СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родной (русской) литературе. 6 класс. И.Шмелёв. "Лето Господне". гл. "Пасха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Родной (русской) литературе в 6 классе по произведению Ивана Шмелёва "Лето Господне" глава "Пасха".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родной (русской) литературе. 6 класс. И.Шмелёв. "Лето Господне". гл. "Пасха"»

Урок по родной (русской) литературе. 6 класс.

Теме: «Красен и день, и звон». (По главе «Пасха» из романа Шмелёва «Лето Господне»).

Цели урока:

Обучающие: раскрыть мастерство Шмелёва как писателя; познакомить учащихся с праздником Православной церкви – пасхой; осознать роль религиозных празднеств в духовно-нравственном воспитании; выявить сходство в творчестве писателя Шмелёва и художника Кустодиева;

Развивающие: совершенствовать технику выразительного чтения; развивать устную речь; учиться навыку анализа текста.

Воспитательные: сформировать интерес к быту, традициям, прошлому России, пробуждать патриотические чувства.

Ход урока

Ученик и ученица поют заклички:

  1. Ой, весна моя,

Ты весняночка!

Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей

Приходи,

Солнцем, светом озари!

  1. Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С хлебами обильными!

Мотивация учебной деятельности

Слово учителя: У нас сегодня необычное начало урока. Ребята зашли с закличками. Кого они закликали? (Весну)

- Какие народные праздники приносит с собой весна?

(Вербное воскресенье, Егорьев день, Пасху)

- Сегодня мы окунёмся в атмосферу пасхального праздника.

- А что мы с вами знаем о празднике Пасха?

Выступление учащегося:

Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников.

Православная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Так, из поколения в поколение, традиция празднования Пасхи дошла до нас и распространилась по всему миру. Неделя перед пасхой называется страстной. Великий четверг напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте, его тело поместили в пещеру. В Великую субботу на Гроб Господень сошел Благодатный Огонь, знаменующий Воскресение Христа. На третий день, ночью, Иисус Христос ожил. Ангел Господень повелел рассказать об этом всем ученикам.

Празднование Пасхи это, конечно же, не только посещение Богослужения. Этот праздник всегда был любим народом и с ним связано множество обычаев: дарить друг другу особенные подарки, особым образом украшать стол, готовить особенные угощения. В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили хороводы, совершался обход дворов, который напоминал святочное колядование.

Слово учителя:

-Всем известно ощущение радости, праздника, удивительной гармонии с миром, которые бывают только в детстве. Именно таким чувством пронизана глава «Пасха» из произведения Шмелёва «Лето Господне». Эту главу вы прочитали дома. Попробуем мы с вами проникнуться той атмосферой праздника-радости.

Работа над содержанием произведения.

В рассказе автор с нежностью и трепетом вспоминает праздник, подробно рассказывает о подготовке к нему. Давайте проследим по тексту, как к Пасхе готовились православные в старинной Москве.

-Какая работа проводилась в городе? Во дворе?

-Какие слова передают общность, всеохватность подготовки к празднику?

(Очень старательно готовились люди к празднику Пасхи: долбили лёд на мостовой, до камушка, и увозили его, приносили из амбара паука, круглую щётку, обметать потолки. В булочных - белые колпачки на окнах с буквами Х.В. и карусельки с разноцветными яичками. Всюду вороха пасхальных роз для убранства икон, украшения пасхи и куличей. Готовятся гирлянды из свечей для украшения храма.)

- Как украшали дом? (Постлали пасхальный ковёр в гостиной, с пунцовыми букетами.)

Слово учителя: С какой удивительной трогательностью Шмелёв изображает приготовление к празднику. Радость невозможна без труда. Труд является неотъемлемой частью жизни героев повести и высшей ценностью. Отец Вани постоянно в работе, Горкин – прекрасный плотник, знаток Священного Писания.

На Пасху двор, где живёт мальчик, преображается; люди в цветных пасхальных одеждах, их волосы помазаны маслом, они просят друг у друга прощение и радостно приветствуют.

- А как Ваня готовился к празднику? (Читал Евангелие в ходе Великого поста, ходил в церковь, а на страстной неделе принимал участие в покраске пасхальных яиц, зажигал свечи, рисовал кресты был на Крестном ходе.)

- Что вы знаете о традициях празднования Пасхи?

( На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога. Куличи и крашеные яйца.)

- Без пасхи, приготовленной из творога в деревянной форме, невозможно представить пасхальный стол. Как Шмелёв описывает приготовление пасхи?

(Горкин поправляет пасочницы (так называются формы), он ковыряет на дощечке и появляется виноград, потом вырезает священный крест, иродово копьё и лесенку на небо. Потом удивительную птичку и буковки ХВ. Вслед за этим у Воронина на погребнице мнут в широкой кадушке творог. Пекаря, засучив рукава, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку, проворно вминают в пасочницы. Ваня помогает тереть творог на решете. Протирают всё – в пять решёт.)

- Не меньшее значение придается куличу – пасхальному хлебу. Считалось, что если кулич удался, то в семье все будет хорошо. Если же в печи он не подошел, растрескалась корка, то надо ждать несчастья.

- Какие воспоминания Шмелева о куличе? (На большом подносе темнеют куличи, белеют пасхи…)

- Главный символ праздника – крашеное яйцо. Вам, конечно, известен обычай, обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

- Как появилась традиция красить яйца?

Учащийся рассказывает легенду о Красном яйце.

(По преданию, Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию первое пасхальное яйцо и рассказала о воскрешении Христа. Но император усомнился: «В это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо станет красным». Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. С этого времени люди стали обмениваться красными яйцами домашней птицы. Красный цвет яйца напоминает людям о кровавой жертве Христа).

- В старину, как и сейчас, яйца окрашивали в разные цвета, наносили на них рисунки, натирали маслом, чтобы они блестели. Особое значение предавали и цвету, в который разрисовывали яйца: красный – радость жизни, голубой – здоровье, зелёный – пробуждение природы.

- Вспомните, каковы впечатления Вани о подаренных яйцах?

Прочитайте выразительно его воспоминания, передав интонацией чувства героя.

Слово учителя: Россию нельзя представить без колокольного звона, как тройку без бубенцов или праздник без песен. Православный звон служит не только указанием времени богослужения, но и выражением радости, грусти, торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый звон имеет свое название и значение. Например, благовест, то есть благая весть, звучит один большой колокол. Заговорили все колокола – перезвон, бьют в каждый, один за другим, – трезвон. В Православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Плывет, переливается в воздухе стройный, колокольный звон. Такой звон во все колокола, бывает только на Пасху, Светлое Христово Воскресение. В пасхальный день с древних времен принято звонить во все колокола.

- Прочитайте воспоминания Шмелева о колокольном звоне. («И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро…»)

- На Пасху разрешалось всем желающим, в том числе и детям, звонить в церковные колокола. Давайте и мы послушаем звон колоколов.

- Каким у вас стало настроение после звучания колокольного звона?

- Найдите в тексте эпитеты характеризующие звон.

(Веселый звон, пасхальный звон, звон-трезвон, веселый трезвон у Казанской)

- Почему на Пасху звонили во все колокола? (Великая радость)

- Чувства радости, счастья, весеннего обновления передавали в своих произведениях многие писатели, поэты. Послушайте стихотворения русского поэта Константина Фофанова, посвящённые приходу весны, которая неразрывно связана с православным праздников и колокольным звоном.



Чтение учащимися стихотворений:

***

На волне колокольного звона
К нам плывет голубая весна
И на землю из Божьего лона
Сыплет щедрой рукой семена.


Проходя по долине, по роще,
Ясным солнцем ровняет свой взор
И лучом отогретые мощи
Одевает в зеленый убор.

Точно после болезни тяжелой,
Воскресает природа от сна,
И дарит всех улыбкой веселой
Золотая, как утро, весна.

Ах, когда б до небесного лона
Мог найти очарованный путь,-
На волне колокольного звона
В голубых небесах потонуть!..

***

Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.

В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море - точно небеса.

Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.

А в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.

Слово учителя: Вот какими ликующими чувствами встречал этот праздник поэт-романтик К. Фофанов и вместе с ним весь крещеный мир.




Вернёмся к рассказу Шмелёва. Заметим, что наряду со звуками рассказ словно пронизан светом. Свет струился отовсюду, наполняет душу вместе с колокольным звоном.

Описание дома в Великую субботу, перед заутреней насыщенно многоцветьем красок. Давайте попробуем найти их в тексте.



( В зале «обои розовые – от солнца», в комнатах – пасхальные «пунцовые лампадки», ковер с пунцовыми букетами, и серые чехлы сняты с бордовых кресел, в зале и в коридорах новые красные дорожки, в столовой на окнах – корзины с «пунцовыми» крашеными яйцами, в передней – «зеленые четверти с вином» , а в столовой на диване на пухлых подушках, «лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой».)

- Какие прилагательные – определения доминируют? (розовый, бордовый, пунцовый)

- Какие ещё цветовые эпитеты встречаются в рассказе? (золотой, алый, белый)

- Обозначения цветов у Шмелева имеет оценочное значение: с их помощью писатель передает отношение героя к окружающему миру, к людям.

- Как же воспринимает мальчик окружающий мир?

Слово учителя:

Для него все, что он видит, согрето, пронизано ласковым солнцем, а потому воспринимается в золотом свете. И люди золотые, и серые сараи – золотые, и сад. И крыши, и небо, и вся земля. Розовый цвет – это отблеск золотого, солнечного цвета. Белый свет символизирует чистоту души ребёнка, её непорочность, безгрешность, добрые помыслы и поступки. Только добрый, всех любящий человек способен видеть мир в таких трогательно-торжественных красках.

- Мир людей в романе тесно соприкасается с образом Москвы Златоглавой. Возвышается над рекой Кремль. Кремль для мальчика все равно, что другой город, в который можно поехать только на большой праздник. Отец устраивает иллюминации в своей приходской церкви и, главное, в Кремле.

- Как отнеслась артель плотников к распоряжению отца Вани?

(Очень ответственно плотники приступают к работе, к выполнению подготовительных работ по иллюминации в Кремле.).

- Какую ответственность они несут?

(Вся Москва ведь будет потом говорить).

- Удалось ли порадовать народ?

- Как об этом пишет Шмелев?

(И в Кремле удалось на славу. Сам Владимир Андреич Долгорукий благодарил!... Весь Кремль горел. А на Москве-реке…чисто днём!)

- Прочитаем выразительно эпизод: «Звон в рассвете неумолкаемый, в солнце и звоне утро, Пасха Красная…» до слов «Красен и день, и звон».

Словарная работа.

Поддевка

В старое время: длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками

Лобызаются

Целуются

Плотогоны

Рабочие, специалисты по проведению сплавляемого в плотах леса

Водоливы

Старший рабочий на барже





- Давайте сравним этот отрывок с картиной Кустодиева «Пасхальный обряд» («Христосование»), написанною в 1916 году.

- Что мы видим на картине?

(Картина Кустодиева привлекает изображением пасхального стола, на котором покоятся куличи, увенчанные красными бумажными розами, пирамидки пасхального творога (пасхи) с отпечатанными буквами Х В, тарелка с крашеными яйцами, черная икра и другие яства, разноцветные бутылки вина.)

- Что общего в изображении самого пасхального обряда на картине и в повести?

( Изобилен праздник и в «Лете Господнем», но картина Кустадиева созвучна главе «Пасха» не только совпадениями в передаче обстановки праздника, но и яркостью колорита, праздничным цветением красок. Картина живописца делает зримым слово писателя.)

- Как писатель создает атмосферу праздника? Прочитайте.

- Как передается торжественность, величие праздника и благоговение ребёнка перед ним? (Другое всё! – такое необыкновенное, святое; смотрю на святые огоньки и думаю; а это святая иллюминация, Боженька; Таинственный свет, святой).

- Какие чувства переполняют мальчика?

(Радость, счастье. Пришел Христос. И все – для Него,что делаем.

- Каким изображен отец мальчика?

(Добрым, заботливым, щедрым, радостным в дни праздников чтит традиции, обращается к прошлому).

- Как он почитает традиции? (Сам зажигает все лампочки, при этом напевая приятно-грустно: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко» Лампадки он оправляет всегда сам; другие так не умеют. Он ходит с ними по комнате и напевает вполголоса; «Воскресение Твое, Христе Спаси…, Ангелы поют на небеси». В эти минуты обращения к Богу, освещенные традицией, и всегда напевает», «всегда сам»,

- Какая интонация преобладает? Приведите примеры. (Да это – Пасха!; Ликует Пасха!)

- Итак, ликование везде! Автор передает мироощущение верующих русских людей, для которых светлее праздника Пасхи и не было. Мир мальчика расцвечен яркими красками и наполнен мелодичными звуками, так как в детстве мир воспринимается чистым и светлым.

Итог урока

Итак, Роман Шмелёва «Лето Господне» - это роман-воспитание; его основная идея – показать, как формируется личность, под влиянием каких людей, какой среды.

- Какова же эта среда? Кто и что воспитывает мальчика?

(Мальчика воспитывает опыт отца, его образ жизни. Ваня вбирает в себя черты русского характера – отца, Горкина; а также обычаи, традиции, которые соблюдаются в семье.)

- Почему так подробно описывает автор православный праздник?

( В рассказе Шмелева описывается праздник, потому, что у ребенка вся жизнь - праздники, в детстве идет знакомство с миром, ребенок радуется всему, это самые светлые и теплые воспоминания.)

- Какие же бесценные уроки получил Ваня от людей старшего поколения?

Заключительное слово учителя:

Таким образом, в детстве формируется душа человека, и именно православная культура является важной стороной восприятия. Образцами поведения для Вани являются взрослые; их поступки, убеждения, взаимоотношения. От них он получает уроки добра и трудолюбия. Мальчик живет в мире, где ценят каждый день, дорожат каждым человеком, где всё пропитано любовью, лаской, согрето теплом, где радостно и спокойно. А любовь, добро, милосердие, служение другим людям, по мнению Шмелёва, высшие нравственные ценности, на которых держится наша жизнь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!