Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Вводная часть |
Организационный момент |
Ритуал приветствия Работа с доской, с карточками | Здравствуйте ребята. Посмотрите, у нас сегодня на уроке много гостей. Поздоровайтесь с гостями. Когда вы поздоровались с нашими гостями, что вы им пожелали? Молодцы, вы сказали «Здравствуйте!» Это значит? Какое сейчас время года? Какой месяц? Число? День недели? Что у нас сейчас по расписанию, какой урок? Вика, найди нужную карточку и прикрепи её на доску. | Дети здороваются Здоровья Здоровья желаю Осень Ноябрь, 12, вторник Сейчас будет урок ОБЖ Вика, выполняет действие |
Мотивация образовательной деятельности |
Сюрпризный момент | Вы любите путешествовать? Я предлагаю отправиться в «Страну здоровья», где нас ждет много всего интересного. А чтобы туда попасть, нужно сказать волшебные слова «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» | Да Дети произносят слова |
Основная часть |
Сообщение темы урока Беседа об органах чувств Упражнение: «Органы чувств» с использованием ЭОР Работа с неговорящими детьми Показ картинок Вывод | Вот мы и оказались в Стране здоровья. Сегодня мы поговорим с вами об органах чувств человека. Сколько органов чувств у человека? Какие органы чувств вы знаете? Посмотрите, здесь растет волшебный цветок. Он нам сейчас и поможет узнать, правильно ли вы ответили. 5 лепестков, значит 5 органов чувств. А теперь откроем лепестки. 1 лепесток - это глаза, 2 лепесток – это уши, 3 лепесток – это нос, 4 лепесток - это язык, 5 лепесток – это руки. Коля, что это? Правильно, поморгали все глазками. Глеб, покажи на картинке уши. Покажите все свои ушки. Антон, что это? Дотронулись все пальчиком до носа. Кирилл, покажи на картинке, руки. Показали свои руки, погладили их. Даня, покажи язык на картинке. Органы чувств, помогают нам познавать окружающий мир, поэтому их называют нашими помощниками. | 5 Глаза, уши, язык, нос, руки Глаза Нос |
Практическая часть Страна здоровья «Глаза – орган зрения» Упражнение: Различать овощи и фрукты «Найди лишний» с использованием ЭОР Зрительная гимнастика Вывод | Хотите узнать, почему их так называют? В стране здоровья много загадок. Послушайте внимательно первую загадку, отгадав её, поймете о каком органе чувств, говорится. «Дети смотрят на кота, на картинки - сказки. Видеть небо и леса, помогают нам…. Глаз - это орган зрения. Закройте глаза, я вам сейчас что-то покажу. Вы видите, что я вам показываю? Почему вы не видите? Откройте глаза и посмотрите. Теперь вы видите? Зачем человеку глаза? Как хорошо, что у нас есть такие помощники, глазами мы видим мир. Что это, как, одним словом можно назвать? Овощи и фрукты очень полезны для нашего здоровья. Я выложу их в ряд, и вы мне их назовете. Но самое интересное впереди. Закройте все глаза ладошками (меняем местами один овощ на фрукт), откройте глаза. Что в этом ряду лишнее? Глеб, убери лишний предмет. Какой орган чувств вам помог в этой игре? Чтобы глаза хорошо видели, что для этого нужно делать? Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, быстро, поморгаем, нарисуем букву о, получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз, вправо, влево повернем, заниматься вновь начнем. Глаза, очень важный орган чувств, для человека, который помогает увидеть красоту окружающего мира. | Да Глаза Нет Мы не видим, потому что у нас закрыты глаза, да, чтобы видеть Овощи и фрукты Дети выполняют упражнение Огурец Глаза Гимнастику для глаз Закрывают оба глаза. Продолжают сидеть с закрытыми глазами. Открывают глаза, Глазами рис. букву о. Глазами смотрят вверх, вниз. Глаза смотрят вправо- влево. |
«Уши - орган слуха» Игра «Угадай по звуку» Работа с неговорящими учениками Массаж ушей Вывод | Следующая загадка «Дети слушают в лесу, как кричат кукушки. А для этого нужны, нашим детям…» Вы слышите? Какой-то необычный звук? Что это? А что вам помогло услышать звон колокольчика? Скажите, для чего человеку уши? Уши нам помогают слышать разные звуки. Уши - это орган слуха. Сейчас я буду за ширмой издавать разные звуки, а вы должны отгадать, что я делаю. Вика, покажи на картинке, что я делаю (наливаю воду из одного стакана в другой, шуршу бумагой…) Молодцы, какие помощники помогли вам в этой игре? Ребята, чтобы слух был всегда хороший, что надо делать? Мы ладошки разотрем, смело, ушки мы возьмем, сверху вниз мы их пощиплем, пальчиками разомнем. И ладошкой прижимаем Сильно-сильно растираем. С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир, особенно важно для нас слышать речь других людей. | Уши Да, звенит колокольчик Наши уши Чтобы слышать Дети отвечают (шелестит бумага, игра на барабане, звенит колокольчик…) Уши Массаж ушей Разминают ладошки Прижимают ладонями Энергично растирают уши ладонями |
«Нос – орган обоняния» Игра «Узнай по запаху» Работа с неговорящими учениками Массаж носа «Улитка» Вывод | У нас много еще всего интересно, я предлагаю вам отгадать следующую загадку «Запах хлеба, запах меда, запах лука, различать поможет…. Правильно, нос - это орган обоняния. Проверим, зачем нужен человеку нос. Сделайте глубокий вдох, закройте ладошкой нос и рот. Что вам хотелось сделать? Зачем нужен нос? Нос нужен человеку для дыхания. Каждая клеточка вашего организма, сказала, пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем. Но у носа, есть еще одна обязанность, сейчас узнаем какая. Закройте глаза, чувствуете ли вы какой-нибудь запах? Чем пахнет? Правильно, вы не видели, что я делаю, но сразу сказали, что пахнет апельсином. Кто вам в этом помог? Нос орган – обоняния, он помогает нам чувствовать запахи. Проверим, смогут ваши помощники, определить по запаху, что находится в этих баночках с закрытыми глазами. Коля, что находится в этой баночке, назови. Вика, покажи, на картинке, что находится в этой баночке. Чтобы наш нос хорошо дышал, что надо делать? Вместе сделаем массаж носа «Улитка». Носом мы дышим. Он помогает нам чувствовать и различать запахи приятные и даже опасные запахи. | Нос Дышать, нос нужен нам, чтобы дышать Да. Пахнет апельсином Нос Массаж носа Дети делают массаж носа по образцу учителя |
Физминутка | Мы к плечам прижали руки, Начинаем их вращать, Прочь усталость, лень и скука, Будем мышцы разминать. А теперь покрутим шеей, Это мы легко умеем. Поворот за поворотом, Напоследок пошагаем. Выше ноги поднимаем. | Руки на плечах Круговые движения Повороты шеи в разные стороны Руки на поясе Повороты вправо, влево Дети шагают Высоко поднимая ноги |
«Язык – орган вкуса» Упражнение: Найди и покажи где что растет «Что где растет» с использованием ЭОР Игра «Определи на вкус» Вывод | В стране здоровья еще одна загадка «Чтоб попробовать компот, есть у человека …». «Всегда во рту, а не проглотишь? Что это? Правильно, язык. Язык – органа вкуса. Что можно определить с помощью языка? Поверхность языка покрыта маленькими бугорками. Благодаря им, человек различает вкус пищи. Скажите, какими бывают продукты на вкус? Я хочу поиграть с вами и угостить вас овощами и фруктами (на тарелках лежат порезанные овощи и фрукты). С завязанными глазами, вам надо будет определить продукт на вкус (для неговорящих детей, показать на картинке). Какой орган вкуса, вам помог в этой игре? С помощью языка мы различаем вкус пищи. Вкусную пищу, человек ест с аппетитом. Если пища испорчена и есть ее нельзя. | Рот Язык Вкус пищи Горькими, сладкими, кислыми, солеными Морковь, лук, огурец, яблоко, лимон Язык |
«Кожа – орган осязания» Игра «Волшебный мешочек» Пальчиковая гимнастика Вывод | Последний орган чувств и последняя загадка «Любят труд не терпят скуки, все умеют наши….». Для чего нам руки? Что мы ими делаем? Следующая загадка «Мягкое и твердое, острое, тупое, горячее, холодное, мокрое, сухое, разобраться в этом сложно. Нам поможет наша..» Кожа - орган осязания. Сейчас вам надо будет определить на ощупь предмет в мешочке и назвать его. Какие помощники нам помогли в этой игре? Чтобы наши руки не уставали, что нужно делать? Сделаем зарядку для пальцев «Засолка». Кожа защищает наш организм от микробов и может рассказать человеку о том, что его окружает. | Руки Чтобы рисовать, кушать, играть … Кожа Руки Гимнастику для пальцев Дети делают пальчиковую гимнастику |
Заключительная часть |
Заключительная часть Итог урока Подарки детям | Вот, мы и поговорили обо всех органах чувств человека! Наше путешествие по «Стране здоровья» подошло к концу. Вам оно понравилось? О чем мы говорили на уроке? Назовите их: глаз-орган зрения, ухо-орган слуха, нос-орган обоняния, язык-орган вкуса, кожа- орган осязания. Что мы еще делали на уроке? Вы все сегодня хорошо занимались (отметить каждого ребенка). Я хочу вам подарить на память медальки клуба «Здоровье» и угостить вас волшебными витаминами. Попрощайтесь с гостями и идите отдыхать. | Да Об органах чувств Играли в игры, отгадывали загадки Угощение детей витаминами |