Конспект урока по литературе | | |
Урок литературы (внеклассное чтение) в 11 классе по рассказу М.Булгакова «Морфий»
Цели урока:
- познакомить учащихся с произведением современной литературы;
- обучать пониманию авторского замысла;
- развивать активную жизненную позицию, негативное отношение к употреблению наркотиков.
Оборудование: мультимедийная презентация, на которой
-слова В.Высоцкого: Кто-то там проколол мою совесть,
Кто-то в сердце вкурил анашу.
Эх, ребята, про вас нужно повесть,
Жалко я повестей не пишу.
-цитаты из рассказа, например: «Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю та же участь…» и др.;
-рисунок с изображением героя, склоненного над шприцом, впереди
него облик Старушки-смерти с вилами. (Сюжет взят из рассказа).
Музыкальное оформление:
В начале урока – отрывок из песни «Марихуана» в исполнении Линды.
В конце урока – мелодия из «Реквиема» В.-А. Моцарта.
Впервые рассказ был напечатан в декабре 1927 года в журнале “Медицинский вестник”. Как вы думаете, почему солидный медицинский журнал решил напечатать на своих страницах произведение художественной литературы?
Ребята (здесь и далее – предполагаемые ответы учащихся, прим. Н.П.): Повествование Булгакова реалистично, достоверно с медицинской точки зрения.
У: Работу над рассказом Булгаков начал еще в Вязьме, во второй половине 1917 года. Первоначально рассказ получил название “Недуг”. Рассказ Булгакова «Морфий» носит автобиографический характер, так как сам автор был наркоманом и то, что он описывает, испытывал сам. В 1916 году он отправился работать земским врачом в Смоленскую губернию, Сычовский уезд, село Никольское. Работать приходилось очень много, вместе с женой Тасей Михаил каждый день принимал огромное количество пациентов, их число доходило до ста человек в день. Однажды к Булгакову привезли ребенка с дифтеритом, и пришлось через трубку отсасывать пленку с крохотного горла, Михаил инфицировался, а противодифтерийная сыворотка обладала тяжелейшим побочным действием: у Булгакова распухло лицо, тело зудело нестерпимо, а в ногах были сильные боли, чтобы снять боль, он вколол себе морфий. За считанные дни Булгаков стал совершенно другим человеком, безумцем, преследуемым галлюцинациями: его душил гигантский змей, который дробил кости. Без наркотика Михаил приходил в ярость. Он швырял в жену различные предметы, а однажды бросил в нее зажженную керосиновую лампу. Целый год Михаил и его жена жили в аду. Чудом Булгаков вылечился, пройдя через отчаяние, боль, личную трагедию.
Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Здесь
всего 5 глав, но наиболее интересной является четвертая, где представлен дневник доктора Полякова. В нем день за днем прослеживается судьба земского врача, заболевшего морфинизмом.
У: Еще один факт: рукопись рассказа не сохранилась. О чем он, этот факт, свидетельствует, как вы думаете?
Р: Может быть, излечившись, Булгаков не хотел вспоминать о своей болезни? Может быть, повествование очень лично, интимно?
Автор выбрал форму дневниковых записей, а нам известно, что дневнику доверяется самое сокровенное, личное, то, что порой нельзя рассказать даже самому близкому человеку. Кроме того, пишет врач, вооруженный знаниями. «По сути дела это не дневник, а история болезни»- пишет сам доктор.
1). Зачем первый раз доктор Поляков вколол себе морфий?
Сергей Поляков впервые принял наркотик по двум причинам. Во-первых, его жена, “оперная певица,.. пожила с ним год и ушла”. Во-вторых, “…боли в области желудка. Но какие! Холодный пот выступил у меня на лбу”. “Говорят, что я был совершенно зеленый”. Анна Кирилловна, фельдшерица – акушерка, женщина, которая становится единственным другом Полякова (кроме дневника!), была вынуждена для снятия боли “впрыснуть морфий”.
2). С какой целью сделал себе второй укол?
3). Давал ли врач себе отчет, к чему может привести неоднократное употребление наркотиков?
4). Каковы причины обращения героя к наркотикам? (Одиночество, несчастная любовь, тяжелая работа, скука, особенности характера).
5). Как автор описывает этапы привыкания к морфию?
III. Этапы привыкания к морфию:
Время привыкания | Ощущения, чувства, мысли героя |
1). 1 раз | «Не могу не воздать хвалу тому, кто первый извлек из маковых головок морфий. Истинный благодетель человечества. Боли прекратились через 7 минут после укола.» «Спал глубоко и хорошо, - без мыслей о ней, обманувшей меня.» |
2). 2 раз | «Боль прекратилась мгновенно. Хорошо…» |
3). 4 раз | «4 укола не страшны.» |
4). 2 недели | «Необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности… Это высшая точка проявления духовной силы человека… Нормально человек может работать только после укола морфием.» |
5). 3 недели | «Анна боится. Успокоил ее, что я с детства отличался громаднейшей силой воли. Сплю сладко.» |
6). Почти месяц | «Двойные сны», «в моём сне музыка слышна совершенно небесно,» «я могу ее усилить или ослабить.» «Я встаю сильным и бодрым… интерес… я спокоен.» |
7). 1,5 месяца | «Я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться и, главное, кричать на людей, когда я не прав.» «Морфий – грозная штука. Привычка к нему создается очень быстро. Но маленькая привычка ведь не есть морфинизм?» |
8). Почти 2 месяца | Заменил морфий кокаином. «Кокаин – черт в банке.» 1 минута – «состояние спокойствия, тотчас переходящее в восторг и блаженство.» «Потом боль, ужас, тьма.» «Сердце начинает стучать, … потом проваливается в бездну.» «Сегодня я – полутруп.» |
9). 3 месяца | «Я впрыскиваю себе морфий два раза в сутки…» «Мне все кажется, что кто-нибудь узнает о моем пороке.» |
10). 3,5 месяца | «… человека нет. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия.» «Смерть – сухая, медленная смерть…» |
11). 8 месяцев | «Рвота. Ужасные впечатления.» |
12). 9 месяцев | «После побега из Москвы из лечебницы доктора я вновь дома. Я болен.» Доктор в лечебнице предупреждает, что он все равно вернется в психиатрическую лечебницу. |
13). 10 месяцев | Начались галлюцинации: старушка с вилами летит. |
14). 11 месяцев | «Я погиб надежды нет. Люди мне ненавистны. Худ. Бледен. На предплечьях непрекращающиеся нарывы, то же на бедрах. Я не умею стерильно готовить растворы, кроме того, раза три я впрыскивал некипяченым шприцем. Это мучение, а не жизнь.» |
15). 11,5 месяцев | Психиатры «не умеют ничем помочь больному.» |
16). Год | «Мне не нужен никто. Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь.» |
V. С какой целью написан рассказ?
V. Сформулируйте выводы после прочтения.
Выводы после прочтения:
Нельзя даже пробовать наркотик.
Привыкание происходит очень быстро и незаметно.
Никто не сможет помочь человеку во время болезни.
Бросить употребление наркотиков часто невозможно.
Всего за год человек превращается в живой труп.
VI. Заключительное слово учителя.
Рассказ Булгакова «Морфий» - предостережение тем, кто столкнулся с проблемой наркомании, и тем, кто стоит перед выбором: стоит ли попробовать тот или иной наркотик. Он описывает этапы привыкания к наркотикам и последствия этой страшной болезни.