СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родной русской литературе Н.Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с произведением Н.Гарина-Михайловского; совершенствовать навыки осознанного выразительного чтения, воспитание любви к братьям нашим меньшим

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родной русской литературе Н.Гарин-Михайловский "Тёма и Жучка" 2 класс»

Конспект урока по родной русской литературе 2 класс

Тема: Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Цели: формирование правильного типа читательской деятельности через знакомство с произведением Н.Г Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»; сообщить некоторые факты из биографии автора.

Обучающие:

·     развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста;

·   формулировать главную мысль текста;

·     находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою;

-учить анализировать текст;

-совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью

 Ориентированные на развитие личности учащегося:

·   развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;

·   развитие творческих аналитических способностей;

·   развитие коммуникативной культуры.

·   содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;

Воспитательные:

·        воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова;

·        воспитывать чувство толерантности.

Оборудование: портрет Н.Г Гарина-Михайловского.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Метод: Словесный, наглядный, практический.

Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая.



Ход урока

  1. Орг. момент.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, и с таким хорошим настроением начнем наш урок.

- Прозвенел звонок, и мы начинаем урок чтения. Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, пеналы и дневники.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

  2. Самоопределение к деятельности.

Подготовка детей к восприятию нового произведения: демонстрация картинок с изображением собаки, колодца.

-Как вы думаете, для чего это может быть?

-О чём может быть это произведение?

IV. Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного писателя Николая Георгиевича Гарин-Михайловского.

Выступление подготовленного ученика с рассказом о биографии Н.Г.Гарина-Михайловского

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (8 февраля (20 февраля) 1852, Санкт-Петербург — 27 ноября (10 декабря) 1906, там же) — русский писатель.

Гарин – псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского. Он учился в одесской Ришельевской гимназии и в институте инженеров путей сообщения. Прослужив около 4 лет в Болгарии и при постройке Батумского порта, он решил «сесть на землю» и провёл 3 года в деревне, в Самарской губернии, но хозяйничанье не на обычных началах не пошло на лад, и он отдался железнодорожному строительству в Сибири.

На литературное поприще выступил в 1892 г. имевшей успех повестью «Детство Тёмы» («Русское Богатство») и рассказом «Несколько лет в деревне» («Русская Мысль»). В «Русском Богатстве» он напечатал затем «Гимназисты» (продолжение «Детства Тёмы»), «Студенты» (продолжение «Гимназистов»), «Деревенские панорамы» и др. Рассказы Гарина выходили отдельными книгами. Собрание сочинений вышло в 8 томах (1906–1910); отдельно издано также: «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» и «Корейские сказки». Как специалист-инженер, Гарин горячо отстаивал в «Новом Времени», «Русской Жизни» и других изданиях постройку дешёвых железных дорог.

Наиболее известное из произведений Гарина – трилогия «Детство Тёмы», «Гимназисты» и «Студенты» – задумано интересно, исполнено местами талантливо и серьёзно. «Детство Тёмы» – лучшая часть трилогии. У автора есть живое чувство природы, есть память сердца, с помощью которой он воспроизводит детскую психологию не со стороны, как взрослый, наблюдающий ребенка, а со всею свежестью и полнотою детских впечатлений; но у него совсем нет уменья отделять типичное от случайного.

Автобиографический элемент слишком им владеет; он загромождает рассказ эпизодами, нарушающими цельность художественного впечатления.

Больше всего отсутствие типичности заметно в «Студентах», хотя и в них есть очень живо написанные сцены.

Скоропостижно скончался в Петербурге во время заседания в редакции легального большевистского журнала «Вестник жизни» от паралича сердца. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

- Это писатель, написал много рассказов о животных для детей. Один из его рассказов мы будем читать сегодня на уроке. А о ком это произведение вы узнаете, отгадав загадку:

V. Чтение произведения по частям с вопросами после каждой части.

-Что будет дальше, предположи?

-Какой совет бы ты дал главному герою?

Вопросы

-Почему Тёма решил спасти Жучку?

-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?

-Почему Тёма не попросил помощи у взрослых?

-Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?

-Что его заставило преодолевать физическую усталость?

-Подбери пословицу, подходящую по смыслу этому рассказу:

VI. Физкультминутка «Маленький щенок».

 Прежде чем обсуждать рассказ давайте с вами немного отдохнем и сделаем небольшую зарядку.

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

VII. Работа с иллюстрацией.

-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?

-Рассмотрите иллюстрацию.                                                                                           

-Какой момент рассказа на ней отражён?

-Как художник показывает напряжённость момента? Опасность? Что помогает нам верить, что всё закончится хорошо? (1- тонкая, извивающаяся верёвка, тёмные стены, чёрная вода. 2-в лице Тёмы нет испуга, собачка смотрит с уверенностью, свет от фонаря.)

Главная мысль произведения.

-Как бы ты поступил на месте Тёмы? Почему?

Прочти отрывки из текста, которые описывают душевное состояние Тёмы.

 VIII. Повторное чтение рассказа с установкой на последующий пересказ.

IX. Физкультминутка для глаз.

Мы с вами много читали и наши глазки немножко устали. Давайте дадим отдохнуть и сделаем для них гимнастику.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть все дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг. 

IX. Рефлексия.

Систематизация новых знаний. Ответы на поставленные ранее вопросы. Присвоение и переформулирование новых знаний своими словами, выработка собственной позиции.

 -«с ужасом вслушивался в слова няни»

-«опять вздрогнул»

-«содрогнулся»

-«в его душу закрадывается страх»

-«сердце его сжимается тоской»

-«страх охватывает его»

-Можно ли назвать Тёму трусом? Храбрым? Почему? Смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх?

- Хотели бы вы иметь такого друга, как Тёма? Почему?

X.  Итог урока.

-Вам понравился рассказ?

-Кто из вас хочет узнать о приключениях Тёмы? Читайте книгу Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»

Домашнее задание.

-Откройте свои дневники и запишите домашнее задание (подготовить пересказ второй части рассказа).



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!