Конспект урока по развитию речи по теме: «Зима. Зимние забавы».
Коррекционно-образовательные цели:
- Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
- Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы».
- Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.
- Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зима. Зимние забавы», за счет слов-действий, слов-признаков.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления.
- Развитие речевого слуха.
- Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
- Развитие диалогической речи.
Воспитательные:
- воспитывать старательность, любовь и уважение к русскому языку и к собственной речи.
Формирование УУД:
Познавательные:
- Понимать устное высказывание, изображение.
- Получать информацию, сравнивать, обобщать, классифицировать.
Коммуникативные:
- Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
- Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Регулятивные:
- Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
- Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
Личностные:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Оборудование: зеркала, снежинки, предметные картинки, загадки, сюжетная картинка «Зимние забавы».
Ход занятия.
I. Подготовительный этап.
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой на урок.
Все бело, бело, бело,
Много снега намело.
Снег везде, в снегу дома,
В гости к нам пришла…(зима).
Логопед:
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Обучающиеся:
- В этом стихотворении говорится о зиме.
Логопед:
- Что вам подсказало, что в стихотворении говорится о зиме?
Обучающиеся:
- Везде много снега.
Логопед:
- Сядет тот, кто назовет признаки зимы.
Дети отвечают: снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша и т. д., садятся за парты.
II. Основной этап занятия.
1. Сообщение темы и задач урока.
2. Чтение логопедом стихотворения:
Пришла красавица-зима.
Нам много снега принесла,
И вместе с ней пришел мороз,
Он щиплет уши, щиплет нос.
Не злой мороз. Он много радостей принес!
Принес он зимние забавы,
Все то, что радость детям дарит!
4. Игра «Что наделала зима?»
Логопед:
- Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала:
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила)
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
5. Артикуляционные упражнения.
«Снеговики радуются морозу».
Надуть щеки. Веселое выражение лица.
«Горка».
Открыть рот, опустить язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка «горочкой».
«Горка закрывается – открывается».
Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы ( губы в улыбке, зубы видны), а затем открыть снова рот (язык все время упирается в нижние зубы).
Повторить 3-4 раза.
«Саночки».
Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.
6. Дыхательные упражнения.
Логопед:
- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
-Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки).
- А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают:
- Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
7. Загадки
Логопед:
- Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
Логопед читает:
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся.
(Коньки).
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги.
(Лыжи).
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу.
(Санки).
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой?
(Снеговик).
(Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на доске).
.
8.Физкультминутка.
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
9. Беседа по сюжетной картинке «Зимние забавы».
Логопед:
- Посмотрите на сюжетную картинку и скажите, что на ней нарисовано?
1. Какое это время года?
- Это зима.
- Правильно, это зима. Зима какая?
- Зима красивая, снежная, холодная, морозная.
2. Логопед:
- Дети надели теплую одежду и вышли на прогулку. Чем заняты дети на прогулке?
- Дети играют в разные забавы.
3. Логопед:
- Кто катается на санках? Где она катается?
- Девочка катается на санках с горки.
4. Логопед:
- Кто катается на коньках? Где они катаются?
- Девочки и мальчики катаются на коньках по льду.
5. Логопед:
- Кто катается на лыжах? Где они катаются?
- Мальчики и девочки катаются на лыжах с горки.
6. Логопед:
- Чем заняты остальные ребята?
- Они лепят снеговика.
7. Логопед:
- Какое настроение у детей во время прогулки?
- Дети веселые и довольные, у них радостные лица.
8. Логопед:
- А что вы любите делать зимой?
Дети отвечают:
- Лепить снеговика, кататься на санках, строить баррикады, играть в снежки.
10. Образование родственных слов.
Игра «Доскажи словечко».
Логопед:
- Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок,
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик,
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»
Логопед:
- Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова.
Дети называют:
- Снег, снежинки, снежок, снежная, снегопад.
11. Развитие слухового внимания.
Игра «Найди лишнее слово».
Логопед:
- Послушайте и найдите лишнее слово.
(Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)
Лыжи, мак, коньки, санки.
Пальто, кормушка, шуба, шарф.
Лето, зима, вторник, весна.
Снежки, санки, коньки, лыжи.
15.Заключительная часть.
(Дети встают).
Логопед:
- Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?
- Мы сегодня говорили о зиме, о зимних забавах.
- Кому что понравилось?
- Мне понравилась игра « Найди лишнее слово».
- А мне понравилось отгадывать загадки.
- Мне понравилась игра «Доскажи словечко».
- Что у каждого из вас получилось лучше всего?
(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
Логопед:
- Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.