Орг. момент. | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Николаевна и сегодня я проведу урок русского языка. -Сегодняшний урок я хочу начать с небольшого стихотворения: «Здравствуйте! – Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. -Здравствуйте! – Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?» -Слово «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным. Я надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдет в доброжелательной атмосфере. | Учащиеся приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку. |
| -Ребята, у вас на партах лежат карточки с загадкой, прочитайте её (один ученик читает вслух): На лугу живет скрипач(?), Носит фрак и ходит вскач(?) -Какие слова в загадке рифмуются? -Чем они похожи (что у них общего)? -Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими? -А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач(?)»? -Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове «скрипач(?)»? -Что это за часть речи? -От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных? -Какого склонения существительное «скрипач»? -Спишите в тетрадь первую строчку загадки, обозначив эту орфограмму (один ученик – у доски) -А как писать «вскач(?)»? -Что это за часть речи? -Что обозначает? -На какой вопрос отвечает? -Изменяется или не изменяется? -Спишите вторую строчку загадки, предположив, нужен или не нужен Ь в слове «вскач(?)». -Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока (чего мы не знаем, чтобы точно сказать, как писать слово «вскач(?)»?) (Уточнить: на конце наречий + после шипящих). -Запишите тему урока в тетрадь. -Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова: Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий) Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце) Повторить: правописание… (Ь после шипящих в других частях речи). | -Кузнечик. -Скрипач и вскачь. -У них на конце шипящая «ч». -Ж, Ш, Щ, Ч. Затруднения в ответах. -Имя существительное. -От рода существительного, если женский род, то Ь пишется, если мужской род, то не пишется. -2 склонение. Затруднения в ответах. -Наречие -Обозначает признак действия. -Ходит как? вскач(?) -Наречия не изменяются, не склоняются и не спрягаются. -Как правильно пишется мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
Открытие новых знаний. | 1)-Обратимся к первой цели. Слушайте внимательно, я прочитаю вам стихотворение Якова Козловского «Исключение из правил» и вы должны будете сформулировать тему нашего урока: Известно, что после шипящих, В конце наречия стоящих, Как правило, Мы пишем мягкий знак. К примеру: «Темень сплошь». К примеру: «Навзничь ляг». А если кто запамятовал всё ж, Напомню, Пока точки не поставил, Что случай: «уж», «замуж», «невтерпёж» Есть жизнеисключение из правил. -Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения. -Теперь вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? - Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? -Как они пишутся? (с Ь). -Есть ли из этого правила исключения? (Уж, замуж, невтерпёж). 2)-Сформулируйте теперь правило целиком: На конце наречий… Исключения:…. 3)-Теперь, у кого есть, справьте ошибку в тетради, напишите Ь в слове вскачь, обозначьте орфограмму (один ученик – у доски.) | Ответы учащихся. -Пишется. -Сплошь, навзничь. -С Ь на конце. -Уж, замуж, невтерпёж. |
Работа по теме. | 1)-Теперь приступим к реализации второй цели: потренируемся правильно писать наречия с шипящим на конце. Откройте учебники на с. 118 упражнение № 289, выполняем самостоятельно в тетрадях. Проверка: ж.р.: помощь, пустошь, полночь, брёшь; м.р.: шалаш, чертёж, кирпич, ландыш, монтаж, меч, плющ; мн.ч.: много туч, мимо рощ, из груш, много луж, из удилищ, с плеч; гл.: стеречь, спрячь, съёжишься, съешьте, разденешься, запрячь, отрежьте, улыбнёшься, беречь, замажьте, стричь, не собьёшься; кр. прил.: горяч, дремуч, свеж, пахуч; нареч.: невтерпёж. 2) Словарная работа. -Значения каких наречий вам не понятно? -Давайте выясняем значения нескольких слов и запишем их: Настежь – распахнуть совсем, до конца. Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком. Замуж (выйти) – стать чьей-то женой. Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой. Наотмашь – сильно размахнувшись. Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.) 3)-Итак, чтобы достичь третьей цели, нужно выполнить ещё одно задание, возьмите карточки, выполните его в тетрадях. День был хорош(?) и погож(?), а Митя был пригож(?). Вышел он из дома и побежал вскач(?) мимо дач(?), есть калач(?). А бабушка уж и печ(?) топила. Для дорогого гостя и ворота настеж(?)! Невтерпёж(?) Мите. Горяч(?) и жгуч(?) калач(?). ,,Спешиш(?), обожжеш(?)ся,- предостереч(?) его бабушка хочет,- намаж(?) хоть вареньем”. Но ведь калач(?)-то, тем и хорош(?), что горяч(?)! ,,Еш(?), еш(?),- приговаривает она,- матушка- рож(?) кормит всех сплош(?)”. Съел Митя весь калач(?), лишь один кусочек оставил. Пока он ел, много туч(?) на небе появилось, сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью! ,,Как же до дома, Митя, доберёш(?)ся! Береч(?)ся надо: гром трескуч(?), лес дремуч(?). Примерь хоть плащ(?), врач(?) оставил, когда на пустош(?) уходил”,- хочет бабушка ему помоч(?). Подумал Митя и решил леч(?) на печ(?), пока солнца луч(?) ноч(?) не сменит. | Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях. |