Родной (русский) язык
Тема: «Красное словцо не ложь»
Цели: дать представление о пословицах, поговорках и фразеологизмах, возникновение
которых связано с качествами, чувствами людей;
развивать речь, память, мышление детей;
воспитывать дисциплинированность, культуру поведения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять значение и происхождение фразеологизмов со словами, обозначающими домашних животных; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.
Оборудование: фразеологический словарь, текст на доске или слайде для этапа самоопределения, карточки для проверки знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
(Примерный ответ.)
1-я картинка
Гусиный шаг – манерная, театральная поступь.
Дразнить гусей – вызывать раздражение, злобу у кого-либо.
Идти гуськом – идти друг за другом.
(Иллюстрирует 2-й абзац.)
2-я картинка
Взяться за перо – начать писать о чём-либо.
Не выпускать пера из рук – много писать.
(Иллюстрирует 4-й абзац.)
III. Самоопределение к деятельности
Беседа
- Прочитайте фразеологизмы с пропущенными словами.
Пишет как … лапой.
Денег … не клюют.
Мокрая … .
… на смех.
Яйца … не учат.
- Какое слово, называющее домашнее животное, надо в них вставить?
- С какими фразеологизмами мы сегодня познакомимся?
IV. Работа по теме урока
Упр. 7 (с. 37)
(Коллективная работа)
Упр. 8 (с. 37-38)
(Комментированное письмо.)
Мокрая курица. Слепая курица. Куриная память. Куриный ум. У него денег куры не клюют. Скажешь курице, а она всей улице. Носится как курица с яйцом. Яйца курицу не учат. Как кур во щи. Как курица лапой. Будто квочки с цыплятами.
(Самостоятельная работа. Учащиеся заполняют таблицу. Проводится взаимопроверка.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Упр. 9 (с. 39)
(Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Ответ. 1. Слепая курица. 2. Как курица лапой.)
Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.39)
(Коллективная работа.)
- Прочитайте статью.
- Приведите в пример ситуацию, когда можно употребить этот фразеологизм.
- Прочитайте предложение.
А зарплата – курам на смех.
- В каком здесь значении употребляется этот фразеологизм? Замените его близким по значению словосочетанием.
(Примерный ответ. А зарплата очень маленькая.)
VII. Рефлексия.
Работа по карточкам.
(Самостоятельное выполнение.)
Соедините линией фразеологизм с наречием, которым его можно заменить.
Как курица лапой Много
Денег куры не клюют Мало
Курам на смех Неразборчиво
- Оцените свою работу с помощью сигнальной ленты «Светофор».
VIII. Подведение итогов урока.
- С какими новыми фразеологизмами вы познакомились на уроке?
- Какой образ курицы сформировался у человека в прошлом при общении с этим домашним животным?
- Какое задание было для вас самым интересным?
Домашнее задание
Составить небольшой текст с любым фразеологизмом из упр. 8 (с. 37-38).