Дата:_____________ Родной (русский) язык Учитель: Царук В.Е. Класс: 3- А
Урок 13.
Тема урока. У земли ясно солнце, у человека — слово.
Методическая цель урока: расширить знания детей о предметах и явлениях традиционной русской культуры.
Задачи урока: познакомить с русскими традиционными сказочными образами, эпитетами и сравнениями: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Планируемые результаты. Предметные: познакомятся со словами, называющими занятия людей.
Метапредметные: регулятивные: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; познавательные: сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, построение рассуждений и выводов; коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Личностные: развивать интерес к образу жизни наших предков, понимание важности сохранения памятников культуры, созданных ими в давние времена, важность бережного отношения к наследию прошлого.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетрадь, текст.
Ход урока
1.Организационный этап.
Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.
- Ребята! Посмотрите в окно. Какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко улыбается. Давайте и мы улыбнёмся, подарим друг другу прекрасное настроение!
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Какие черты характеризуют и лебёдушку, и девушку в русских народных песнях и сказках (Нежность, красота, плавность движений, белый цвет лица, верность и т.д.)
- Какие черты характеризуют сокола и юношу? (Смелость, гордость, сила, гордый нрав, сила воли, зоркий взор и д.р.)
- Как вы считаете, какие качества ценили русские люди в старину в юношах и девушках? (У юношей – смелость, гордость; у девушек – женственность, верность.)
Минутка каллиграфии.
- Отгадайте загадку:
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево).
Д д Дд де дл ду од дерево
- Спишите названия деревьев.
- Какие деревья растут в Крыму? Дополните список слов 1-2 словами.
Берёза, сосна, осина, яблоня, ель, кедр, лиственница, тополь, ясень, дуб, клён, липа, ольха, ива, (кипарис, акация).
- Знаете ли вы песни, стихи, загадки о деревьях? Какие деревья чаще встречаются в песнях, сказках?
( Дуб «У Лукоморья дуб зелёный…», в сказках яблонька: в сказке «Гуси-лебеди» укрыла сестрицу и братца от гусей-лебедей, «Сказка о молодильных яблоках», «Крошечка-Хаврошечка», «Иван-царевич и Серый волк»; в песнях часто упоминается берёза).
Прослушивание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
- Тема нашего урока «У земли ясно солнце, у человека — слово».
- Цель нашего урока – познакомиться со словами-названиями деревьев, которые чаще всего встречаются в народных песнях и сказках. Мы узнаем об образах дуба и берёзы в русском народном творчестве.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Рассказ учителя.
- А вы знаете, что у нас в Крыму есть огромный дуб? Суворовский дуб в Белогорске просто поражает своими размерами! Из нижней части ствола выходят четыре широкие ветви, формирующих могучую крону, диаметр которой более 30 метров. Окружность ствола около 12 метров, а его высота – 18. Считается, что дереву около 800 лет. Четыре могучих ветви часто также именуются «Четыре брата». По историческим преданиям сидя именно под этим деревом генерал-поручик Суворов Александр Васильевич в 1777 году принимал представителя турецкого султана. Эти переговоры были своеобразной отправной точкой и коренным образом изменили историю Крыма.
- Кто знает, как называется лиственный лес, с преобладанием дуба? (Дубрава).
- Кроме дуба в дубраве произрастают липа, ясень, вяз, клен, граб и др. Для дубравы характерен густой подлесок (бересклет, лещина) и травяной покров, представленный дубравными видами: копытень, медуница, ясменник, сныть, зеленчук и др..
Могучий, сильный, вековой дуб в лесу стоит большой
Листья тихо шелестят, желуди под ним лежат.
Шепчет дивная дубрава: вон березки те, что справа
Гнутся ветки их в поклоне, только дуб тот непреклонен. (Н. Субботина)
Работа с текстами (Смотри приложение).
- Прочитайте. Что объединяет все эти тексты? (В них встречается слово «дуб»).
- Чем они отличаются? (Разные жанры).
- Найдите среди них загадку, пословицу, песню, потешку.
- Какие непривычные формы слов для современного русского языка встретились в произведениях?
Работа в тетрадях.
- Спишите один из текстов (по выбору). Проверьте правильность написания.
Рубрика «Интересный вопрос». Работа в парах.
- У А.С. Пушкина есть такие строки: «У лукоморья дуб зелёный…»
- Как вы думаете, почему у лукоморья стоит именно дуб, а не другое дерево?
- Обсудите ответ на этот вопрос с соседом по парте. К какому мнению вы пришли? (Дуб – символ мудрости.)
Физкультминутка
5. Первичная проверка понимания.
Работа в тетради. Упр. 11 .(Задание на карточке).
- Рассмотрите таблицу, прочитайте слова. К какой части речи они относятся? (Имя прилагательное).
- Распределите имена прилагательные на группы. (Сила, размер и возраст дуба.)
- Какие слова не вошли не в одну группу?
6. Первичное закрепление.
Списывание.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Без задания.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
- Мы достигли цели урока? Оцените свои успехи.