СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по природоведению на тему"Вода".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект уроку по природоведению для 4 класса на тему "Вода" приуроченная к Всемиронму Дню воды с использованием игровых элементов, опытов, исследований, конструктора лего, а также применением медиа продуктов. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по природоведению на тему"Вода".»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» г. БЕРДЯНСК









Разработка урока

по природоведению для 4 класса

«День воды»







Подготовила:

учитель начальных классов

Дёмина Татьяна Николаевна



















г. Бердянск, 2023 г.





Урок «День воды»

Цели: расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных; повышать познавательную активность детей, прививать основы экологических знаний; познакомить с отрицательным влиянием человека на природу; воспитывать привычку бережного отношения к природе, расширять кругозор.


Ход занятия:

- Добрый день, ребята. Сегодня к вам на урок пришёл сказочный гость. Кто угадал его? Это Капитошка – капелька воды. Как вы думаете, почему Капитшка пришёл к вам именно сегодня?

- Признавая особое значение воды в жизни человечества, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День Воды. В России День Воды отмечается с 1995 года 22 марта.


  • Сегодня мы с вами постараемся раскрыть многие тайны водного мира и узнаем много интересного о воде. И в этом нам поможет наш друг Капитошка. Вас ждут вопросы, задания, загадки о воде, игры.


Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … (воды)!


Капелька «Водные объекты»

На доске написано «Водные объекты».

- Вам необходимо назвать водные объекты. В этом помогут загадки. Отгадав загадку, вы находите изображение отгадки и прикрепляете его к водным объектам.


Отгадывание загадок.


1.Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (дождь)


2.Пушистая вата плывёт куда – то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. ( туча)

3. Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (снег)


4.Я вода, да по воде же и плаваю. (лёд)


5.На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (град)


6.Вечером родится,

Ночь живёт,

Утром умирает.(роса)


7.Растёт она вниз головой.

Растёт не летом, а зимой.

Но солнце её припечёт-

Она заплачет и умрёт.(сосулька)


8.Молоко над речкой плыло

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко. ( туман)


9.Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)


10. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море. (Река)


11.В тихую погоду

Нет нас нигде,

А ветер подует –

Бежим по воде. (Волны)


12. Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.(Ручеёк)



Капелька Игра «Ручеёк» с помошью ЛЕГО



Капелька «Факты о воде»


- Вода – самое распространённое неорганическое соединение на нашей планете. Вода- основа всех жизненных процессов.


- Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом на глобусе? ГЛОБУС.


- Вода занимает 70% поверхности земного шара. Она содержится в воздухе, почве, образует реки и озёра. Без воды невозможно существование животных и растений. Пресной воды, пригодной для питья, только 3%. ДИАГРАММА.


- Там, где жизнь, всегда есть вода. А обитатели водоёмов, как правило, содержат в себе больше воды, чем жители суши.


- В теле рыбы до 70-80% воды, а в медузе больше 95%. В травянистых растениях суши процент воды доходит до 85. Организмы млекопитающих и человека содержат воды меньше.


- Назовите обитателей водоёмов (рек, озер, морей, океанов) и растения водного мира.



Капелька «Три состояния воды»

Вода в природе – самое удивительное вещество на Земле. В природе она встречается в разных состояниях.


Капелька «Секреты воды»

  1. Превращение жидкой воды в лёд происходит при температуре ниже 0 градусов. Это называется замерзанием. Где люди применяют такое свойство воды? (лимонад со льдом, каток зимой, морозильная камера).

  2. Лёд начинает таять, если температура выше 0 градусов. Где можем наблюдать такое явление? (тает снег, лёд тает в напитках).

  3. Превращение жидкой воды в пар называется испарением. Испарение происходит при любой температуре, а полностью вода становится газообразной, если температура выше 100 градусов (кипение). Где люди используют такое явление воды? (кипятить воду, чтобы заварить чай, сварить суп).

  4. Водный пар превращается в жидкую воду при температуре ниже 100 градусов. Этот процесс называется конденсация. Где можно увидеть такой процесс? (капли на окне в холодное время года, туман).

Люди научились использовать свойства воды, таким образом могут наслаждаться прохладным лимонадом летом и горячим чаем зимой.




ОПЫТЫ «Как изменяется состояние воды?»


- Определить состояние воды и как оно изменяется.

1) Показать лёд. Как лёд получили из жидкого состояния? Что произошло с водой? (Воду заморозили).


2) Растопить лёд. Что происходит со льдом? (Лёд тает при нагревании).


3) Нагреть воду в электрочайнике или кипятильником. Что происходит с водой. Какие звуки слышим, что видим? (Вода нагревается, происходит кипение. Слышим шипение, видим бульбашки).


4) Наливаем кипящую воду в стакан и накрываем блюдцем, на котором лежит лёд. Что происходит в стакане и на блюдце? (Происходит испарение, когда жидкая вода закипает и превращается в пар. И конденсация, когда водный пар охлаждается и снова превращается в капельки жидкой воды.)



Разместите изображение на картинке. Назовите как называется каждый процесс.



Капелька Игра «Собери речку».

- А сейчас отдохнём. Поиграем в игру «Собери речку».

Я предлагаю вам, ребята, разделиться на команды, чтобы в каждой команде было равное количество людей. Каждый игрок получает ленту голубого цвета.

Вы сейчас «ручейки». Пока звучит музыка, вы бегаете. А как только музыка закончится, вы должны сложить все «ручейки» в одну «реку». У какой команды это получится быстрее, тот и победитель игры.






Капелька «Свойства воды»


Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.


-Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода.


“Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери.

- Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х-5-ти дней.


- Предлагаю проверить, действительно ли вода не имеет вкус, без запаха, без цвета. Какова форма воды, все ли вещества может вода растворить?


- Какие свойства имеет вода?


ПРОВОДИМ ОПЫТ-ИССЛЕДОВАНИЯ.


Форма. Воду налить в стакан, в стеклянную пиалку, в ложку.

Текучесть. Попробуйте взять воду или перелить в другую емкость. Она растекается.

Цвет. В стакан с водой капнуть краску.

Прозрачность. В стакан с водой опустить ложку, кисточку.

Запах. Вкус.

Растворимость. В стакан с водой насыпать сахар, соль, кофе.



Капелька «Бережём воду»


-Люди с каждым годом расходуют всё больше воды, но не всегда это использование разумно. Часто деятельность человека наносит природе невосполнимый урон.


- А каждое море, река, океан, начинается с маленькой капельки воды, которую мы обязаны беречь.


Гонит капля дождевая

Ручеёк за ручейком.

Те бегут не унывая

В реки быстрые. Потом…

А потом и синь морская!

А за нею – океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!


-Установлено, что за один месяц из одного водопроводного крана по каплям уходит400 литров воды! Это 40 больших вёдер. Этой воды хватило бы на месяц 6 людям.


- А я хочу продолжить разговор о пользе воды.

Дети, которые всегда следят за своей чистотой, никогда не болеют, а если и болеют, то очень редко. Ведь если мы перед едой помоем руки, микробы не попадут к нам в кишечник, если умоемся утром после сна, днём, когда придём с улицы, вечером, когда будем ложиться спать, наши поры, которых очень много в коже, будут дышать легко и наше тело не будет болезненным. Оно будет крепким и здоровым.


Капелька «Советы воды»


- А теперь, ребята, я предлагаю вам самим создать пост в сети под названием «Советы воды». Это задание вы будете выполнять в группах. Каждая группа записывает советы воды для людей на бумажных шаблонах смартфонов, а потом презентовать свою работу.


 

- Необходимо беречь воду, относиться к ней бережно, иначе чистой воды не останется совсем. Всё зависит от человека, от нас с вами. 



-На берегу какого моря проживаем мы? Какая река есть по близости?

-Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый!

Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам Эти обращения необходимо оформить в виде листовок, работая в парах. Каждую листовку мы разместим в нашем классном уголке.


-Вода – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода.

Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек – это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растает – и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким равнинам.

Вдруг в небо взовьётся,

Дождями вернётся.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь…

Вас окружает везде и всегда

Это волшебница, чудо – вода!


Закончить нашу сегодняшнюю встречу я хочу словами: "Человек запомни навсегда: символ жизни на Земле -вода! Экономь её и береги, мы ведь на планете не одни!" (В.А.Андреев) и вручаю всем памятки "Экономь воду!"