СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родному(русскому) языку на тему "У земли ясно солнышко, у человека - слово", 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному(русскому) языку на тему "У земли ясно солнышко, у человека - слово", 3 класс.»

Дата:_____________ Родной (русский) язык Учитель: Царук В.Е. Класс: 3- А

Урок 13.

Тема урока. У земли ясно солнце, у человека — слово.

Методическая цель урока: расширить знания детей о предметах и явлениях традиционной русской культуры.

Задачи урока: познакомить с русскими традиционными сказочными образами, эпитетами и сравнениями: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Планируемые результаты. Предметные: познакомятся со словами, называющими занятия людей.

Метапредметные: регулятивные: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; познавательные: сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, построение рассуждений и выводов; коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Личностные: развивать интерес к образу жизни наших предков, понимание важности сохранения памятников культуры, созданных ими в давние времена, важность бережного отношения к наследию прошлого.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, тетрадь, текст.

Ход урока

1.Организационный этап.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

- Ребята! Посмотрите в окно. Какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко улыбается. Давайте и мы улыбнёмся, подарим друг другу прекрасное настроение!


2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Какие черты характеризуют и лебёдушку, и девушку в русских народных песнях и сказках (Нежность, красота, плавность движений, белый цвет лица, верность и т.д.)

- Какие черты характеризуют сокола и юношу? (Смелость, гордость, сила, гордый нрав, сила воли, зоркий взор и д.р.)

- Как вы считаете, какие качества ценили русские люди в старину в юношах и девушках? (У юношей – смелость, гордость; у девушек – женственность, верность.)

Минутка каллиграфии.

- Отгадайте загадку:

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево).

Д д Дд де дл ду од дерево

- Спишите названия деревьев.

- Какие деревья растут в Крыму? Дополните список слов 1-2 словами.

Берёза, сосна, осина, яблоня, ель, кедр, лиственница, тополь, ясень, дуб, клён, липа, ольха, ива, (кипарис, акация).


- Знаете ли вы песни, стихи, загадки о деревьях? Какие деревья чаще встречаются в песнях, сказках?

( Дуб «У Лукоморья дуб зелёный…», в сказках яблонька: в сказке «Гуси-лебеди» укрыла сестрицу и братца от гусей-лебедей, «Сказка о молодильных яблоках», «Крошечка-Хаврошечка», «Иван-царевич и Серый волк»; в песнях часто упоминается берёза).

Прослушивание русской народной песни «Во поле берёза стояла».


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

- Тема нашего урока «У земли ясно солнце, у человека — слово».

- Цель нашего урока – познакомиться со словами-названиями деревьев, которые чаще всего встречаются в народных песнях и сказках. Мы узнаем об образах дуба и берёзы в русском народном творчестве.


4. Первичное усвоение новых знаний.

Рассказ учителя.

- А вы знаете, что у нас в Крыму есть огромный дуб? Суворовский дуб в Белогорске просто поражает своими размерами! Из нижней части ствола выходят четыре широкие ветви, формирующих могучую крону, диаметр которой более 30 метров. Окружность ствола около 12 метров, а его высота – 18. Считается, что дереву около 800 лет. Четыре могучих ветви часто также именуются «Четыре брата». По историческим преданиям сидя именно под этим деревом генерал-поручик Суворов Александр Васильевич в 1777 году принимал представителя турецкого султана. Эти переговоры были своеобразной отправной точкой и коренным образом изменили историю Крыма.

- Кто знает, как называется лиственный лес, с преобладанием дуба? (Дубрава).

- Кроме дуба в дубраве произрастают липа, ясень, вяз, клен, граб и др. Для дубравы характерен густой подлесок (бересклет, лещина) и травяной покров, представленный дубравными видами: копытень, медуница, ясменник, сныть, зеленчук и др..

Могучий, сильный, вековой дуб в лесу стоит большой

Листья тихо шелестят, желуди под ним лежат.

Шепчет дивная дубрава: вон березки те, что справа

Гнутся ветки их в поклоне, только  дуб тот непреклонен. (Н. Субботина)

Работа с текстами (Смотри приложение).

- Прочитайте. Что объединяет все эти тексты? (В них встречается слово «дуб»).

- Чем они отличаются? (Разные жанры).
- Найдите среди них загадку, пословицу, песню, потешку.

- Какие непривычные формы слов для современного русского языка встретились в произведениях?

Работа в тетрадях.

- Спишите один из текстов (по выбору). Проверьте правильность написания.

Рубрика «Интересный вопрос». Работа в парах.

- У А.С. Пушкина есть такие строки: «У лукоморья дуб зелёный…»

- Как вы думаете, почему у лукоморья стоит именно дуб, а не другое дерево?
- Обсудите ответ на этот вопрос с соседом по парте. К какому мнению вы пришли? (Дуб – символ мудрости.)

Физкультминутка

5. Первичная проверка понимания.

Работа в тетради. Упр. 11 .(Задание на карточке).

- Рассмотрите таблицу, прочитайте слова. К какой части речи они относятся? (Имя прилагательное).

- Распределите имена прилагательные на группы. (Сила, размер и возраст дуба.)

- Какие слова не вошли не в одну группу?


6. Первичное закрепление.

Списывание.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Без задания.


8. Итог урока. Рефлексия.

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Мы достигли цели урока? Оцените свои успехи.