СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 4 класс: "Какие бывают тексты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК"Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 4 класс: "Какие бывают тексты"»

Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК "Школа России", ФГОС 3.0)

Тема: Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Научный и художественный стили.
Тип урока: Урок открытия нового знания и первичного закрепления.
Время: 45 минут.
Цель: Формирование умения определять типы текста (повествование, описание, рассуждение) и различать научный и художественный стили речи.
Планируемые результаты:

Предметные:

Знать признаки текстов-повествований, описаний, рассуждений.

Уметь определять тип текста по характерным вопросам и содержанию.

Уметь различать научный и художественный стили речи на примере описания объекта.

Уметь списывать текст без ошибок.

Уметь определять тему и основную мысль для своего высказывания, выбирать тип текста и жанр.

Метапредметные:

Познавательные УУД: Анализировать тексты, сравнивать их по цели высказывания и стилю, выделять существенные признаки, классифицировать, моделировать собственное высказывание.

Регулятивные УУД: Ставить учебную задачу, планировать действия (написание текста), осуществлять самоконтроль (при списывании), оценивать результат.

Коммуникативные УУД: Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, строить монологическое высказывание (представление идеи сочинения).

Личностные:

Развитие интереса к языку, его выразительным возможностям.

Формирование эстетического восприятия художественного слова.

Осознание связи выбора типа текста с целью общения.

Оборудование: Учебник "Русский язык. 4 класс" (УМК "Школа России"), рабочие тетради, проектор/интерактивная доска/карточки с текстами (упр. 9, 10), карточки с признаками типов текста, карточки с названиями тем для сочинения (упр. 11), иллюстрация ландыша.

Ход урока (45 мин):

Организационный момент. Мотивация. (1 мин)

Приветствие. Создание рабочей атмосферы.

Введение в тему: "Ребята, сегодня мы будем исследователями текстов! Узнаем, что они бывают разными, как по характеру (повествование, описание, рассуждение), так и по стилю (научный, художественный). А в конце каждый создаст свою маленькую текстовую историю!"

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (3 мин)

Вспоминаем: "Что такое текст? Что у него есть?" (Предложения, связанные по смыслу; тема, основная мысль).

Проблема: "Все ли тексты одинаковые? Чем они могут отличаться? Как понять, какой перед нами текст?"

Целеполагание: "Сегодня мы научимся различать 3 основных типа текстов и узнаем, чем научное описание отличается от художественного. Это поможет нам лучше понимать тексты и создавать свои – такие, какие нужны для конкретной цели."

Открытие нового знания. (20 мин)

1. Знакомство с типами текстов (Теория + упр. 9). (12 мин)

Знакомство с признаками (На доске/экране): Кратко, с опорой на правило из учебника:

Повествование: Что произошло? Где? Как? Когда? (События, действия).

Описание: Какой? Какая? Какое? (Признаки предмета, человека, природы).

Рассуждение: Почему? (Объяснение, доказательство, размышление).

Анализ текстов Д. Мамина-Сибиряка (Упр. 9):

"По наружности Соболько напоминал..." (Описание собаки - какой? Признаки: рост, морда, уши, хвост, поведение).

"Лебедь красиво подплыл к берегу..." (Повествование - что произошло? Действия: подплыл, вышел, встряхнулся, направился).

"Один из островов... назывался Голодёем. А назывался он так потому что..." (Рассуждение - почему? Объяснение причины названия).

Закрепление: Устные ответы на вопросы упр. 9 (тип текста, о ком/чем, какой вопрос можно поставить).

Списывание: Учащиеся выбирают и списывают ОДИН текст из упр. 9 в тетрадь. Самопроверка.

2. Научный и художественный стиль (Упр. 10). (8 мин)

Чтение предложений о ландыше.

Анализ:

"Ландыш — это травянистое растение с продолговатыми листьями..." (Научный стиль: точные, сухие факты, термины - "травянистое растение", "продолговатые листья", "мелкие белые душистые цветки", "в виде колокольчиков").

"Латинское название ландыша..." (Научный стиль: этимология, факт).

"Ландыш клонит жемчуг круглых белых слёз..." (Художественный стиль: образность, сравнение цветов с "жемчугом" и "слезами", олицетворение - "клонит", эмоциональность).

Выразительные средства: Обсуждение строки Брюсова (Сравнение - цветы как жемчуг и слезы; олицетворение - ландыш "клонит").

Списывание: Учащиеся списывают поэтическую строку В. Брюсова. Самопроверка.

Первичное закрепление. (5 мин)

Игра "Угадай тип!": Учитель устно приводит короткие примеры (не из учебника), ученики определяют тип текста и задают к нему вопрос.

"Вчера после школы мы с друзьями пошли в парк. Там мы катались на качелях и играли в догонялки." (Повествование - Что произошло? Где? Когда?)

"Моя кошка Мурка – пушистая, серая, с ярко-зелёными глазами. У неё длинные усы и мягкие лапки." (Описание - Какая?)

"Нужно регулярно чистить зубы. Потому что это защищает их от кариеса и сохраняет здоровье." (Рассуждение - Почему?)

Физкультминутка. (1 мин)

"Потянулись вверх высоко, как стройный ландыш! Покачались на ветру, как берёзки! Шагнули вперёд решительно, как герой повествования!"

Творческое применение. Планирование сочинения. (12 мин)

Работа по упр. 11 (Темы для сочинения).

Выбор темы: Учащиеся выбирают ОДНУ тему из списка (или придумывают свою близкую).

Планирование текста (устно или кратко письменно в тетради):

Тема: О чём буду писать? (Напр., "Приметы золотой осени").

Основная мысль: Что главное хочу сказать? (Напр., "Осень – удивительное время года с яркими приметами").

Тип текста: Какой тип подходит? (Для "Примет..." - Описание; для "Осеннего карнавала..." - Повествование; для "Осень — моё любимое..." - Рассуждение; для "Разговора..." - Повествование с диалогом).

Жанр: Рассказ (реальное событие), сказка (вымысел)? (Напр., "Разговор ёжика и зайца" - сказка).

Будет ли диалог? (Да/Нет). Если да, о чём? (Напр., в сказке или рассказе о событии).

Ключевые слова/образы: Какие слова помогут описать/рассказать? (Напр., для осени: багряный, золотой, прохлада, листопад, урожай).

Представление идей: 2-3 ученика кратко рассказывают классу о своём замысле (Тема, основная мысль, тип текста, жанр). Коллективное обсуждение: Соответствует ли выбор типа текста/жанра теме?

Рефлексия. Итог урока. (3 мин)

Возвращение к цели: "Чему мы научились сегодня?" (Различать 3 типа текстов и научный/художественный стили, планировать свое сочинение).

Рефлексивные вопросы:

"Чем отличается описание от повествования?" (Описание - признаки, Повествование - события).

"Какой вопрос поможет отличить рассуждение?" (Почему?).

"Как узнать научный стиль? Художественный?" (Научный - факты, точность; Художественный - образы, чувства, красота).

"Почему важно определить тип текста перед написанием?" (Чтобы текст получился логичным и достиг цели).

Итог учителя: "Теперь вы знаете, что тексты бывают разными! Умение видеть эти различия помогает и читать с пониманием, и создавать свои тексты осознанно: рассказывать истории, описывать красоту мира или убедительно доказывать свою точку зрения. Отличная работа!"

Оценивание: Краткая положительная оценка работы класса.

Домашнее задание. (1 мин)

Обязательное: Написать сочинение на выбранную в классе тему (5-7 предложений). Следить за соответствием типу текста и жанру.

На выбор:

1 вариант: Подчеркнуть в своём сочинении слова, характерные для описания/повествования/рассуждения (в зависимости от типа).

2 вариант: Нарисовать иллюстрацию к своему будущему сочинению.

Примечания (для учителя):

Дифференциация:

Сильные: Анализировать тексты глубже (находить дополнительные признаки стиля/типа). Планировать более развернутое сочинение. В сочинении использовать элементы другого типа текста (напр., в описании осени – краткое повествовательное вступление).

Нуждающиеся в поддержке: Работать с опорными карточками "Признаки типов текста", "Вопросы к типам текста". Использовать шаблоны для планирования сочинения ("Я пишу о...", "Главная мысль...", "Это будет текст-... потому что...", "Я использую слова..."). Выбрать самую простую тему (напр., описание).

Инклюзия (для детей с ОВЗ):

Предоставить карточки с алгоритмами: "Как определить тип текста? Посмотри, какие вопросы можно задать!"; "Научный стиль = факты, Художественный стиль = красиво".

Упрощённые формулировки вопросов.

Устные ответы вместо письменных (анализ текстов, планирование сочинения).

Для списывания: уменьшить объем (1-2 предложения).

Для сочинения: предложить готовые опорные фразы или составить текст устно с помощью учителя/ассистента.

Помощь ассистента/тьютора.

ФГОС 3.0: Деятельностный подход (анализ, сравнение, классификация, планирование, создание текста). Формирование УУД (познават., регулятив., коммуник.). Личностные результаты (интерес к языку, эстетическое развитие). Связь теории с практикой (анализ - создание).