1.Организационный этап. Задачи этапа: Установление отношений сотрудничества между учителем и учащимися | 2 мин. | Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся в том, что русский язык богат, красив, интересен и в то же время труден. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. Всем-всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! - Будем мы читать, писать, строить предложения, чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла. - Прочитаем сегодняшнее число. Двенадцатое ноября. Классная работа - Открываем тетради. Но прежде чем начать писать выполним пальчиковую гимнастику. Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем щи варил. С этим братцем песни пел. | - Приветствие учителя, настрой на работу. -Проверка готовности к уроку, включение в работу -Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. - Читают число - Выполняют пальчиковую гимнастику, соединяют большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой. | Л1. | Фронтальная форма Фронтальное наблюдение учителя |
2.Актуализация знаний. Минутка чистописания. Задачи этапа: Актуализация знаний. Отработка самоконтроля. | 5мин. | - Запишите число, классная работа. - Какие орфограммы встретились в написании даты? - Определить тему сегодняшнего урока нам поможет задание минутки чистописания. - Сегодня нам предлагаются необычные узоры из буквосоединений. Из чего они состоят? - Посмотрите внимательно на строчку и скажите, на какие две группы можно разделить данные группы? -Назовите гласные буквы. - Назовите согласные буквы. Что вы можете о них сказать? - Запишите эти буквосочетания. - В каких орфограммах могут встретиться эти буквы? (Вешаю на доске карточки «Безударные гласные», «парные согласные») - Что объединяет эти орфограммы? Где они находятся в слове? (Вешаю значок «Корень») - Что такое корень? - Какие слова называются однокоренными? -Определите, какова же тема нашего урока? | - Внимательно слушают указания учителя. - Работают в тетрадях. Учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Мы работаем над орфограммами правописание безударной гласной и парной согласной в корне слова». Учащиеся записывают буквосоединения, проверяют написание по эталону. Учащиеся формулируют правило о корне слова, однокоренных словах. Дети, испытывающие затруднения, обращаются к справочнику. | К1,П1,Р3 | Фронтальная форма. |
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Задачи этапа: Развитие внимания, памяти, мышления. | 5 мин. | Учитель вывешивает на доску опорные слова Безударный гласный | Парный согласный | - Эти орфограммы нам уже знакомы? -Все ли получается у нас в работе с такими орфограммами? - Сегодня мы сформулируем следующую учебную задачу на уроке: научиться писать слова с безударными гласными и парными согласными в корне слова. Какие цели мы можем поставить перед собой? - Что нужно сделать, прежде всего, чтобы написать правильно слова с этими орфограммами? (Вешаю карточку «надо проверить») - Мы будем отвечать на следующие вопросы: (Учитель вешает на доске карточки «что», «где», «как», «чем») | - Внимательно слушают указания учителя. «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова» - Проговаривают цели на данный урок. Учащиеся высказывают своё мнение. Убеждают одноклассников в необходимости продолжения работы над темой. Дети отмечают, что им сложно подобрать однокоренные слова, для проверки слов с безударной гласной и парной согласной. Учащиеся говорят о том, что им надо знать правила: о корне слова, правописании безударной гласной и парной согласной в корне слова, уметь подбирать проверочные слова. | Р2,Р3,К1,П1. | Индивидуальная форма. |
4.Первичное закрепление. Задачи этапа: Проверить усвоение знаний учащихся. Развитие внимания, мышления, орфографической зоркости, творчества | 20 мин. | Словарная работа Прочитайте слова. Б…рёза, гр…за, гр…бы, уч…ник, д…рога, в…сна, м…ряк, в…тер, з…ма, в…рона, с…бака, с…рока. - Какая орфограмма встретилась во всех словах? - На какие две группы мы разделим все эти слова? - Запишите в тетрадь только словарные слова, вставив пропущенные буквы. Можно ли их проверить? - Как правильно поступить? (Дети записывают словарные слова) - Проверим написанное. - А теперь давайте запишем те слова, которые мы пока не записали. Для этого вспомним правило проверки слов с безударными гласными в корне слова. На доске находятся части опорных схем для проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова. - Как проверить написание безударной гласной? - Запишем сначала проверочное слова, затем проверяемое. Обозначим орфограмму. - Сделаем вывод, что нужно сделать, чтобы правильно записать слова с данной орфограммой. Работа в парах. Работа в тетради «Пишем грамотно» на с.41, упр.2 - Вспомните правила работы в парах. - Прочитайте задание к упражнению. - Прочитайте предложения про себя, определите, что необычного в этих предложениях. -Обсудите в парах вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. - Проверим написанное. Работа в группах. Работа в тетради «Пишем грамотно» на с.41, упр.1 Работа выполняется по заданию упражнения. -Проверим написанное. Дополнительное задание Работа с текстом, в котором допущены орфографические ошибки. Снег укутал диревья. Дуп в мохнатой шабке. На ветках бирёз белый иней. Ёлочька спряталась в сугроп. Не страшен диревьям холот и марос! -Исправьте ошибки, которые встретились в тексте. - Были ли слова, в которых допущены ошибки на другое правило? - Назовите эти слова - Оцените свою работу. | - Внимательно слушают указания учителя. Работают с учебным текстом; отвечают на вопросы учителя. Ученик выходит к доске и восстанавливает опорные схемы, одноклассники оценивают правильность выполнения работы. Учащиеся объясняют выбор схемы согласно формулировке правила написания безударной гласной и парной согласной в корне слова. Учащиеся записывают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы. Учащиеся вспоминаю правила работы в парах, после выполнения работы докладывают одноклассникам, какие проверочные слова они подобрали, вставляют пропущенные буквы. Ребята оценивают правильность выполнения. Учащиеся самостоятельно записывают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы. Проверяют правильность выполнения работы, сравнивая её с эталоном на доске. Комментированное письмо. | Р1,К1,К2,Р3,П2. | Индивидуальная фронтальная. |
5.Рефлексия (подведение итогов занятия). Задачи этапа: Подведение итога урока, его оценка, оценка работы учащихся. Домашнее задание: РТ стр. 16 упр. 3 Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. | 2 мин | -Над какой темой мы работали сегодня на уроке? – Какая задача стояла перед нами? Удалось ли ее решить? -Как вы думаете, нам удалось решить поставленные задачи? - Как проверить безударную гласную в корне слова? - Как проверить парную согласную в корне слова? - Что объединяет эти две орфограммы? - Как подбирать проверочные слова? - Что на уроке у вас хорошо получалось? - Над чем надо ещё поработать? У каждого на парте лежат листочки. Нарисуйте слева весёлый смайлик, если после этого урока вы стали лучше понимать, как проверить написание слов с парной согласной или грустный, если эта орфограмма всё ещё трудна для вас. Справа – выскажете своё мнение об освоении орфограммы безударная гласная в корне слова. Интерактивный прием «Смайлики» Наш урок подошёл к концу, всем спасибо за работу. | - Высказывают мнение по проделанной работе на уроке. - Ответы обучающихся. - Подводят итоги работы на уроке. Учащиеся рисуют весёлые или грустные смайлики на левой и правой частях листочка. Парная согласная | Безударная гласная | | К2,П2. | Индивидуальная и фронтальная форма. |