СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету "Русский язык", тема "Мягкий знак на конце наречий после шипящих"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Русский язык", тема "Мягкий знак на конце наречий после шипящих"»

Тема: Мягкий знак в конце наречий после шипящих.

Цель урока: дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умения находить данную орфограмму в слове и правильно писать ее; развивать внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, классифицировать, обобщать.

Ход урока:

Этапы:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Николаевна и сегодня я проведу урок русского языка.

-Сегодняшний урок я хочу начать с небольшого стихотворения: «Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

-Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше

ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?»

-Слово «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным. Я надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдет в доброжелательной атмосфере.

Учащиеся приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний.

-Итак, откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и «Классная работа».

Учащиеся записывают число и «Классная работа».


-Ребята, у вас на партах лежат карточки с загадкой, прочитайте её (один ученик читает вслух):

На лугу живет скрипач(?),

Носит фрак и ходит вскач(?)

-Какие слова в загадке рифмуются?

-Чем они похожи (что у них общего)?

-Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими?

-А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач(?)»?

-Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове «скрипач(?)»?

-Что это за часть речи?

-От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных?


-Какого склонения существительное «скрипач»?

-Спишите в тетрадь первую строчку загадки, обозначив эту орфограмму (один ученик – у доски)

-А как писать «вскач(?)»?

-Что это за часть речи?

-Что обозначает?


-На какой вопрос отвечает?

-Изменяется или не изменяется?

-Спишите вторую строчку загадки, предположив, нужен или не нужен Ь в слове «вскач(?)».

-Сформулируйте вопрос 

сегодняшнего урока (чего мы не знаем, чтобы точно сказать, как писать слово «вскач(?)»?) (Уточнить: на конце наречий + после шипящих).

-Запишите тему урока в тетрадь.

-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:

Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)

Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце)

Повторить: правописание… (Ь после шипящих в других частях речи).





-Кузнечик.



-Скрипач и вскачь.


-У них на конце шипящая «ч».


-Ж, Ш, Щ, Ч.





Затруднения в ответах.

-Имя существительное.


-От рода существительного, если женский род, то Ь пишется, если мужской род, то не пишется.


-2 склонение.





Затруднения в ответах.

-Наречие

-Обозначает признак действия.

-Ходит как? вскач(?)

-Наречия не изменяются, не склоняются и не спрягаются.







-Как правильно пишется мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Открытие новых знаний.

1)-Обратимся к первой цели. Слушайте внимательно, я прочитаю вам стихотворение Якова Козловского «Исключение из правил» и вы должны будете сформулировать тему нашего урока:

Известно, что после шипящих,
В конце наречия стоящих,
Как правило,
Мы пишем мягкий знак.
К примеру: «Темень сплошь».
К примеру:
«Навзничь ляг».
А если кто запамятовал всё ж,
Напомню,
Пока точки не поставил,
Что случай: «уж», «замуж», «невтерпёж»
Есть жизнеисключение из правил.


-Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.

-Теперь вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий?

Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении?

-Как они пишутся? (с Ь).

-Есть ли из этого правила исключения? (Уж, замуж, невтерпёж).

2)-Сформулируйте теперь правило целиком: На конце наречий… Исключения:….

3)-Теперь, у кого есть, справьте ошибку в тетради, напишите Ь в слове вскачь, обозначьте орфограмму (один ученик – у доски.)

























Ответы учащихся.




-Пишется.


-Сплошь, навзничь.


-С Ь на конце.


-Уж, замуж, невтерпёж.

Работа по теме.

1)-Теперь приступим к реализации второй цели: потренируемся правильно писать наречия с шипящим на конце. Откройте учебники на с. 118 упражнение № 289, выполняем самостоятельно в тетрадях.

Проверка: ж.р.: помощь, пустошь, полночь, брёшь; м.р.: шалаш, чертёж, кирпич, ландыш, монтаж, меч, плющ; мн.ч.: много туч, мимо рощ, из груш, много луж, из удилищ, с плеч; гл.: стеречь, спрячь, съёжишься, съешьте, разденешься, запрячь, отрежьте, улыбнёшься, беречь, замажьте, стричь, не собьёшься; кр. прил.: горяч, дремуч, свеж, пахуч;

нареч.: невтерпёж.


2) Словарная работа.

-Значения каких наречий вам не понятно?

-Давайте выясняем значения нескольких слов и запишем их:

Настежь – распахнуть совсем, до конца.

Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.

Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь – сильно размахнувшись.

Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)


3)-Итак, чтобы достичь третьей цели, нужно выполнить ещё одно задание, возьмите карточки, выполните его в тетрадях.


День был хорош(?) и погож(?), а Митя был пригож(?). Вышел он из дома и побежал вскач(?) мимо дач(?), есть калач(?). А бабушка уж и печ(?) топила. Для дорогого гостя и ворота настеж(?)! Невтерпёж(?) Мите. Горяч(?) и жгуч(?) калач(?). ,,Спешиш(?), обожжеш(?)ся,- предостереч(?) его бабушка хочет,- намаж(?) хоть вареньем”. Но ведь калач(?)-то, тем и хорош(?), что горяч(?)! ,,Еш(?), еш(?),- приговаривает она,- матушка- рож(?) кормит всех сплош(?)”.

Съел Митя весь калач(?), лишь один кусочек оставил.  Пока он ел, много туч(?) на небе появилось, сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью! ,,Как же до дома, Митя, доберёш(?)ся! Береч(?)ся надо: гром трескуч(?), лес дремуч(?). Примерь хоть плащ(?), врач(?) оставил, когда на пустош(?) уходил”,- хочет бабушка ему помоч(?). Подумал Митя и решил леч(?) на печ(?), пока солнца луч(?) ноч(?) не сменит.  



Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях.



















Итоги урока.

-Ребята, подведём итоги нашего урока, обратимся к нашим целям, что мы должны были сегодня сделать?





-Смогли ли мы достичь эти цели?

-Узнать правило правописания Ь на конце наречий после шипящих, научиться правильно писать Ь после шипящих на конце наречий и повторить правописание Ь после шипящих на конце наречий.


Ответы детей.

Домашнее задание.