СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему"Что такое прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему"Что такое прилагательное"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Татарско-Шмалалакская средняя школа








Урок русского языка во 2 классе


Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (2-ая часть) с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2013. – 143 с.


Название раздела, темы: Части речи. Имя прилагательное.


Тема урока: что такое имя прилагательное?


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.


Цель урока:

- познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.


Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с новой  частью речи, формировать  мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний, формировать умения ставить к  имени прилагательному вопрос

  • Развивающиеразвитие умения определять роль имени прилагательного в нашей речи, обогатить и расширить словарный запас учащихся.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку

Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

  • научатся находить прилагательные в тексте;

  • ставить вопросы от существительных к прилагательным,

  • устанавливать связь между прилагательными и существительными,

  • подбирать примеры имён прилагательных.

Личностные:

• формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

• умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную

  • умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;

  • выполнять практические упражнения;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


Познавательные УУД:

  • определение цели своего обучения;

  • устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;

  • анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:

чтение текста, выполнение задания , ответы на вопросы.







Ход урока

1.Организационный момент

Цель:. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;


- Улыбнитесь друг другу. Настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Хочу много знать!»

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу.



УУД

Коммуникативные УУД

настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем.

Личностные УУД

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности



Цель: 1) актуализировать знания об изученных орфограммах; изученных частях речи;

2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.






На доске записаны слова:


– Прочитайте записанные на доске слова:

Бежит, трава, кричат, зеленая, стекло, свистит, цветы, прозрачное, живые.

- Какое задание предложим для этих слов?

– Распределите слова в два столбика.  В первый столбик – имена существительные,

во второй глаголы.

- Обозначьте изученные орфограммы.

Проверка:



Оцените свою работу у доски.

- Кто допустил ошибки? Исправьте.


– Что обозначают слова первого столбика?
– На какие вопросы они отвечают?
– Что обозначают слова второго столбика?
– На какие вопросы они отвечают?


- Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик?

- Что они обозначают?



Дети читают слова



2 человека работают у доски, остальные – в тетради.


1 ученик читает им.существительные, объясняя орфограммы, другой – глаголы. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек.





Предмет

Кто? Что?

Действия предмета

Что делает?...


зеленая, прозрачное, живые

Признак предмета

Познавательные УУД

Ориентироваться в системе знаний;применять их на практике.




Познавательные УУД

Расширение кругозора

3. Формулирование проблемы,

планирование деятельности



Цель: правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи.

Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока.

Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите задачи урока.)



Тема: слова-признаки предметов.

  1. Как называются слова?

  2. На какие вопросы отвечают?

  3. Что они обозначают?

  4. Какую роль в нашей речи играют?

Регулятивные УУД

Определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя.,ставить перед собой задачи и выполнять их.


4Открытие новых знаний.

Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.






Устно: К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов.

- На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки.

Проверка

Сверяем с эталоном на доске. 
- На какой вопрос отвечают слова-признаки?


- Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи.

Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки.

- Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном.

- У вас на столах карточки зелёного цвета, сформулируйте и напишите в карточках правило об имени прилагательном.

ИМЯ прилагательное -ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ

ОБОЗНАЧАЕТ_______ __________

И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.

НАПРИМЕР:_________________________________________________________________


- Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте.


Где мы можем проверить наш вывод?


- На какой вопрос осталось получить ответ?

Исследование данной проблемы.

Работа по теме

- Возьмите карточку 2.

- Прочитайте текст №1.

1. Наступила весна.

Тает снег.

Журчат ручьи.

Светит солнце.

Летят птицы.

2. Наступила ранняя весна.

Тает последний снег.

Журчат говорливые ручьи.

Светит ласковое солнце.

Летят голосистые птицы.

- О чем этот текст?

- Нравится ли он вам?

-А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать?

- Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения?

- Распространите предложения.

- А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его.

- Сравним два текста.

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

- Что же отличает первый текст от второго?

- Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных?

Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи?

А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

- Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге?

- Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?


- Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией.

Работа в парах на карточках.

Трава (…………….?) зелёная.

Стекло (……………?) прозрачное

Цветы (……………..?) живые.




Отвечают на вопросы какой? Какая? какое?



Имя прилагательное.



Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.



Работают

с правилом, с. 86.


Какую роль играют в речи имена прилагательные?


(О весне)


Добавить слов, распространить предложения.


Прилагательные.

Дети составляют предложения.





Нет.

(Наличие прилагательных)


Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.


Тает последний снег.


Прилагательное ПОСЛЕДНИЙ.


Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.




Познавательные УУД

Ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Метапредметные УУД:

Окружаю-щий мир



Коммуникативные УУД:

Умение высказывать своё мнение и отстаивать его

5.Физкультминутка

Цель: предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук.


Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите  ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки опускаете в низ.





САДЫ, РЕБЕНОК, ХОЛОДНАЯ, ЛЕТО, КУДРЯВЫЙ, СТРАНА, ТОПОЛЬ, МОЛОДЫЕ, РУЧЕЙ, ЗВОНКОЕ, КАПЛЯ




Коммуникативные УУД использо-вать упражнения для снятия усталости.

  1. Первичное закрепление


Цель: зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.



- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

- Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

1) Игра. Отгадай кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый.

Рыжая, хитрая, ловкая.

Серый, хищный, жадный.

Белый, пушистый, холодный.

Круглое, сладкое, сочное.

2) Работа в группах.

На столах у вас конверты с картинками: яблоко, лимон и клубника. Внутри конверта – карточка.

Опишите предмет, определяя его форму, цвет, вкус, размер.

Проверка




- Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- О чём в нём говорится?

- Так с какой частью речи дружат имена прилагательные?

« Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительног



Медведь

Лиса

Волк

Снег

Яблоко

Работа в группах.

Представители от групп зачитывают получившиеся имена прилагательные

1 группа лимон(овальный,жёлтый,кислый, небольшой)

2 группа яблоко(круглое, красное,сладкое,большое)

3группа клубника(овальная,красная,сладкая,небольшая)






Имя существительное.


речь идёт об именах прилагательных

с существительными

Познавательные УУД


Ориентиро-ваться в системе знаний



Коммуникативные УУД:уметь слушать мнение другого,отстаивать свое мнение.

Метапредметные УУД:

Знание русских сказок и их содержания,устно народное творчество.


  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение применять знания об имени прилагательном: ставить вопросы и находить их втексте.




Работа с разноуровневыми карточками.

- Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как?




  1. Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день.Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей.

Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое.

2. Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день.Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей.


Проверка:

1. Слайд 4. – первый уровень.

2. - Обменяйтесь тетрадями, сверьтесь с эталоном и оцените работу товарища. – 2 уровень.


Работают самостоятельно.



Сверяют с эталоном.

Взаимопроверка.



Личностные УУД:

Воспитание положитель-ных качеств, полезных привычек и норм поведения.




Метапредметные УУД:

Устное народное творчество и пословицы русского народа.


6.Рефлексия

Цель: 1) осознавание цели учения, его необходимость,

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

3) наметить направления будущей учебной деятельности;




7.Домашнее задание

Цель: закрепление и углубление знаний учащихся.




- Какую тему изучали сегодня?

Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили Слайд

На все ли вопросы ответили?


Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них.

- Кому что-то осталось непонятным?

- Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках?




  1. кто всё понял и может помочь другим: с. 86, № 148.

2) Кто испытывает затруднение: с. 86. № 149,

3) выучить правило, с.46.






Повторяют вопросам.




Регулятивные УУД:

саморегуляция, рефлексив-ный опыт