Конспект занятия по речевому развитию
в средней группе.
на тему: «Звуковая культура речи: звуки
Л и ЛЬ»
Цель: Упражнять детей в четком произнесении звука Л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками Л, ЛЬ.
Задачи:
Упражнять детей в произношении звука л, ль, в слогах и словах; учить произносить звук л твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Оборудование: картинка «Весёлый Язычок», картинки с предметами, в названии которых присутствуют и отсутствуют звуки Л и ЛЬ , магнитная доска.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Весёлый Язычок. Давайте расскажем сказку о нем.
Артикуляционная гимнастика:
Жил-был на свете язычок, выглянул он в окошко, (дети высовывают язычок)
Посмотрел вверх на солнышко, вниз на травушку, (поднимают язык вверх, опускают его вниз)
Покатался на качелях, (водят языком влево-вправо)
Поскакал на лошадке, (цокают языком)
Покрасил забор сверху и снизу, (водят языком по верхним и нижним зубам)
Надул шарик и лопнул его (Надувают щеки и лопают их).
Воспитатель: Наш Весёлый Язычок научился петь новую песню. Он подслушал эту песню у индюка. Индюк бегал по двору, сердился и бормотал: «Бл -бл-бл, бл-бл-бл».
Что бормотал индюк?
Чтобы у вас получилась песня индюка, надо надуть щеки и заставить язычок бегать быстро-быстро: «Бл-бл-бл».
Давайте все вместе попробуем.
А сейчас выпустите язычок погреться на весеннем солнышке, сделайте его широким, поднимите кверху и спрячьте за верхние зубы.
Широко улыбнитесь и спойте: «Л-л-л». И ещё разок: «Л-л-л».
Послушаем, как эта песня получается у всех по отдельности.
Воспитатель: У индюка песня сердитая. Когда ее поёшь, губы ударяются друг о друга.
Зато у колокольчика песня поётся легко и нежно: «Ли-ли-ли». Представьте, что вы колокольчики. Давайте вместе споём, как поют колокольчики: (поют сначала девочки, потом мальчики, затем несколько детей индивидуально)
Воспитатель: А сейчас мы споём разные песенки. Одни будут похожи на песню индюка, другие – на песню колокольчика:
Ла-ла-ла – ля-ля-ля,
Лы- лы- лы – ли –ли -ли,
Лу- лу -лу – лю –лю -лю
Ол -ол- ол – ял- я л-ял.
Воспитатель: А теперь давайте с вами немножко разомнёмся.
Физминутка:
Выросли в саду цветки, (руки плавно поднять вверх,потянуться)
Распустили лепестки.
Вдруг повеял ветерок-(легкий бег)
Закружился лепесток.
Ветерок их оторвет
И на землю вновь вернет .(присели)
Воспитатель: Теперь давайте внимательно послушаем стихотворение про букву Л:
Лев могуч , красив и гладок,
Любит он во всем порядок.
Лишь прическа подкачала-
Льву одной расчески мало.
Т .Лаврова
О чем стихотворение?
Про кого говорится в стихотворении? (Ответы детей)
Я прочитаю вам еще раз стихотворение, а вы будете назвать слова со звуками л, ль.
Игра «Не ошибись»
Воспитатель: Я буду вам называть слова, а вы хлопаете, если слышите слова со звуком л, ль:
лягушка, кузнечик, лента, вода, земля, лето, зима, март, апрель, липа, дуб, дерево, капель, мост, лиса, медведь, волк.
Игра «Доскажи словечко»
А сейчас давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Вы будете отгадывать пропущенные слова и говорить, есть в них звук л или нет .И мы с вами вспомним где мы слышали эти строки из предложений?
У меня была избушка лубяная ,а у лисы……..
Весна пришла ,а зима …..
Зимой было холодно ,а весной стало…..
У лисы избушка из ….
Попросилась лиса ко мне, да меня же ….
Лиса смеется ,а я…..
Хотели мне помочь собака ,медведь и петух….
Я маленький, а медведь ……
Собака оказалась трусливая, а петух….
Из какой сказки эти предложения? (ответы детей)
Игра «Найди лишнее»
Воспитатель: Я для вас подбирала картинки, в словах которых есть звуки л и ль. Но случайно они рассыпались и перемешались с картинками без этих звуков. Теперь лишние картинки надо найти и убрать. Поможете мне?
(На магнитной доске вывешены картинки. Дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках, определяют наличие звука л, ль, принимают решение, убрать картинку или оставить.)
Подведение итогов :
Какую песню поёт индюк?
Какую песню поёт колокольчик?
Какие звуки мы с вами изучали?
Почему они по разному у нас звучат ?
Что вам понравилось на занятии ?