Конспект урока по родной русской литературе 2 класс
Тема: Е.А.Пермяк «Пичугин мост»
Цели урока: познакомить учащихся с новым произведением; способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения; способствовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала; способствовать воспитанию в детях чуткого и бережного отношения к окружающему миру (природе, людям); воспитывать в детях стремление совершать добрые поступки; развивать представления учащихся о доброте и добрых поступках.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1.Проверка дом. задания
2.Речевая разминка (Стихотворение заготовлено у учителя на карточках.)
Друзья
Как начну конфету есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты,
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг
Так и рвет ее из рук.
Ну, зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
Е. Стеквашова
-Объясните смысл стихотворения. Что хотел рассказать нам автор?
-Может ли быть такой дружба, как здесь рассказано?
-Прочитайте стихотворение с разной интонацией (спокойно, возмущенно, весело).
-Прочитайте выразительно.
III. Самоопределение к деятельности
Игра «Шифровальщик»
- Отгадайте, какие пословицы зашифрованы?
ДОWБРОЕ ДЕYЛО CАUМО СZЕБЯ ХВАDЛИТ. (слайд 7)
ДЕЛRАЙ ДРLУГИМ ДОIБРО – БУДЕQШЬ САМ БЕЗ БNЕДЫ. (слайд 8)
ДОБSРОЕ ДЕJЛО И В ВGОДЕ НЕ ТОНVЕТ. (слайд 9).
Что это за предложения? (это пословицы). (слайд 10).
О чём они?(о добрых делах). (слайд 11).
На доске: (Добрые дела)
Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже.
IV. Работа по теме урока.
-Сегодня мы прочитаем рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост». О чем вам говорит название рассказа?
-Проверим ваши предположения.
1.Вводное слово учителя о писателе.
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии — Виссов — предпочел псевдоним Пермяк.
Отец Евгения Виссова, мелкий почтовый служащий, скончался, когда сыну было три года. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, сестры матери, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.
В Воткинске Женя Пермяк учился в прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение. Виссов освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придется овладеть еще одним очень важным ремеслом — писательским. В Воткинске молодой человек взялся за перо. Его первые произведения — заметки и стихи, были подписаны псевдонимом «мастер Непряхин».
В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы «Лес шумит» и «Перекат» шли практически во всех театрах страны. В годы Великой Отечественной воины Пермяк вместе с московскими литераторами находился в Свердловске. В это время он очень подружился с Павлом Петровичем Бажовым, помогал ему руководить местной писательской организацией.
«Выходец из коренной уральской среды, Евгений Пермяк принес в литературу свой опыт, свою трудовую биографию, во многом определившую творческую самобытность писателя. Ему не нужно было выдумывать героев. Его книги населены живыми людьми, выхваченными из самой жизни. Они прошли через сердце писателя, наделены его радостями и болями, живут в труде и борьбе, не кичатся подвигом и не ищут легкой доли», — писал московский публицист, писатель Виктор Гура.
Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках.
Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам «тайны цены» человеческого труда. Почти все книги писателя — о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка «поет» живое народное слово.
- Когда и где родился Е.Пермяк?
- Какая настоящая фамилия Е.Пермяка?
- Кем был отец Евгения, сколько лет было Евгению когда умер отец?
- В обществе кого прошло его детство и юность?
- Какие 5 ремёсел освоил Евгений Виссов?
- О ком все книги писателя?
2.Словарная работа.
Ветла - дерево семейства ивовых с узкими листьями и цветами, собранными в сережки.
За семь верст киселя хлебать - без особой нужды отправляться в дальнюю дорогу.
Жерди - тонкий длинный ствол дерева, очищенный от ветвей и сучьев.
3.Первичное чтение рассказа учителем
Пичугин мост
По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти!
— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают.
— Лучше всего первым на Луну полететь, — говорит третий. — Тогда уж во всех странах будут знать.
А Сёма Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.
Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно.
В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.
Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!
Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точеный. И стал он рубить им ветлу.
Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.
Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.
Решил Сёма приладить перильца из жердей.
Дед помог. Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой.
Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:
- Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост!
Так и стали его называть Сёминой фамилией – Пичугин мост.
Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее – Пичугин.
Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.
Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем... или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют – Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по другому.
Вот оно как в жизни случается.
-Какое чувство вызвало у вас это произведение?
-Что понравилось?
V. Физминутка
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
(Дети потягиваются, руки вверх)
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день!
Солнце глянуло в кроватку,
1, 2, 3, 4, 5.
Все мы делаем зарядку.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1.Проверка первичного восприятия рассказа (индивидуальная работа)
Тем, кто внимательно слушал рассказ, будет легко справиться со следующим заданием. Я читаю вам фразы, а вы ставите «плюс», если согласны с высказыванием, и «минус» — если не согласны.
Три мальчика были родными братьями.
Первый мальчик мечтал о полете на Луну.
Речка называлась Быстрянка.
Сема Пичугин тоже думал о подвигах.
Перильца для мостика делали вместе с ребятами.
Шоссейная дорога проходила по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.
(Учащиеся проверяют ответы друг друга.)
2.Чтение рассказа и его обсуждение.
- Назовите героев произведения. Что мы о них узнали?
- О чем мечтали друзья Семы?
- Что такое подвиг? О каких подвигах говорят ребята в рассказе Н. Пермяка?
- Как вы думаете, зачем мальчик сделал этот мост?
- Можно ли было его не делать? Почему?
- Какой мостик сделал Сема?
- Почему Сема Пичугин не считал построение моста подвигом?
- Почему мост называется «Пичугиным»?
- Каким мостом заменили мостик из ветлы?
- А какой сейчас мост в деревне?
- Почему мосты менялись, а название оставалось неизменным - «Пичугин»?
VII.Рефлексия
- Ребята, а был ли в вашей жизни такой или похожий поступок в жизни?
- Подумайте, какое бы доброе дело вы совершили?
- Принесут ли они радость окружающим?
- Действительно, именно от поступков, совершаемых человеком, зависит, какой он на самом деле человек и будут ли помнить о нем люди.
VIII. Подведение итогов. Домашнее задание.
Прочитать рассказ Е. Пермяка, подготовить пересказ.