СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родному русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному русскому языку»

Конспект урока по родному (русскому) языку в 1 классе

Тема: Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи: 
- познакомить детей с жилищами русской старины: землянкой, избой, теремом, хоромами. 
-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (горница, светлица, клеть и т.д.). 
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Планируемые результаты:

Личностные: самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные: через историю русской избы показать жизнь человека, рассказать какую роль в ней играла изба и предметы быта; учить по избе определять эпоху, в которой жил человек, его социальный статус; познакомить детей с новыми словами, с названиями предметов быта и частями избы.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Добрый день, дорогие ребята!

Продолжаем тему старины,

Знать историю мы все должны.

2. Введение в тему.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу…

- Из какой сказки отрывок?

- Какое жилище было у стариков? (землянка)

- А потом какое жилище выпросила она у рыбки? А потом?

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о древних жилищах, постройках на Руси )

3. Изучение нового материала

- Как думаете, почему называли землянкой? Слайд 2-3

Для землянок вырывали неглубокую яму, стены которой закрывались деревом. Пол был чаще земляной, плотно утрамбованный, иногда обмазанный глиной. Чтобы войти в такое жилище, нужно было спустится по нескольким ступенькам, вырытым в земле, вниз. Иногда в яму спускали уже готовый сруб, засыпая в образовавшиеся между стенками сруба и ямой пустоты землю. Потолка землянка не имела, его заменяла сама кровля –двускатная крыша. В таком жилище было тепло, так как земля глубоко не промерзает.

Русская изба столетиями не меняла свой облик. Слайд 4. В настоящее время термин изба применяется к деревянному дому четырехугольной формы.

Основою избы была клеть Слайд 5 — связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть — это летняя постройка, без печи. Крестьянские избы той поры —срубные. Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей, пол в срубных домах всегда бывал дощатый.

 Такой дом назывался изба - от "истба", "истопка", поскольку обязательно строился с печью. Был он выше, чем полуземлянка, включал в себя кроме избы ещё и сени (неотапливаемая часть дома, «прихожая»)

Помните стихотворение Алексея Плещеева
Травка зеленеет, 
Солнышко блестит; 
Ласточка с весною 
В сени к нам летит
. 

 

Окна прорубались в бревнах и в холодную погоду закрывались. Иногда окна закрывали слюдой, которая, однако, плохо пропускала свет. Оконное стекло появится только в XIV в. Вход в дом обычно был ориентирован на юг, чтобы в дом попадало больше тепла и света. 

Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и клети - холодного, служившего кладовой. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей - чистая половина крестьянской избы. Слайд 6. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. Слайд 7.

Из какой сказки строки:

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Слайд 8.
У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус — терем. Слайд 9.

Те́рем — жилой верхний ярус, расположенный над горницей. Мог ставиться отдельно от основного корпуса дома, над воротами и т. д., соединялся с ним сенями — крытым переходом. До XVIII века также употреблялись названия чердак или вышка. Слайд 10-11.

В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки — смотрильни. К терему всегда применялся эпитет «высокий». На каменных палатах терем мог быть как каменным, так и деревянным.

Терем неоднократно упомянут в русских сказках. И одну из них мы все хорошо знаем. Что это за сказка? (Теремок).

- Давайте сейчас мы раскрасим сказочный теремок. Работа по карточкам.

 









Хоромы Слайд 12-13 — это несколько построек, поставленных рядом. Хоромами называли княжеский дворец. Княжеский дворец не составлял одного большого целого здания, а состоял как раз из нескольких зданий. В состав хором входили горница, кладовые, сени, светлицы, также и дворовые постройки: погреба, бани, хлева, амбары и другие. Каждый член княжеской семьи имел свое особое помещение, отдельное от других строений,  соединяясь с отдельными помещениями крытыми или открытыми галереями.

Хоромы строили двух-трехэтажными, без особой симметрии. Видимо такой самобытностью они и привлекали взоры иностранцев, приезжавших в Россию.

Все постройки, находящиеся во дворе, были окружены крепким частоколом.

4. Подведение итогов

- С какими видами построек на Руси мы с вами познакомились?

- Где мы встречаем названия этих построек?

- Для чего нам надо знать историю нашего народа?

5. Рефлексия

Слайд 14

6. Домашнее задание

- Подготовьте сообщение «Что такое частокол?»















































 



























































Тема урока№11: "Дом в старину: что как называлось.

Делу время, а потехе час."

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи: 
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.). 
-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.). 
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Планируемые результаты:

Личностные: самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные: через историю русской избы показать жизнь человека, рассказать какую роль в ней играла изба и предметы быта; учить по избе определять эпоху, в которой жил человек, его социальный статус; познакомить детей с новыми словами, с названиями предметов быта и частями избы.

Ход занятия:

Орг. момент.

Добрый день, дорогие ребята!



Объявление темы и целей урока.

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков. Тема нашего занятия - изба и внутреннее убранство русских хоромов.


Изучение нового материала

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.

Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны! 

И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
- Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, ребята, в чём смысл этого высказывания? Ответы детей. 
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! 
- Что же мы видим в избе?(ответы детей)
Перед вами схема, на которой написаны названия предметов русского быта и картинки, которые соответствуют названиям.

Красный угол от слова «красивый» – духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке - иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. В доме два очага: духовный – красный угол и земной – огонь в печи. Положите на схему.
Физкультминутка
Продолжение изучения нового материала

Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. Найдите и покажите, пожалуйста, карточку с изображением печки. Положите на схему
- Все в избе деревянное, кроме печи. Пространство у печи – женская половина, «бабий кут». 
Здесь всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома: Ребята, я буду читать четверостишия, а вы – расположите карточки с изображением на схеме.
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень. 

У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.

Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.

Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.

Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
- Вы успели положить предметы из бабьего кута на схему? (пройти и посмотреть)
А теперь для вас загадка.
Ножек четыре, 
Шляпок одна, 
Нужен, коль станет 
Обедать семья. (Ответ: Стол)
Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки.
- От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием.
Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи.
- Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы детей ). В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина.
Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. 


Закрепление изученного материала.
Итак, вы познакомились с основными предметами быта, их предназначением, узнали некоторые новые слова.
Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать.
Летом спит 
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы) 
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра. 
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.

За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!

Молодцы! «Делу - время, потехе - час»- говорили наши предки. 
Сейчас мы разделимся на три группы и попробуем сами в макетах домиков расставить предметы убранства русской избы. (Предлагаются макеты избы со старинными предметами)
Молодцы, вы все правильно выполнили задание.
Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
На следующем занятии мы с вами продолжим знакомство с внутренним убранством русской избы. В краеведческом музее вы можете более подробно рассмотреть предметы русской старины. Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Позвольте мне подарить вот такие домики, но они не простые – в них народные мудрости, надеюсь, что они вам пригодятся. Хочу посоветовать вам обсудить эти пословицы дома, в своей семье. Всего доброго!

Приложение

Пословицы о доме и семье
- Без хозяина дом – сирота.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
- Коли в семье лад, так ненадобен и клад.
- Мир в семье любовью держится.