Конспект урока по родной русской литературе 2 класс
Тема: Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».
Цели: формирование правильного типа читательской деятельности через знакомство с произведением Н.Г Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»; сообщить некоторые факты из биографии автора.
Обучающие:
· развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста;
· формулировать главную мысль текста;
· находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою;
-учить анализировать текст;
-совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью
Ориентированные на развитие личности учащегося:
· развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;
· развитие творческих аналитических способностей;
· развитие коммуникативной культуры.
· содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;
Воспитательные:
· воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова;
· воспитывать чувство толерантности.
Оборудование: портрет Н.Г Гарина-Михайловского.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Метод: Словесный, наглядный, практический.
Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока
Орг. момент.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, и с таким хорошим настроением начнем наш урок.
- Прозвенел звонок, и мы начинаем урок чтения. Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, пеналы и дневники.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Самоопределение к деятельности.
Подготовка детей к восприятию нового произведения: демонстрация картинок с изображением собаки, колодца.
-Как вы думаете, для чего это может быть?
-О чём может быть это произведение?
IV. Вступительная беседа.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного писателя Николая Георгиевича Гарин-Михайловского.
Выступление подготовленного ученика с рассказом о биографии Н.Г.Гарина-Михайловского
Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (8 февраля (20 февраля) 1852, Санкт-Петербург — 27 ноября (10 декабря) 1906, там же) — русский писатель.
Гарин – псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского. Он учился в одесской Ришельевской гимназии и в институте инженеров путей сообщения. Прослужив около 4 лет в Болгарии и при постройке Батумского порта, он решил «сесть на землю» и провёл 3 года в деревне, в Самарской губернии, но хозяйничанье не на обычных началах не пошло на лад, и он отдался железнодорожному строительству в Сибири.
На литературное поприще выступил в 1892 г. имевшей успех повестью «Детство Тёмы» («Русское Богатство») и рассказом «Несколько лет в деревне» («Русская Мысль»). В «Русском Богатстве» он напечатал затем «Гимназисты» (продолжение «Детства Тёмы»), «Студенты» (продолжение «Гимназистов»), «Деревенские панорамы» и др. Рассказы Гарина выходили отдельными книгами. Собрание сочинений вышло в 8 томах (1906–1910); отдельно издано также: «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» и «Корейские сказки». Как специалист-инженер, Гарин горячо отстаивал в «Новом Времени», «Русской Жизни» и других изданиях постройку дешёвых железных дорог.
Наиболее известное из произведений Гарина – трилогия «Детство Тёмы», «Гимназисты» и «Студенты» – задумано интересно, исполнено местами талантливо и серьёзно. «Детство Тёмы» – лучшая часть трилогии. У автора есть живое чувство природы, есть память сердца, с помощью которой он воспроизводит детскую психологию не со стороны, как взрослый, наблюдающий ребенка, а со всею свежестью и полнотою детских впечатлений; но у него совсем нет уменья отделять типичное от случайного.
Автобиографический элемент слишком им владеет; он загромождает рассказ эпизодами, нарушающими цельность художественного впечатления.
Больше всего отсутствие типичности заметно в «Студентах», хотя и в них есть очень живо написанные сцены.
Скоропостижно скончался в Петербурге во время заседания в редакции легального большевистского журнала «Вестник жизни» от паралича сердца. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
- Это писатель, написал много рассказов о животных для детей. Один из его рассказов мы будем читать сегодня на уроке. А о ком это произведение вы узнаете, отгадав загадку:
V. Чтение произведения по частям с вопросами после каждой части.
-Что будет дальше, предположи?
-Какой совет бы ты дал главному герою?
Вопросы
-Почему Тёма решил спасти Жучку?
-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?
-Почему Тёма не попросил помощи у взрослых?
-Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?
-Что его заставило преодолевать физическую усталость?
-Подбери пословицу, подходящую по смыслу этому рассказу:
VI. Физкультминутка «Маленький щенок».
Прежде чем обсуждать рассказ давайте с вами немного отдохнем и сделаем небольшую зарядку.
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
VII. Работа с иллюстрацией.
-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?
-Рассмотрите иллюстрацию.
-Какой момент рассказа на ней отражён?
-Как художник показывает напряжённость момента? Опасность? Что помогает нам верить, что всё закончится хорошо? (1- тонкая, извивающаяся верёвка, тёмные стены, чёрная вода. 2-в лице Тёмы нет испуга, собачка смотрит с уверенностью, свет от фонаря.)
Главная мысль произведения.
-Как бы ты поступил на месте Тёмы? Почему?
Прочти отрывки из текста, которые описывают душевное состояние Тёмы.
VIII. Повторное чтение рассказа с установкой на последующий пересказ.
IX. Физкультминутка для глаз.
Мы с вами много читали и наши глазки немножко устали. Давайте дадим отдохнуть и сделаем для них гимнастику.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть все дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
IX. Рефлексия.
Систематизация новых знаний. Ответы на поставленные ранее вопросы. Присвоение и переформулирование новых знаний своими словами, выработка собственной позиции.
-«с ужасом вслушивался в слова няни»
-«опять вздрогнул»
-«содрогнулся»
-«в его душу закрадывается страх»
-«сердце его сжимается тоской»
-«страх охватывает его»
-Можно ли назвать Тёму трусом? Храбрым? Почему? Смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх?
- Хотели бы вы иметь такого друга, как Тёма? Почему?
X. Итог урока.
-Вам понравился рассказ?
-Кто из вас хочет узнать о приключениях Тёмы? Читайте книгу Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»
Домашнее задание.
-Откройте свои дневники и запишите домашнее задание (подготовить пересказ второй части рассказа).