дёготь. В рыльниках сбивали сметану на масло, в ладках – широких и глубоких глиняных тарелках- жарили-парили еду для будней и праздников.

Для детишек гончар выставлял большую корзину игрушек. Тютьки-свистульки в образе птичек, раскрашенные лошадки, козлы и олени врывались в детскую жизнь.

-Как передавалось гончарное мастерство?

-Как становились мастерами?


-Из чего изготавливались игрушки?












































Из поколения в поколение


Сначала они были подмастерья, а потом становились мастерами

Из глины


Физминутка

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)


Выполняют движения

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой точностью выражать свои мысли.

Работа по теме (работа с учебником)

-Посмотрите на слайд. Давайте с вами прочитаем пословицы и поговорки и гончарном ремесле.

Глину не мять — горшков не ви­дать

Ребёнок — глина, мать — гончар

Не боги горшки обжигают

Горшок упал, не разбился, а звон все услыхали!

Гончар приделывает ручку к кувшину там, где захочет

-Давайте с вами посмотрим небольшое видео о гончарном ремесле.

-Интересно вам было посмотреть, как изготавливают изделия из глины?

-Теперь узнаем немного о гжельской посуде. (на презентации картинки о гжели)

Первоначально "Гжелью" называлась местность на юго-востоке Московской области, богатая глиной. Жители этих сел были прекрасными мастерами гончарного дела, поэтому со временем народное творчество, вышедшее из этого региона, получило название в честь этого местечка. Гжельцы расписывали предметы домашнего обихода: тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины, игрушки и т.д. Позднее фарфоровые изделии стали расписывать синей краской, ставшей впоследствии символом гжельских изделий (изначально в росписи фарфоровых изделий преобладали золотистые тона).

В период кризиса в России приостановилось изготовление фарфора, но в середине прошлого века производство восстановилось. В этот период начали разрабатывать новый дизайн – синяя роспись на белом фоне. На сегодняшний день Гжель объединяет несколько десятков сёл и деревень бывшей Гжельской волости. Данный регион является одним из крупнейших гончарных центров всей России.


Тематика гжельского рисунка в прошлые времена являлась результатом творчества людей, как правило, неграмотных, но талантливых. В большинстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий мир. Они могли объединять в своём искусстве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от архитектуры и иконописи, а также плоды собственных фантазий.

-Давайте откроем учебник на странице 118 и прочитаем про гжельскую посуду.

-Какие цвета используются при росписи гжельской посуды?

-Из какой глины обычно делали посуду?

-Почему эту посуду стали называть гжелью?

- В каком веке стали производить фарфоровую посуду?












Смотрят видео



Ответы детей






















































Читают материал


Белый, синий, голубой


Из белой


По названию одной из деревень


В начале 19 века


Включение нового знания в систему знаний (тест)

-Ребята, у вас на партах лежат карточки, в которых есть кроссворд. Вам нужно в парах решить все слова в кроссворде. Прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила работы в парах.

-Вопросы по кроссворду находятся на доске.

Вопросы:

По горизонтали:

1. Круг, на котором работает гончар?

5. Ремесленник, который занимается гончарным делом?

По вертикали:

2. Профессиональное занятие, изготовление ручным, кустарным способом

3. Ярко-синяя фарфоровая посуда

4. Материал, которым использует гончар









 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

г

о

н

ч

а

р

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

3

 

и

 

 

2

 

 

 

1

г

о

н

ч

а

р

н

ы

й

 

ж

 

а

 

 

е

 

 

 

 

е

 

 

 

 

м

 

 

 

 

л

 

 

 

 

е

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 


-Вот такой кроссворд у вас должен был получиться (на доске пример кроссворда)




Вспоминают правила работы в парах.





































Сверяют ответы с доской

Коммуникативные: Применяют полученные умения правильно употреблять нормы речевого этикета в устной речи в нестандартной ситуации.

Подведение итогов урока







Рефлексия

-Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

-Что вы узнали?


-Что вам сегодня понравилось и не понравилось на уроке?

-Вы видите на доске два смайлика: зелёный и красный. Если сегодня на уроке у вас всё получилось, то поднимите руку у кого зелёный смайлик, а если у вас возникли какие-то затруднения в сегодняшней теме, то поднимите руку у кого красный смайлик. До свидания!

О гончарном ремесле


Кто такие гончары, чем они занимаются, из чего изготавливают изделия

Ответы детей

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!