СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родному языку (русский )в 5 классе по теме "Народнопоэтические символы. Русская берёзка-символ Родины моей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по родному русскому языку (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному языку (русский )в 5 классе по теме "Народнопоэтические символы. Русская берёзка-символ Родины моей"»

Предмет: Родной русский язык.

Учитель: Никулина Инна Сергеевна

Класс: 5

Тема урока: Народнопоэтические символы. Русская берёзка-символ Родины моей.

Цель: показать, что береза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что береза и Россия – неразделимые понятия

Задачи:

-воспитание любви к природе, родному краю, Родине,

-формирование навыка осмысленного выразительного чтения,

-расширение и активизация словаря обучающихся.



Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация (определение учащимися темы и цели урока).

Учитель использует ПК (показывает слайды с изображениемфлага, герба, природы России, пейзажных зарисовок, которые должны вывести учащихся на понятие «Родина, Отчизна», символы России).

После просмотра учитель предлагает учащимся составить ассоциативный ряд, который возник у них при просмотре презентации. Каждый ученик высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник, мнение каждого важно. Предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край, символы родины.

2. Актуализация знаний.

- Скажите, а какие государственные символы России вы знаете? (флаг, герб, гимн) Да, эти символы утверждены правительством России.

- У многих стран мира есть свои растения – символы.Так, символом Греции является олива, в Японии священное дерево - сакура, символ Канады – клен, у Индии – лотос.В этих символах отразилась душа народа, его история, традиции.

-А какое дерево у нас считается символом России?

-Почему берёзу называют русским деревом? (Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез как у нас)

3. «Открытие нового знания»

-Попробуем подтвердить наши предположения примерами из текста. (текст лежит на парте)

Задание:

-Прочитай текст (ознакомительное чтение). Озаглавь его дважды: сначала в соответствии с темой, затем в соответствии с основной мыслью. Запиши варианты заглавий.

-Подчеркниключевые слова в каждой части текста. О чем рассказывается в каждой части текста?

-Составь план.

Текст

Почему берёзу называют русским деревом? Оказывается, только в России берёза растёт чистыми сплошными рощами – березняками. Но главное в том, что издавна на Руси берёза была верным помощником и неизменным спутником человека.

Берёза согревала дом, потому что её поленьями топили печь. Берёзовая лучина освещала его. Из коры берёзы (берёсты) делали кузовки для грибов и ягод, небольшие кастрюльки для хранения творога, сметаны. Дома любили ходить в берёзовых лаптях. А для ленивых и непослушных берёза, вернее берёзовые розги, были наукой, средством наказания. Об этом напоминают нам старые русские поговорки: берёза ума даёт; накормить берёзовой кашей (то есть постегать розгами).

Иногда берёзу называют некопаным колодцем. Почему? Как из бездонного колодца черпают люди силы, энергию, красоту и здоровье, обращаясь за помощью к берёзе. Она обладает огромной целительной силой. Ранней весной нельзя было отыскать на Руси девушки, которая не умывалась бы холодным берёзовым соком. Сохранилось поверье, будто берёза помогает в горе, забирает головную боль, быстро заживляет раны. Особую целительную силу приписывали (и, как оказалось, совершенно справедливо) обыкновенному берёзовому венику, с которым и поныне ходят в парную баню: он очищает и оздоравливает воздух и тело.

Берёза использовалась в разных народных обрядах, сопровождала русского человека и в радости, и в горе. Берёзовая ветка – знак согласия девушки выйти замуж (ветка сосны, ели или дуба, наоборот, отказ). Плакучая берёзка у могил на русских кладбищах – знак вечной памяти о человеке.

Вот какая она – берёза, друг и помощник русского человека.

(упр.617 по учебнику Львовой С.И. «Русский язык», 5 класс)

4. Первичное закрепление.

Ответы обучающихся. Во время выступления возможна корректировка составленных записей.

5. Включение в систему знаний.

Учитель использует ПК (презентует слайды с изображением берёзой рощи)

- Посмотрите на слайд и представьте, что мы на минуту оказались с вами в берёзовой

роще. Продолжите предложение «Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…»

(Красоту русской природы, аромат трав, цветов, шорох листочков, живительную прохладу, вдохновение, красоту природы и любовь к Родине, свежийаромат деревьев; красоту родной земли, свободу и что всё в этом мире прекрасно.)


-Посмотрите отрывок из фильма «Калина красная» и скажите: «Как называет берёзку

главный герой?» (Герой Шукшина очень любил березы и называл эти деревья подружками)


-Давайте мы подберём эпитеты, характеризующие берёзу.

(Белая, белоствольная, стройная, статная, гибкая, русая, плакучая, милая, родная,

красавица, раскидистая, лечебная, целительная).


- Составьте синквейн о берёзе.

6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

-Что нового вы узнали?

-За что русский народ выбрал березку символом России? (За её красоту, за её нежность, за её белизну и свет, за её полезные свойства…Русские березки. Этот символ не утверждало правительство, его выбрал сам народ.)

- Россия, Русь испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость… Берёзка – воистину русское дерево. Оно напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубаху, курочку-рябу. Кряжистые стволы берёз напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжёлую работу. А молодые тоненькие, прямые берёзки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек. И как бы далеко вы не оказались от родного дома, я думаю, вы всегда будете вспоминать свет родных берёз, своё село или город, и, конечно же, берёзку.

7. Задание на дом.

Проект: «Почему берёзу называют символом России?»

Учащиеся разделены на группы.

  1. Обряды и обычаи, связанные с берёзой. Легенды о берёзе.

  2. Приметы, связанные с берёзой. Пословицы и поговорки о берёзе.

  3. Береза — поэтическая муза

  4. Картинная галерея: береза в изображении художников

  5. Использование берёзы