Урок русского языка в 4 классе по теме
«Правописание безударных окончаний глаголов»
(программа обучения «Начальная школа 21 века»).
Павлова С.В., учитель начальных классов МАОУ Гимназия №1,
г. Балаково, Саратовская область
Урок совершенствования навыков умений.
Образовательные:
Обеспечить условия для:
- закрепления знаний о глаголе как части речи;
- совершенствования умений писать безударные личные окончания глаголов и обосновывать их правильное написание, пользуясь памяткой;
- формирования умения правильно употреблять глаголы в речи.
Развивающие:
Обеспечить условия для:
- развития орфографической зоркости;
- развития внимания;
- развития логического мышления;
- активизации мыслительной деятельности.
Воспитательные:
Обеспечить условия для:
- воспитания интереса к предмету;
- воспитания любви к родному языку.
Ход урока.
Мотивация учебной деятельности.
Музыкальное сопровождение урока.
- Ребята, вам не знакома эта мелодия? О чем вам она напомнила?
- Я думаю, вам поможет наше задание по чистописанию. Запишите слоги – повторите весь узор. Кто понял мою подсказку?
тив де тек (детектив)
- Кто такие детективы? Какими качествами должен обладать хороший детектив?
1. Иметь зоркий глаз.
2. Уметь слушать и слышать.
3. Быть внимательным.
- Я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться так:
Детективное агентство
- Интересно, кто станет лучшим сыщиком? Желаю вам творческой работы на уроке.
2. Целеполагание.
- Итак, в наше агентство поступило срочное сообщение: потерялся житель страны МОРФОЛОГИЯ (часть речи).
- Что будем делать? (Собирать информацию.)
А) - Познакомимся с основными приметами. ( Тест-карточка)
Выполнив задание, объединитесь в пары для взаимопроверки.
- Кто сделает первое предположение?
Б) «Исключите лишнее» - следующее задание дополнит ваши знания.
Ночует, кричит, пчела, строит.
- Какое слово исключили? Почему?
пчела – имя существительное
бегут – из оставшихся глаголов стоит во мн. числе
кричит – имеет ударное окончание
- Какие слова остались? Что их объединяет?
3. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности.
А) Составление фоторобота.
- Юн. детективы, достаточно ли собран материал? Можно ли систематизировать то, что вам известно.
- Предлагаю составить фоторобот. Обозначим всю известную информацию о глаголе. Составим логическую цепочку знаний о глаголе, заложим в компьютерную базу данных, т.е. запомним ее.
- Является ли эта часть речи «ошибкоопасной»?
- Что надо помнить, о правописании глаголов?
Б) Самостоятельная работа.
- Запишите предложение. Обозначьте спряжение глаголов с безударными окончаниями. (1 ученик - у доски)
Синичка начина…т с утра пищ…ть – ожидай лё…кого моро…ца.
Самопроверка.
- Поднимите руки, кто не допустил ошибок (поставьте + на карточке).
В) Словарная работа.
- Запишите словарные слова в столбик:
беседа -
путешествие -
рисунок –
-Выделите ударную и безударную гласные.
- Образуйте от существительных глаголы неопределенной формы, запишите в столбик. Рядом запишите эти глаголы в форме 2 – го лица единственного числа.
-Определите спряжение глаголов. Как определили спряжение глаголов?
4. Физминутка. (Упражнения для снятия перегрузки всех систем организма)
- Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперёд. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. В течение 10 сек. тяните так, чтобы было приятно - сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите.
5. Построение проекта выхода из затруднений.
Работа над темой урока, групповая работа.
- Мы повторили знакомые правила написания окончаний глаголов. А где мы можем применять эту информацию? Можем проверить их достоверность, выполнив задания.
А) - Продолжим работу в группах. Вспомните правила работы в группах.
Каждая группа должна сделать вывод-заключение о выполненной работе.
- Какое правило применяли. Что выполнили по заданию. Проверка.
1 группа – «Пишем грамотно» стр. 47 упр.2, проверка у доски (начинается(1), принимаются(1), занимается(1), устремляется(1), использовать (1спр.) ; выписать 1 предложение и разобрать по членам предложения.
2 группа – учебник стр. 123, упр.1 (слайд)
3 группа – карточки с заданиями 3-х уровней, проверка по эталону.
(1уровень: он оживает, веришь, поливаем,
они строят, светим;
2 уровень: укрепляем, ходишь, они сияют, потушим, он объявляет;
3 уровень: пишем, пашешь, он ловит, лечите, пилим.)
ФИЗминутка для глаз.
Б) – Завершением нашей работы будет задание поискового характера.
«Пишем грамотно» - упр. 3 стр. 47
- В завершение нашего урока каждому ряду я дам карточку со словом – существительным.
Задание: придумать и записать глаголы в неопр. форме, начинающиеся на каждую букву слова. Побеждает ряд, первым и грамотно выполнивший задание, набравший больше слов.
I ряд – велосипед, II ряд – телевизор, III ряд – колесница.
6. Рефлексия учебной деятельности.
- Какова была цель нашего урока? (повторить обобщить, систематизировать, знания о глаголе).
- Подведем итог работы нашего детективного агентства.
- Достигли мы эту цель?
- Вы довольны своей работой?
- Над чем ещё нужно поработать?
- А сейчас оцените свою работу на уроке. (Оценивание своей работы на карточках, которые есть у каждого на столе)
7. Самооценка. Мишень настроения.
- С каким настроением вы уходите сегодня с урока? Прикрепите кружочки на мишень в зависимости оттого, как вы сегодня поработали:
8. Домашнее задание: упр. 6 стр.124
Дополнительно.
(Прочитайте, Подумайте, как образовалось слово поползень. Спишите, вставляя безударные окончания глаголов. Обозначьте спряжение.
Мечется поползень между лесом и огородом и ничего-то от жадности не замечает. Не вид..., что давно за ним из кустов синицы следят. То глаз из-за листа блеснет, то нос из-за сучка высун...ся. Подсматривают, куда ворованные семечки пряч... (Н.Сладков))
Самооценка работы на уроке ученика(цы) 1) Тест Примета 3) Групповая работа Упр. 5 стр. 124 5) | Самооценка работы на уроке ученика(цы) Тест Примета Групповая работа Упр. 5 стр. 124 -
| Самооценка работы на уроке ученика(цы) Тест Примета Групповая работа Упр. 5 стр. 124 -
|
Самооценка работы на уроке ученика(цы) Тест Примета Групповая работа Упр. 5 стр. 124 -
| Самооценка работы на уроке ученика(цы) Тест Примета Групповая работа Упр. 5 стр. 124 -
| Самооценка работы на уроке ученика(цы) Тест Примета Групповая работа Упр. 5 стр. 124 -
|
Прочитайте, Подумайте, как образовалось слово поползень. Спишите, вставляя безударные окончания глаголов. Обозначьте спряжение.
Мечется поползень между лесом и огородом и ничего-то от жадности не замечает. Не вид..., что давно за ним из кустов синицы следят. То глаз из-за листа блеснет, то нос из-за сучка высун...ся. Подсматривают, куда ворованные семечки пряч... (Н. Сладков)
Прочитайте, Подумайте, как образовалось слово поползень. Спишите, вставляя безударные окончания глаголов. Обозначьте спряжение.
Мечется поползень между лесом и огородом и ничего-то от жадности не замечает. Не вид..., что давно за ним из кустов синицы следят. То глаз из-за листа блеснет, то нос из-за сучка высун...ся. Подсматривают, куда ворованные семечки пряч... (Н. Сладков)
Прочитайте, Подумайте, как образовалось слово поползень. Спишите, вставляя безударные окончания глаголов. Обозначьте спряжение.
Мечется поползень между лесом и огородом и ничего-то от жадности не замечает. Не вид..., что давно за ним из кустов синицы следят. То глаз из-за листа блеснет, то нос из-за сучка высун...ся. Подсматривают, куда ворованные семечки пряч... (Н. Сладков)
Прочитайте, Подумайте, как образовалось слово поползень. Спишите, вставляя безударные окончания глаголов. Обозначьте спряжение.
Мечется поползень между лесом и огородом и ничего-то от жадности не замечает. Не вид..., что давно за ним из кустов синицы следят. То глаз из-за листа блеснет, то нос из-за сучка высун...ся. Подсматривают, куда ворованные семечки пряч... (Н. Сладков)
Выполнить задания любого уровня. Норма -10 и более слов. Время 5 минут. 1уровень: он оживает, веришь, поливаем, они строят, светим; 2 уровень: укрепляем, ходишь, они сияют, потушим, он объявляет; 3 уровень: пишем, пашешь, он ловит, лечите, пилим. | Выполнить задания любого уровня. Норма -10 и более слов. Время 5 минут. 1уровень: он оживает, веришь, поливаем, они строят, светим; 2 уровень: укрепляем, ходишь, они сияют, потушим, он объявляет; 3 уровень: пишем, пашешь, он ловит, лечите, пилим. |
Выполнить задания любого уровня. Норма -10 и более слов. Время 5 минут. 1уровень: он оживает, веришь, поливаем, они строят, светим; 2 уровень: укрепляем, ходишь, они сияют, потушим, он объявляет; 3 уровень: пишем, пашешь, он ловит, лечите, пилим. | Выполнить задания любого уровня. Норма -10 и более слов. Время 5 минут. 1уровень: он оживает, веришь, поливаем, они строят, светим; 2 уровень: укрепляем, ходишь, они сияют, потушим, он объявляет; 3 уровень: пишем, пашешь, он ловит, лечите, пилим. |
Выполнить задания любого уровня. Норма -10 и более слов. Время 5 минут. 1уровень: он оживает, веришь, поливаем, они строят, светим; 2 уровень: укрепляем, ходишь, они сияют, потушим, он объявляет; 3 уровень: пишем, пашешь, он ловит, лечите, пилим. | Выполнить задания любого уровня. Норма -10 и более слов. Время 5 минут. 1уровень: он оживает, веришь, поливаем, они строят, светим; 2 уровень: укрепляем, ходишь, они сияют, потушим, он объявляет; 3 уровень: пишем, пашешь, он ловит, лечите, пилим. |
Выполнить задания любого уровня (или несколько уровней). Норма -10 и более слов. Время 5 минут. 1уровень: он ожива…т, вер…шь, полива…м, они стро…т, свет…м; 2 уровень: укрепляя…м, ход…шь, они сия…т, потуш…м, он объявля…т; 3 уровень: пиш…м, паш…шь, он лов…т, леч…те, пил…м. | Выполнить задания любого уровня (или несколько уровней). Норма -10 и более слов. Время 5 минут. 1уровень: он ожива…т, вер…шь, полива…м, они стро…т, свет…м; 2 уровень: укрепляя…м, ход…шь, они сия…т, потуш…м, он объявля…т; 3 уровень: пиш…м, паш…шь, он лов…т, леч…те, пил…м. | |
Выполнить задания любого уровня (или несколько уровней). Норма -10 и более слов. Время 5 минут. 1уровень: он ожива…т, вер…шь, полива…м, они стро…т, свет…м; 2 уровень: укрепляя…м, ход…шь, они сия…т, потуш…м, он объявля…т; 3 уровень: пиш…м, паш…шь, он лов…т, леч…те, пил…м. | Выполнить задания любого уровня (или несколько уровней). Норма -10 и более слов. Время 5 минут. 1уровень: он ожива…т, вер…шь, полива…м, они стро…т, свет…м; 2 уровень: укрепляя…м, ход…шь, они сия…т, потуш…м, он объявля…т; 3 уровень: пиш…м, паш…шь, он лов…т, леч…те, пил…м. | |
Выполнить задания любого уровня (или несколько уровней). Норма -10 и более слов. Время 5 минут. 1уровень: он ожива…т, вер…шь, полива…м, они стро…т, свет…м; 2 уровень: укрепляя…м, ход…шь, они сия…т, потуш…м, он объявля…т; 3 уровень: пиш…м, паш…шь, он лов…т, леч…те, пил…м. | Выполнить задания любого уровня (или несколько уровней). Норма -10 и более слов. Время 5 минут. 1уровень: он ожива…т, вер…шь, полива…м, они стро…т, свет…м; 2 уровень: укрепляя…м, ход…шь, они сия…т, потуш…м, он объявля…т; 3 уровень: пиш…м, паш…шь, он лов…т, леч…те, пил…м. | |
1. Часть речи, которая обозначает действие …(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется … (глаголом)
2.Не с глаголами пишется … (отдельно)
3. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
4. Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы …. (ть, ти,чь)
5. Глаголы изменяются в прошедшем времени и …(по числам), в ед. ч. – по (числам и родам), в нас. и буд. времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам)
6.В предложении глагол является …. (сказуемым).