СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Части речи. Морфологические признаки частей речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в 4 классе. На базе школы проводилось районное заседание Школы молодого учителя начальных классов. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Части речи. Морфологические признаки частей речи"»

Предмет: Русский язык 4 класс

Урок № 32(12) Дата____________________

Тема: Части речи. Морфологические признаки частей речи.

Тип урока: освоения новых знаний

Деятельностная цель: познакомятся с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; научатся находить самостоятельные и служебные части речи в тексте; называть и определять морфологические признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, глагола, предлога, союза); рассказывать о частях речи по таблице и схеме.

Образовательная цель: создавать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи; способствовать развитию умения находить самостоятельные и служебные части речи в тексте.

Формируемые УУД:

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

 Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, формулировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать результат своих действий 

Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности.

Оборудование: учебник, карточки для рефлексии, оценочные листы, карточки для работы в группах, клей.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Актуализация знаний

Словарная работа

–Прочитайте. Дайте характеристику орфограммам. Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

В.кзал, п.сс.жирский, г.р.зонт,  ж.лтый, уж.нать, ш.фёр, р.сует.

Самопроверка по образцу на доске + оценочный лист (если нет ошибок 2б., 1 ошибка 1б., больше ошибок 0б.) 

Вокзал, пассажирский, горизонт, жёлтый, ужинать, шофёр, рисует.

Новое словарное слово

Двенадцать.

–Какой частью речи является записанное слово?

Дополнительная информация.

Числительное «двенадцать» - исконно русское слово. В памятниках письменности оно встречается с четырнадцатого века. Слово «двенадцать» возникло из сочетания числительного и существительного с предлогом: «две на десять», то есть «два свыше десяти». В этом сочетании установилось одно ударение на предлоге «на», «слова слились в одно слово». Во втором корне произошли фонетические изменения, которые привели к образованию суффикса «надцать». Так же образовались остальные числительные с этим суффиксом.

3.Самоопределение к деятельности

Беседа

- Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?

- Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались все слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? (Надо их как-то сгруппировать) Но если мы положим на одну «полку» слова молоко и смеяться, а на другую – по и восемь, будет ли порядок? (нет)

- Что же делать?(Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова с одинаковыми признаками).

Работа в группах

- Предлагаю работу в группах.

- Рассмотрите схему у вас на партах.

- По какому признаку можно сгруппировать все слова русского языка? (По частям речи)

- Дополните свои схемы.

- Помните о правилах работы в группе ( вывесить на доску)

(работают в группах, взаимопроверка, схемы вывешиваются на доске)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (вспомнить, какие части речи знаем)

Можно использовать опорные слова на доске

Мы вспомним…

Мы научимся…

- Вспомните, что вы знаете по этой теме.

- Хотите получить новые знания?

- Итак, тема нашего урока … (дать возможность самостоятельно назвать тему)

«Части речи. Морфологические признаки частей речи»



Объяснить, что значит «Морфологические признаки» (от слова «морфология») - это признаки характерные для определенной части речи. Иными словами, это признаки, по которым мы различаем части речи.

4.Изучение нового материала

Чтение стихотворения:

Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

- Названия каких частей речи прозвучало в этом стихотворении?

- Какие еще части речи вы знаете?

Работа в группах (две группы)

Часть речи

Имеет ли лексическое

значение

Изменяемая или неизменяемая часть речи

Является ли членом предложения


















Вклеиваются карточки со словами

- Сделайте вывод по проделанной работе:

- Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, являются изменяемой частью речи, являются каким-либо членом предложения.

- Служебные части речи не имеют лексического значения, являются неизменяемой частью речи, не являются членами предложения.


- Для чего же нужны в предложении служебные части речи? (в предложении служат для связи слов в предложении).

В оценочный лист по 1 баллу

5.Физкультминутка

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Работа по учебнику

С.67 упражнение 111 (по заданию упражнения, выполняют с комментирование)

7.Закрепление

Фронтальная работа

Таблица с. 68

- Пользуясь таблицей, составьте рассказ о части речи (желающие учащиеся)

Письмо под диктовку

1.Доброе дело два века живет.

2. Белое покрывало снегом землю покрывало.

- Определите части речи в предложениях.

Проверка по образцу.(оценочный лист: 1б. за орфографию + 1б. за задание, 0б. если выполнено с ошибками)

Самостоятельная работа

Упражнение 112 с.67 (коллективная проверка, самооценка – 2б. без ошибок, 1б. за 1-2 ошибки, 0б. более 2-х ошибок)

8.Рефлексия учебной деятельности

Работа на карточках

Сильные уч-ся

1. Укажите части речи выделенных слов.

В полях, некошеных косой,

Всё утро дождик шёл косой.

Слабые уч-ся

2.Указать части речи.

Берёзки надели золотые платья.

Взаимопроверка, 2б. в оценочный лист, если без ошибок, 0б. если с ошибками.

Самооценка с помощью оценочного листа + комментарий учителя.

9 баллов – «5»

7-8 баллов – «4»

5-6 баллов – «3»

Менее 5 баллов – надо ещё работать

9.Итоги урока

- Что нового узнали на уроке?

–На какие две большие группы можно разделить слова русского языка?

–Какую роль в языке выполняют служебные части речи?

- Всё ли у вас получилось?

10.Домашнее задание

С.68 – таблица (повторить), упр.114 (указать части речи)
















Оценочный лист __________________________________________(ф.и.)


Вид деятельности

Колличество баллов

Словарная работа


Составление таблицы


Письмо под диктовку


Самостоятельная работа(упр.112, с.67)


Карточки


Итого баллов:



Оценочный лист __________________________________________(ф.и.)


Вид деятельности

Колличество баллов

Словарная работа


Составление таблицы


Письмо под диктовку


Самостоятельная работа(упр.112, с.67)


Карточки


Итого баллов:



Оценочный лист __________________________________________(ф.и.)


Вид деятельности

Колличество баллов

Словарная работа


Составление таблицы


Письмо под диктовку


Самостоятельная работа(упр.112, с.67)


Карточки


Итого баллов:



Оценочный лист __________________________________________(ф.и.)


Вид деятельности

Колличество баллов

Словарная работа


Составление таблицы


Письмо под диктовку


Самостоятельная работа(упр.112, с.67)


Карточки


Итого баллов:



Оценочный лист __________________________________________(ф.и.)


Вид деятельности

Колличество баллов

Словарная работа


Составление таблицы


Письмо под диктовку


Самостоятельная работа(упр.112, с.67)


Карточки


Итого баллов:










1. Укажите части речи выделенных слов.


В полях, некошеных косой,

Всё утро дождик шёл косой.


2.Указать части речи.


Берёзки надели золотые платья.


1. Укажите части речи выделенных слов.


В полях, некошеных косой,

Всё утро дождик шёл косой.


2.Указать части речи.


Берёзки надели золотые платья.


1. Укажите части речи выделенных слов.


В полях, некошеных косой,

Всё утро дождик шёл косой.


2.Указать части речи.


Берёзки надели золотые платья.


1. Укажите части речи выделенных слов.


В полях, некошеных косой,

Всё утро дождик шёл косой.


2.Указать части речи.


Берёзки надели золотые платья.


1. Укажите части речи выделенных слов.


В полях, некошеных косой,

Всё утро дождик шёл косой.


2.Указать части речи.


Берёзки надели золотые платья.


1. Укажите части речи выделенных слов.


В полях, некошеных косой,

Всё утро дождик шёл косой.


2.Указать части речи.


Берёзки надели золотые платья.


1. Укажите части речи выделенных слов.


В полях, некошеных косой,

Всё утро дождик шёл косой.


2.Указать части речи.


Берёзки надели золотые платья.


1. Укажите части речи выделенных слов.


В полях, некошеных косой,

Всё утро дождик шёл косой.


2.Указать части речи.


Берёзки надели золотые платья.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!