Урок Природоведение
Класс: 6
Тема урока: «Три состояния воды. Бережное отношение к воде, охрана воды».
Цель урока: формирование общего понятия о воде, ознакомление с тремя состояниями воды в природе, разъяснение важности воды.
Задачи
Образовательные: продолжать знакомить обучающихся со свойствами воды; расширить знания обучающихся о воде и её роли в природе и в жизни человека.
Коррекционно – развивающие: формировать начальное понятие об экологии воды, о путях ее загрязнения; корректировать речь, мышление обучающихся через умение наблюдать, решать задачи.
Воспитательные: понимание значения экологически чистой воды для жизни всего живого на нашей планете, воспитывать бережное отношение к воде, водоёмам, желание экономить воду.
Оборудование: глобус Учебник А.И. Никишов, Биология. Неживая природа.6 класс – М.: Просвещение , 2017г.
Тип урока: сообщение новых знаний
Ход урока.
Организационный момент.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде?
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает
На плите у нас кипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
- Какие свойства воды вы знаете?
- В каких состояниях находится вода в природе?
- Как выглядит вода в природе в твердом состоянии?
- Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
- Где можем наблюдать воду в жидком состоянии?
- А свойство, что вода при нагревании расширяется? (Когда закипает кастрюля, вода из нее выливается)
- Где используется вода?
Изучение новой темы.
Слово учителя.
Попробуем еще кое - что еще узнать о воде, для этого отгадайте загадки.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата?
(Облако)
- Вода привычная нам, находится в каком состоянии? (жидком)
- Лед - какое это состояние? твердое
-Как вы думаете облако, туман какое состояние? (газообразное)
Лед, туман, облако река - это все что? (вода)
- Значит, в каких состояниях бывает вода? (в жидком, газообразном, в твердом)
Приведите примеры.
1 ряд - Назовите воду в твердом состоянии. (Снег, лед, иней)
2 ряд - В газообразном. (Туман, пар, облака)
3 ряд - В жидком. ( Вода, роса)
з Ребята какой вывод: вода в природе существует в 3 состояниях: твердом, жидком, газообразном.
Составим схему Состояния воды
Жидкое Газообразное Твёрдое
- Как вода переходит из одного состояния в другое?)
Об этом мы узнаем в учебнике. Открываем страницу 30 учебника.
Закрепление
Работа по учебнику стр. 37 Работа в парах
- Как же вода переходит из одного состояния в другое? Ответы детей.
-Когда температура воздуха опускается ниже отметки 0 градусов - вода переходит из жидкого состояния - в твердое, т.е. замерзает.
-Когда температура воздуха поднимается выше отметки 0 градусов, вода медленно начинает переходить из жидкого состояния в газообразное, и чем выше температура, тем быстрее она испаряется.
Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь.
Для жизни человека, животных: без пищи человек может
прожить несколько недель, а без воды - не более 7 дней. Вода входит в состав живых организмов.
Если взрослый человек весит 70 кг, то 50 кг из них - это вода. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого.
Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода.
Вода нужна в производстве: ни одно производство не обходится без воды. Так, например, для изготовления 1 тонны бумаги нужно 250 тонн воды.
Вода необходима в сельском хозяйстве: для выращивания животных, поливки растений.
Вода - это водная дорога: по воде перевозят грузы, людей.
Вода вырабатывает электроэнергию: на гидроэлектростанциях используют силу падающей воды.
Физ. минутка
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
А теперь поплывем дружно.
Делать так руками нужно
Вместе раз это брасс
Одной другой- это кроль.
Все как один плывем как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой
Итог урока.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда,
Эта волшебница – наша вода.
Беседа об охране воды.
Послушайте рассказ ответе на вопрос. - Что случилось с рекой и её обитателями?
«Разноцветная речка»
Жёлтая рыбка: Соседка! Ты почему такая красная?
Красная рыба: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала красной от сточных вод. А ты почему жёлтая?
Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но однажды сильный дождь пошёл. Чего только с собой не принёс: отходы, ядохимикаты, удобрения. Пожелтела наша заводь и я тоже.
А ты, подружка, почему фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой груз на мне лежал! Прошёл корабль и сбросил на меня бутылки, банки, колёса и даже брёвна. От натуги я краснела, синела, зеленела. Еле выбралась! Вот даже фиолетовой стала!
Красная рыбка: Ой! Смотрите, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди моих сородичей я таких не видела.
Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы! Только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться. И я стала чёрной.
- Что случилось с рекой и её обитателями? (ответы детей)
Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Загрязнение воды несёт гибель всему живому. Возникла необходимость в охране природы.
- Значит надо закрыть завод? (нет)
- Запретить животным пить воду, жить рыбе в воде? (нет)
- Вот и возникло противоречие между людьми и природой!
- Как это противоречие разрешить? (ответы детей)
И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.
Не загрязнять реки, озёра, пруды.
Не бросать мусор в водоёмы.
Не оставлять отходы на берегу водоёмов.
Охранять родники, колодцы.
Закрывать водопроводные краны, зря не растрачивать воду.
Чистой воды на планете становится всё меньше. Виноваты в этом сами люди. Загрязнённая вода с ферм, заводов и фабрик сливается в реки и озёра. От загрязнения воды страдает всё живое. В водоёмах погибают растения и животные, на берегах гибнут травы, кустарники и деревья. Грязная вода вредна для здоровья человека. В воду попадают болезнетворные микробы, возбудители различных заболеваний. Все это отрицательно сказывается на здоровье и взрослых, и детей. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться.
Воду надо беречь. На фабриках и заводах строят очистные сооружения. В них воду очищают и только потом сливают в реки и озёра. В сельской местности следят, чтобы в водоёмы не попадали отходы с животноводческих ферм. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. Каждый человек должен беречь воду. Если ты видишь, что из крана капает вода, закрути кран. Не трать понапрасну воду!
Коррекционное задание. « Экологическая задача»
1)Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 гр. И ему это хватает, чтобы почистить и прополоскать рот.
Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова, чем Саша?
Саша- 300 гр.
Вова- 3 мин по 1000 гр. ? Во ск. Раз
Ответ : 3*1000/300=10 раз.
-Что нужно было сделать Вове. Дайте ему совет?
2)Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран, взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды ?
Длился- 10 мин
Вытекло- 3л за 1 мин.
Утекло-? Л
Ответ: 3*1*10=30 л
- Как можно было сэкономить воду при мытье посуды?
Домашнее задание.
Прочитать стр. 37-39, 57-61 ответить на вопросы с.40,61.
Релаксация
Сядьте удобно на стуле, закройте глаза и послушайте пение птиц и представьте, что вы в лесу. Вы гуляете по мягкой траве. Солнышко играет между веток. У вас прекрасное настроение…
- Откройте глаза. Урок окончен. Всем спасибо.