Предмет: Родной русский язык.
Учитель: Никулина Инна Сергеевна
Класс: 5
Тема урока: Народнопоэтические символы. Русская берёзка-символ Родины моей.
Цель: показать, что береза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что береза и Россия – неразделимые понятия
Задачи:
-воспитание любви к природе, родному краю, Родине,
-формирование навыка осмысленного выразительного чтения,
-расширение и активизация словаря обучающихся.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация (определение учащимися темы и цели урока).
Учитель использует ПК (показывает слайды с изображениемфлага, герба, природы России, пейзажных зарисовок, которые должны вывести учащихся на понятие «Родина, Отчизна», символы России).
После просмотра учитель предлагает учащимся составить ассоциативный ряд, который возник у них при просмотре презентации. Каждый ученик высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник, мнение каждого важно. Предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край, символы родины.
2. Актуализация знаний.
- Скажите, а какие государственные символы России вы знаете? (флаг, герб, гимн) Да, эти символы утверждены правительством России.
- У многих стран мира есть свои растения – символы.Так, символом Греции является олива, в Японии священное дерево - сакура, символ Канады – клен, у Индии – лотос.В этих символах отразилась душа народа, его история, традиции.
-А какое дерево у нас считается символом России?
-Почему берёзу называют русским деревом? (Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез как у нас)
3. «Открытие нового знания»
-Попробуем подтвердить наши предположения примерами из текста. (текст лежит на парте)
Задание:
-Прочитай текст (ознакомительное чтение). Озаглавь его дважды: сначала в соответствии с темой, затем в соответствии с основной мыслью. Запиши варианты заглавий.
-Подчеркниключевые слова в каждой части текста. О чем рассказывается в каждой части текста?
-Составь план.
Текст
Почему берёзу называют русским деревом? Оказывается, только в России берёза растёт чистыми сплошными рощами – березняками. Но главное в том, что издавна на Руси берёза была верным помощником и неизменным спутником человека.
Берёза согревала дом, потому что её поленьями топили печь. Берёзовая лучина освещала его. Из коры берёзы (берёсты) делали кузовки для грибов и ягод, небольшие кастрюльки для хранения творога, сметаны. Дома любили ходить в берёзовых лаптях. А для ленивых и непослушных берёза, вернее берёзовые розги, были наукой, средством наказания. Об этом напоминают нам старые русские поговорки: берёза ума даёт; накормить берёзовой кашей (то есть постегать розгами).
Иногда берёзу называют некопаным колодцем. Почему? Как из бездонного колодца черпают люди силы, энергию, красоту и здоровье, обращаясь за помощью к берёзе. Она обладает огромной целительной силой. Ранней весной нельзя было отыскать на Руси девушки, которая не умывалась бы холодным берёзовым соком. Сохранилось поверье, будто берёза помогает в горе, забирает головную боль, быстро заживляет раны. Особую целительную силу приписывали (и, как оказалось, совершенно справедливо) обыкновенному берёзовому венику, с которым и поныне ходят в парную баню: он очищает и оздоравливает воздух и тело.
Берёза использовалась в разных народных обрядах, сопровождала русского человека и в радости, и в горе. Берёзовая ветка – знак согласия девушки выйти замуж (ветка сосны, ели или дуба, наоборот, отказ). Плакучая берёзка у могил на русских кладбищах – знак вечной памяти о человеке.
Вот какая она – берёза, друг и помощник русского человека.
(упр.617 по учебнику Львовой С.И. «Русский язык», 5 класс)
4. Первичное закрепление.
Ответы обучающихся. Во время выступления возможна корректировка составленных записей.
5. Включение в систему знаний.
Учитель использует ПК (презентует слайды с изображением берёзой рощи)
- Посмотрите на слайд и представьте, что мы на минуту оказались с вами в берёзовой
роще. Продолжите предложение «Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…»
(Красоту русской природы, аромат трав, цветов, шорох листочков, живительную прохладу, вдохновение, красоту природы и любовь к Родине, свежийаромат деревьев; красоту родной земли, свободу и что всё в этом мире прекрасно.)
-Посмотрите отрывок из фильма «Калина красная» и скажите: «Как называет берёзку
главный герой?» (Герой Шукшина очень любил березы и называл эти деревья подружками)
-Давайте мы подберём эпитеты, характеризующие берёзу.
(Белая, белоствольная, стройная, статная, гибкая, русая, плакучая, милая, родная,
красавица, раскидистая, лечебная, целительная).
- Составьте синквейн о берёзе.
6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
-Что нового вы узнали?
-За что русский народ выбрал березку символом России? (За её красоту, за её нежность, за её белизну и свет, за её полезные свойства…Русские березки. Этот символ не утверждало правительство, его выбрал сам народ.)
- Россия, Русь испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость… Берёзка – воистину русское дерево. Оно напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубаху, курочку-рябу. Кряжистые стволы берёз напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжёлую работу. А молодые тоненькие, прямые берёзки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек. И как бы далеко вы не оказались от родного дома, я думаю, вы всегда будете вспоминать свет родных берёз, своё село или город, и, конечно же, берёзку.
7. Задание на дом.
Проект: «Почему берёзу называют символом России?»
Учащиеся разделены на группы.
Обряды и обычаи, связанные с берёзой. Легенды о берёзе.
Приметы, связанные с берёзой. Пословицы и поговорки о берёзе.
Береза — поэтическая муза
Картинная галерея: береза в изображении художников
Использование берёзы