Предмет: Русский язык 4 класс
Урок № 32(12) Дата____________________
Тема: Части речи. Морфологические признаки частей речи.
Тип урока: освоения новых знаний
Деятельностная цель: познакомятся с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; научатся находить самостоятельные и служебные части речи в тексте; называть и определять морфологические признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, глагола, предлога, союза); рассказывать о частях речи по таблице и схеме.
Образовательная цель: создавать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи; способствовать развитию умения находить самостоятельные и служебные части речи в тексте.
Формируемые УУД:
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, формулировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать результат своих действий
Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности.
Оборудование: учебник, карточки для рефлексии, оценочные листы, карточки для работы в группах, клей.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Актуализация знаний
Словарная работа
–Прочитайте. Дайте характеристику орфограммам. Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
В.кзал, п.сс.жирский, г.р.зонт, ж.лтый, уж.нать, ш.фёр, р.сует.
Самопроверка по образцу на доске + оценочный лист (если нет ошибок 2б., 1 ошибка 1б., больше ошибок 0б.)
Вокзал, пассажирский, горизонт, жёлтый, ужинать, шофёр, рисует.
Новое словарное слово
Двенадцать.
–Какой частью речи является записанное слово?
Дополнительная информация.
Числительное «двенадцать» - исконно русское слово. В памятниках письменности оно встречается с четырнадцатого века. Слово «двенадцать» возникло из сочетания числительного и существительного с предлогом: «две на десять», то есть «два свыше десяти». В этом сочетании установилось одно ударение на предлоге «на», «слова слились в одно слово». Во втором корне произошли фонетические изменения, которые привели к образованию суффикса «надцать». Так же образовались остальные числительные с этим суффиксом.
3.Самоопределение к деятельности
Беседа
- Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?
- Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались все слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? (Надо их как-то сгруппировать) Но если мы положим на одну «полку» слова молоко и смеяться, а на другую – по и восемь, будет ли порядок? (нет)
- Что же делать?(Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова с одинаковыми признаками).
Работа в группах
- Предлагаю работу в группах.
- Рассмотрите схему у вас на партах.
- По какому признаку можно сгруппировать все слова русского языка? (По частям речи)
- Дополните свои схемы.
- Помните о правилах работы в группе ( вывесить на доску)
(работают в группах, взаимопроверка, схемы вывешиваются на доске)
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (вспомнить, какие части речи знаем)
Можно использовать опорные слова на доске
Мы вспомним…
Мы научимся…
- Вспомните, что вы знаете по этой теме.
- Хотите получить новые знания?
- Итак, тема нашего урока … (дать возможность самостоятельно назвать тему)
«Части речи. Морфологические признаки частей речи»
Объяснить, что значит «Морфологические признаки» (от слова «морфология») - это признаки характерные для определенной части речи. Иными словами, это признаки, по которым мы различаем части речи.
4.Изучение нового материала
Чтение стихотворения:
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
- Названия каких частей речи прозвучало в этом стихотворении?
- Какие еще части речи вы знаете?
Работа в группах (две группы)
Часть речи | Имеет ли лексическое значение | Изменяемая или неизменяемая часть речи | Является ли членом предложения |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Вклеиваются карточки со словами
- Сделайте вывод по проделанной работе:
- Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, являются изменяемой частью речи, являются каким-либо членом предложения.
- Служебные части речи не имеют лексического значения, являются неизменяемой частью речи, не являются членами предложения.
- Для чего же нужны в предложении служебные части речи? (в предложении служат для связи слов в предложении).
В оценочный лист по 1 баллу
5.Физкультминутка
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Работа по учебнику
С.67 упражнение 111 (по заданию упражнения, выполняют с комментирование)
7.Закрепление
Фронтальная работа
Таблица с. 68
- Пользуясь таблицей, составьте рассказ о части речи (желающие учащиеся)
Письмо под диктовку
1.Доброе дело два века живет.
2. Белое покрывало снегом землю покрывало.
- Определите части речи в предложениях.
Проверка по образцу.(оценочный лист: 1б. за орфографию + 1б. за задание, 0б. если выполнено с ошибками)
Самостоятельная работа
Упражнение 112 с.67 (коллективная проверка, самооценка – 2б. без ошибок, 1б. за 1-2 ошибки, 0б. более 2-х ошибок)
8.Рефлексия учебной деятельности
Работа на карточках
Сильные уч-ся
1. Укажите части речи выделенных слов.
В полях, некошеных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
Слабые уч-ся
2.Указать части речи.
Берёзки надели золотые платья.
Взаимопроверка, 2б. в оценочный лист, если без ошибок, 0б. если с ошибками.
Самооценка с помощью оценочного листа + комментарий учителя.
9 баллов – «5»
7-8 баллов – «4»
5-6 баллов – «3»
Менее 5 баллов – надо ещё работать
9.Итоги урока
- Что нового узнали на уроке?
–На какие две большие группы можно разделить слова русского языка?
–Какую роль в языке выполняют служебные части речи?
- Всё ли у вас получилось?
10.Домашнее задание
С.68 – таблица (повторить), упр.114 (указать части речи)
Оценочный лист __________________________________________(ф.и.)
Вид деятельности | Колличество баллов |
Словарная работа | |
Составление таблицы | |
Письмо под диктовку | |
Самостоятельная работа(упр.112, с.67) | |
Карточки | |
Итого баллов: | |
Оценочный лист __________________________________________(ф.и.)
Вид деятельности | Колличество баллов |
Словарная работа | |
Составление таблицы | |
Письмо под диктовку | |
Самостоятельная работа(упр.112, с.67) | |
Карточки | |
Итого баллов: | |
Оценочный лист __________________________________________(ф.и.)
Вид деятельности | Колличество баллов |
Словарная работа | |
Составление таблицы | |
Письмо под диктовку | |
Самостоятельная работа(упр.112, с.67) | |
Карточки | |
Итого баллов: | |
Оценочный лист __________________________________________(ф.и.)
Вид деятельности | Колличество баллов |
Словарная работа | |
Составление таблицы | |
Письмо под диктовку | |
Самостоятельная работа(упр.112, с.67) | |
Карточки | |
Итого баллов: | |
Оценочный лист __________________________________________(ф.и.)
Вид деятельности | Колличество баллов |
Словарная работа | |
Составление таблицы | |
Письмо под диктовку | |
Самостоятельная работа(упр.112, с.67) | |
Карточки | |
Итого баллов: | |
1. Укажите части речи выделенных слов. В полях, некошеных косой, Всё утро дождик шёл косой. | 2.Указать части речи. Берёзки надели золотые платья. |
1. Укажите части речи выделенных слов. В полях, некошеных косой, Всё утро дождик шёл косой. | 2.Указать части речи. Берёзки надели золотые платья. |
1. Укажите части речи выделенных слов. В полях, некошеных косой, Всё утро дождик шёл косой. | 2.Указать части речи. Берёзки надели золотые платья. |
1. Укажите части речи выделенных слов. В полях, некошеных косой, Всё утро дождик шёл косой. | 2.Указать части речи. Берёзки надели золотые платья. |
1. Укажите части речи выделенных слов. В полях, некошеных косой, Всё утро дождик шёл косой. | 2.Указать части речи. Берёзки надели золотые платья. |
1. Укажите части речи выделенных слов. В полях, некошеных косой, Всё утро дождик шёл косой. | 2.Указать части речи. Берёзки надели золотые платья. |
1. Укажите части речи выделенных слов. В полях, некошеных косой, Всё утро дождик шёл косой. | 2.Указать части речи. Берёзки надели золотые платья. |
1. Укажите части речи выделенных слов. В полях, некошеных косой, Всё утро дождик шёл косой. | 2.Указать части речи. Берёзки надели золотые платья. |