Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.
Цели: познакомить с окончаниями глаголов 2-го лица; формировать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний
— Послушайте предложения. Найдите в них слова с разделительными твёрдым и мягким знаками, запишите их в нужный столбик.
1) Внимательно слушай объяснение учителя. 2) Грачи вьют гнёзда на деревьях. 3) Мухомор и бледная поганка — несъедобные грибы. 4) Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? 5) На ужин мама приготовила оладьи с вареньем. 6) На дверях подъезда висело объявление.
(Проверка.)
— Какие слова записали в первый столбик? Почему?
— Какие слова записали во второй столбик? Почему?
IV. Самоопределение к деятельности
— Определите лицо глаголов.
Рисую, рисуешь, рисует; полечу, полетишь, полетит; улыбаюсь, улыбаешься, улыбается.
— Как определяли лицо? (По личным местоимениям, по окончаниям.)
— Что общего вы заметили в написании окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться распознавать глаголы 2-голица и правильно их писать.)
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 171 (с. 85).
(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Почему мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа — это орфограмма?
2. Упражнение в правописании глаголов 2-го лица единственного числа
(Запись слов под диктовку.)
Знаешь, лаешь, бежишь, молчишь, шумишь, сосёшь, жуёшь.
— Выделите окончания глаголов, определите их лицо и число.
— В чём их особенность? (На конце пишется мягкий знак.)
Работа по учебнику
Упр. 172 (с. 85).
— Прочитайте текст.
— О каких цветах вы прочитали? Видели ли вы их когда-нибудь? Какого они цвета?
— Что они напоминают Э. Шиму?
— Выполните задания. (Проверка.)
— Что общего у всех выписанных глаголов? (Это глаголы 2-го лица единственного числа.)
— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова опять.)
Упр. 173 (с. 86).
— Прочитайте.
— Что нужно помнить при выполнении задания? (Глаголы 2-го лица единственного числа имеют окончания -ешь, -ишь и пишутся с мягким знаком на конце.)
— Выполните задания. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 174 (с. 86).
— Прочитайте диалог. О чём он? (О том, как хорошо послушать тишину.)
— В каких словах встретился мягкий знак? На что указывает мягкий знак в этих словах? (В слове тишь мягкий знак указывает на то, что это существительное женского рода, в слове молчишь — на то, что это глагол 2-го лица единственного числа.)
— Выполните разбор слова тишь как части речи. (Один ученик работает у доски.)
Упр. 175 (с. 86).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— На какие группы можно разделить все слова? (Существительные женского рода с шипящими на конце — мягкий знак пишем, существительные мужского рода с шипящими на конце — мягкий знак не пишем, глаголы 2-го лица единственного числа — мягкий знак пишем.)
(Самооценка.)
VIII. Рефлексия
Выборочный диктант
— Выпишите глаголы 2-го лица единственного числа, обозначьте орфограмму.
1) Поспешишь - людей насмешишь. 2) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. 3) От умного научишься, от глупого разучишься. 4) Два века не проживёшь. 5) Посеешь в пору — соберёшь зерна гору.
(Самопроверка по образцу на доске.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
— О чём ещё нужно помнить при написании таких глаголов?
Домашнее задание
Упр. 177 (с. 87).