СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме: " Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде,числе".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Крнспект урока по предмету "Русский язык" по теме: " Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде,числе" разработан для учащихся коррекционного класса с интеллектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме: " Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде,числе".»



Дата 19.01.2024 Учитель: Рудовская О.В.

Предмет: Русский язык

Тема: Согласование прилагательного с существительным в роде, числе.


Цель урока: Способствовать закреплению умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе. 

Задачи
1. Способствовать закреплению умения определять род, число прилагательного по имени существительному.

2. Способствовать активизации, обогащению словаря прилагательных, развитию зрительного внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, умения сравнивать. 
3. Способствовать воспитанию самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий. 

Оборудование: ноутбук, компьютерная презентация, предметные картинки, учебник Н.Г.Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык», для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, школьные принадлежности, таблицы – опоры, картины природы.


Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока: 

I. Организационный момент.
(Создаём эмоциональный настрой).

- Прозвенел звонок, начинаем мы урок! Сегодня вы пришли в школу с хорошим настроением. А почему? А потому что…ПЯТНИЦА. Улыбнитесь друг другу. А теперь за работу.

2. Проверка готовности к уроку.

Психогимнастика: «Какое сейчас время года? (зима) Число, праздник, традиции этого праздника? Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились».


Запишите сегодняшнее число – девятнадцатое января; классная работа. Слайд № 1

(Работа ведется с помощью презентации).

II.Основная часть.

1.Минутка чистописания+ артикуляционная гимнастика Слайд № 2


2. Проверка домашнего задания. Слайд № 3

Какую тему изучали на прошлом уроке? (Словосочетания с прилагательными)

Словосочетание- это…соединение нескольких слов, связанных по смыслу.

Бывают нескольких видов:(сущ.+сущ., сущ.+прил., сущ.+гл.)

Выбираем из предложенного предложения 2 пары: Зимним утром звенят берёзы.(определяем части речи, вспоминаем какими членами предложения являются, закрепляем понятие «определение».)


3. Актуализация знаний.


Над какой частью речи мы с вами работали в первом полугодии?

Вспомним определение этой части речи. Я начинаю, а вы продолжайте. Имя существительное – это (часть речи), которая обозначает (предмет) и отвечает на вопросы (кто? или что?)


На слайде появляется таблица – опора Слайд № 4

Чтобы определить тему сегодняшнего урока и успешно начать работу над ней, важно вспомнить все, что мы знаем об этой части речи, т.е. грамматические признаки имен существительных.

Имена существительные бывают определенного… (рода) какого? (м., ж., ср.),

изменяются по… (числам)

и …(падежам).

Все, что мы вспомнили об имени существительном, нам поможет в работе над новой темой.

4. Определение темы и задач урока.

Я называю слова, а вы определяете к какой части речи они относятся. Слайд № 4


рассказ

увлекательный

беседы

увлекательн..

путешествие

увлекательн..

экскурсия

увлекательн..


Докажите, что в 1 столбике – имена существительные (обозначают предмет и отвечают на вопрос что?)

Назовите имена существительные множественного числа (беседы).

Назовите имена существительные единственного числа (путешествие, рассказ, экскурсия).

Определите род этих существительных.

А почему слово увлекательный не относится к имени существительному?

(Не обозначает предмет).

Составим словосочетание из слов первой строки при помощи вопроса:

рассказ (какой?) увлекательный.

Что обозначает эта часть речи? (признак предмета)

Можно ли образовать словосочетание экскурсия + увлекательный?

(да, но для этого нужно изменить слово).

экскурсия (какая?) увлекательная

путешествие (какое?) увлекательное беседы (какие?) увлекательные

Итак, слова увлекательный, увлекательная, увлекательное обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Как называется эта часть речи? (Имя прилагательное).

Сегодня мы продолжим наше знакомство с частью речи имя прилагательное, узнаем, с какой частью речи связано прилагательное, выясним грамматические признаки имен прилагательных и их роль в речи.

Слайд № 6

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета: Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий (дополняем…скользкий, прозрачный)

Чай какой? Горячий, сладкий (дополняем…ароматный, малиновый)

Изменяюсь по родам, Числам и падежам.

Люблю детей внимательных. Кто я?

Слайд № 7

Тема урока «Согласование прилагательного с существительным в роде, числе


Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, поэтому имеет те же грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно. Называется эта особенность согласование.

А что означает слово «согласование»? Оно так похоже на слово «согласие».

Часто мы слышим пожелание: «Живите в мире и согласии»

-Это значит, не ссорится, дружить, делать всё вместе, сообща.

5.Упражнение для коррекции зрения «Снежинки». Слайд № 8


6. Определение алгоритма. Слайд № 9

1. Определить род сущ.

2.Подобрать соответствующий вопрос к прил.

3.Изменить форму прил. в соответствии с вопросом.

7. Работа по теме урока.Слайд №10

Работа с комментированием «по цепочке». Задание: используя алгоритм, подбери к существительному прилагательное.
а)Упражнение №163.

Вечер (… ?) сырой, лунная, раннее, короткие,

Ночь (… ?) осенний, ясное, долгий, прохладный,

Утро (… ?) летняя, морозные, радостное,

Дни (… ?) тихая, тёплое, снежные, звёздная.

б) Стр.130- разбор правила с примером.


7. Физкультминутка Слайд №11



III. Заключительная часть.

Вывод Слайд № 12

От чего зависит род и число имен прилагательных? (Род и число прилагательных зависит от рода и числа и падежа имени существительного.)

Делаем вывод. Как прилагательное согласуется с именем существительным?

(Прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже).

1.Игра «Путаница». Слайд № 13

Верните прилагательные на своё место.



2.Повторяем правило. Слайд № 14

Что такое имя прилагательное?

Для чего оно нужно нам в речи?

С какой частью речи оно связано?

Как изменяется имя прилагательное? (по числам и падежам, и имеет ро

3. Рефлексия

1.На уроке я работал

Активно/пассивно


2.Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен


3.Урок для меня показался

Коротким/ длинным


4.За урок я

Не устал/ устал


5.Мое настроение

Стало лучше/хуже


6.Материал урока мне был

Интересен/ скучен



IV. Итог урока: что нового мы узнали на уроке?

Чему научились на уроке? Слайд № 15
Домашнее задание: Стр.130,Упр.165.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!