ТСО, компьютер, мультимедиа, шаблон книжки - памятки, рисунки детей по теме «Транспорт», атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Автобус», флажки красного и зеленого цветов.
№ | Этапы урока | Организация этапа, оборудование | Основное содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный момент | Этап психологической подготовки учащихся Релаксация на начало урока. Пальчиковая гимнастика. | - Добрый день! Я рада встречи с вами. Желаю вам быть активными, дружными на уроке и радовать знаниями всех нас. Тихо и красиво сели. -Начинаем урок с пальчиковой гимнастики. По ходу чтения стихотворения по очереди загибайте пальчики, повторяя движения за мной. Мы с первым пальцем - малышком, В трамвайный парк пойдём пешком. С другим поедем мы в трамвае, Тихонько песни напевая. А с третьим – сядем мы в такси, Попросим: -«В порт нас отвези»! С четвёртым пальчиком в ракете Мы полетим к другой планете. Садись-ка,пятый самолёт, С тобой отправимся в полёт. -Молодцы! | Настрой детей Слушают, повторяют движения за учителем. |
2 | Актуализация опорных знаний | Этап подготовки к сознательному усвоению материала. Выставка рисунков. Слайд1  Игра «Что лишнее» Слайд 2  Автобус из модулей | Что мы изучали на прошлом уроке? – Что было задано на дом? (нарисовать виды транспорта). Предлагаю всем детям свои рисунки распределить по видам транспорта Что нарисовала (----)? К какому виду транспорта нужно прикрепить их? Внимание на экран. Что это? Назови, одним словом. - «Назови что лишнее?» Докажи. 1. Автобус, самолёт, вертолёт. 2.Теплоход, лодка, троллейбус. 3.Мотоцикл, автобус, маршрутное такси. Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт. Поднимите руку те, кто из вас ездил в общественном транспорте? Как вы считаете, все ли пассажиры соблюдают правила поведения в общественном транспорте? Какие нарушения вы замечали? Вот и нас появился новый автобус, чтобы покатать своих воспитанных пассажиров, но для этого надо хорошо знать правила поведения. | Дети называют транспорт по картинкам, которые нарисовали. Воздушный, наземный, водный, пассажирский, грузовой. Дети выполняют работу у доски. Ответы обучающихся. Я считаю… Я уверена… |
3 | Целеполагание, планирование деятельности на уроке | Введение в тему. Знакомство с новыми словами Слайд 3  Образец книжки-памятки Слайд 4  | Тема нашего урока «Культура поведения пассажиров в общественном транспорте». Нам встретятся следующие слова: Пассажир - тот, кто совершает поездку в транспорте. Салон – внутреннее помещение для пассажиров в автобусе, трамвае, самолете. Кондуктор – работник, обслуживающий пассажиров на городском транспорте. - Сегодня мы с вами разработаем и оформим памятку пассажиру, где укажем правила, которые он должен соблюдать, обсудим проблемные ситуации и поиграем в с/р игру «Автобус» Чтобы нам было легче работать, мы разобьем эту тему на несколько этапов. Этапы будут следующими: Правила поведения на остановке Правила поведения в салоне Правила выхода из транспорта Вы уже знаете, ребята, что правила поведения нужны везде. Без соблюдения их, мы рискуем показать себя какими пассажирами? Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем и всегда помнить о вежливости, волшебных словах. Какие вы знаете вежливые слова? Откроем первую страницу книжки - памятки. Она называется «Будь вежлив». Читаем хором волшебные слова. -Запишите, в пустую строку словами благодарности. Запомните: вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а становится. | Обучающиеся по просьбе учителя 1.Читают словарные слова 2.Объясняют их значение 3.Читают ещё раз по слогам 4.Записывают в словарик Слушают Ответы обучающихся. (невоспитанными, грубыми, а также они могут причинить вред своему здоровью). Работа с книжкой – памяткой |
4. | Освоение нового материала | Демонстрация знака «Остановка общественного транспорта»  Каждое правило сопровождается слайдом и стихом.  У посадочных площадок Пассажиры транспорт ждут, Установленный порядок Нарушать нельзя и тут! Плохо в первый ряд вставать, Плохо торопится: Лучше в школу опоздать, Чем успеть в больницу. | Откройте вторую страницу нашей книжечки – памятки и внимательно рассмотрите иллюстрации. - Учитель с детьми ждут автобус. Они стоят на специальной площадке – остановке. Дети ведут себя спокойно: не балуются, не толкаются, не выбегают на дорогу и не стоят у края площадки. - Какие правила можно составить по этой иллюстрации? - На ваших партах лежат напечатанные на желтых листочках «правила поведения на автобусной остановке». Давайте прочитаем их вслух. Транспорт следует ожидать на специально оборудованных площадках – остановках; Не балуйся на остановке в ожидании транспорта; Если на остановке много людей не становись в первый ряд; Сначала выпусти пассажиров из транспорта, потом заходи сам; Уступи право войти пожилым, мамам с маленькими детьми. Вклейте эти правила в книжечку. Вывод: ОСТАНОВКА — ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ. ПОМНИ! Посадка в транспорт требует внимания и осторожности. | Отвечают. Составляют рассказ по иллюстрациям и правилам к ним. Чтение вслух. |
| Физкультурная минутка | | А теперь, ребята, давайте отдохнем Подвижная игра «Автомобили». - «Проснулись, потянулись». Основная стойка, наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз. Руки вверх – в стороны, голову поднять, прогнуться – глубокий вдох; вернуться в исходное положение – выдох. - «Заводим мотор». Стоя, ноги врозь, руки в стороны. Поворот туловища влево и вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью. - «Проверяем ремни безопасности». Стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища. - «Проверяем тормоза». Стоя, руки за спиной, выполняем вращательные движения стопой левой, а затем правой ноги поочерёдно. - «Поехали!» Выполняем ходьбу на месте, переходящую в бег. | Выполняют движения. |
| Продолжение освоения материала | Показ серии «Шел автобус 5 номер» Игра «Можно-нельзя» Показ слайдов     Контроль за качеством работы | Второй этап – правила поведения в салоне. Давайте посмотрим «Ералаш» и оценим поступки героев. Правильно ли поступили мальчики? Можно ли их назвать вежливыми пассажирами? Как бы вы поступили в данной ситуации? А если ты не знаешь правил, как надо поступить тогда? Предлагаю сыграть в игру «Можно - нельзя». Ваша задача с помощью сигнальных флажков определить правильное поведение пассажиров в салоне: «можно» – это зеленый цвет, а «нельзя» - красный цвет. Задача ясна? Все эти правила прописаны на третьей странице в книжечке, а у меня на доске. ВЫВОД: вы твердо усвоили правила поведения в салоне общественного транспорта. Молодцы! Третий этап – Правила выхода из транспорта - Открываем четвёртую страницу. Ваша задача самостоятельно разработать правила, соединив стрелкой правильный ответ. Соедини стрелкой правильный ответ 1.Готовиться к выходу из транспорта нужно • Заранее • Когда захочу 2.Выходить из транспорта разрешено • После полной остановки транспорта • Когда закрываются двери 3.Выйдя из автобуса нужно • Бежать через дорогу • Переходить дорогу по пешеходному переходу Получилась ли у нас с вами книжечка - памятка? Как вы считаете, нужна ли такая памятка пассажиру? Чем мы рискуем, не соблюдая правила поведения в транспорте? | Смотрят. Обсуждают поступки героев, отвечают на вопросы. Выполняют правила игры, используя сигнальные флажки. Читают вместе с учителем. Проверка со слайдом. Отвечают. Анализируют, объясняют. |
5. | Практическая работа, Закрепление изученного материала | Сюжетно – ролевая игра «Автобус». Контролирую, направляю. Музыка. | - Приглашаю всех поиграть в сюжетно-ролевую игру «Автобус». (распределение ролей, проигрывание ситуаций: вход мамы с ребёнком, покупка билетов и т. д.) | Распределяют роли, играют. |
6. | Итог урока  | Рефлексия деятельности | Мне очень понравилось, как вы активно работали на уроке. Ставлю (оценки) и дарю на память вам воздушные шарики «Воспитанный пассажир». | Отвечают |
| | Домашнее задание | Всегда соблюдать правила поведения в транспорте | Слушают учителя |
В.В.Воронкова, С.А. Казакова «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида » - пособие для учителя, Москва.Владос. 2010
Т.А. Девяткова,Л.Л. Кочетова «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» Москва Владос 2005
Интернет ресурсы.