СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 4 класс: "Текст и его план"

Тема: Текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 4 класс: "Текст и его план"»

Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК "Школа России", ФГОС 3.0)

Тема: Текст и его план.
Тип урока: Урок открытия нового знания и первичного закрепления.
Время: 45 минут.
Цель: Формирование умения определять тему, основную мысль текста и структурировать его содержание с помощью плана.
Планируемые результаты:

  • Предметные:

    • Знать признаки текста (единство темы, основная мысль, связь предложений).

    • Уметь определять тему и основную мысль текста.

    • Уметь выделять части текста (вступление, основная часть, заключение).

    • Уметь составлять простой план текста.

    • Уметь списывать текст без ошибок, находить изученные орфограммы.

  • Метапредметные:

    • Познавательные УУД: Анализировать текст, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи (между частями притчи), структурировать информацию (план), моделировать (составление диалога).

    • Регулятивные УУД: Ставить учебную задачу, планировать действия, осуществлять самоконтроль (при списывании), оценивать результат.

    • Коммуникативные УУД: Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, сотрудничать в паре/группе, строить монологическое высказывание (пересказ по плану), строить диалог.

  • Личностные:

    • Формирование ценностного отношения к родной природе (берёза), Родине (Россия), семье и согласию (притча).

    • Осознание важности взаимопонимания и вежливого общения.

    • Развитие внимания к слову и тексту как носителям смысла.

Оборудование: Учебник "Русский язык. 4 класс" (УМК "Школа России"), рабочие тетради, проектор/интерактивная доска/карточки с текстами (Б. Александров, Е. Синицын, Л. Толстой), карточки с алгоритмом определения темы/основной мысли, иллюстрации для упр. 8 (или описание ситуаций), карточки с "волшебными словами" (из упр. 4, с. 7).


Ход урока:

I. Организационный момент. Мотивация. (1 мин)

Приветствие. Создание рабочей атмосферы.

Введение в тему: "Ребята, сегодня мы будем настоящими исследователями текстов! Научимся видеть их главную идею, разбирать на части и создавать по ним чёткий план. А помогут нам прекрасные слова о природе, Родине и мудрые советы."

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (4 мин)

Вспоминаем: "Что такое текст?" (Несколько предложений, связанных по смыслу и объединенных общей темой. Устное повторение правила из упр. 5).

Проблема: "Легко ли понять, о чём текст? Как выделить самое главное? Как запомнить или пересказать большой текст?"

Целеполагание: "Сегодня мы научимся определять тему и основную мысль текста, видеть его части и составлять план – наш помощник для понимания и пересказа."

III. Открытие нового знания. (25 мин)

1. Работа с текстом Б. Александрова "Ни в одной стране..." (Упр. 5) (7 мин)

Чтение текста (учитель или хорошо читающий ученик).

Анализ:

Докажите, что это текст? (Предложения связаны по смыслу: все о берёзе в России).

Тема? (Берёза в России / Любовь русского человека к берёзе).

Основная мысль? (Берёза мила русскому человеку за красоту и пользу, она часть культуры).

Списывание: Учащиеся списывают текст в тетрадь.

Самопроверка/Взаимопроверка: По образцу на доске.

Работа с орфограммами: Учитель просит назвать и подчеркнуть орфограммы в выделенных словах (если выделены, например: мИла - проверяемая безударная гласная в корне (милый), в чЕсть - Ь как показатель мягкости, разделительный Ь отсутствует).

2. Работа со стихотворением Е. Синицына "Берегите Россию..." (Упр. 6) (5 мин)

Выразительное чтение учителем.

Анализ:

Тема? (Россия).

Основная мысль? (Призыв беречь уникальную, единственную Родину, её просторы, мир, природу и родной дом).

Списывание: Учащиеся списывают стихотворение (или его часть) в тетрадь.

Самопроверка.

3. Работа с притчей Л. Толстого "Отец и сыновья" (Упр. 7) (13 мин)

Чтение текста (по ролям: Отец, Сыновья, Автор; или учитель).

Анализ:

Тема? (Согласие в семье / Сила единства).

Основная мысль? (Если жить в согласии и единстве, вас никто не одолеет; ссоры и разобщённость ведут к гибели).

Заголовок: тема или основная мысль? (Тему: кто герои).

Почему выделены 3 части? О чём в каждой?

Вступление (1-2 предл.): Проблема – отец призывает к согласию, сыновья не слушаются.

Основная часть (3-5 предл.): Опыт отца – сломать веник целиком не смогли, прутья поодиночке сломали легко.

Заключение (6 предл.): Поучение отца – сила в единстве, слабость в разобщённости.

Составление плана (Коллективно):

      1. Непослушные сыновья. (Вступление)

      2. Урок отца с веником. (Основная часть)

      3. Сила согласия. (Заключение)
        Учащиеся записывают план в тетрадь.

Устный пересказ по плану: 1-2 ученика кратко передают содержание каждой части (по 1-2 предложения на часть).

IV. Первичное закрепление. Творческое применение. (10 мин)

Работа по упр. 8 (Составление текста с диалогом):

Обсуждение: Учитель описывает ситуации по рисункам (или предлагает универсальные: "В автобусе", "В очереди", "Помощь пожилому человеку", "Встреча друзей"). Учащиеся вспоминают, наблюдали ли подобное.

Задание: "Выберите ОДНУ ситуацию. Составьте короткий текст (3-4 предл.), который включает диалог героев. Используйте 'волшебные слова' из упр. 4 (с.7). Подумайте, с какой целью вы их используете (поприветствовать, поблагодарить, извиниться, попросить, попрощаться)."

Самостоятельная работа (письменно в тетради) (5 мин).

Представление работ (2-3 ученика): Зачитывают текст, называют использованные "волшебные слова" и цель их использования (напр., "Я употребил 'извините, пожалуйста', чтобы попросить прощения за то, что нечаянно толкнул человека").

Коллективное обсуждение: Уместность и вежливость диалогов.

V. Рефлексия. Итог урока. (4 мин)

Возвращение к цели: "Чему мы научились сегодня?" (Определять тему и основную мысль текста, выделять части текста, составлять план, использовать вежливые слова в диалоге).

Рефлексивные вопросы:

"Какой признак текста является самым важным? (Единство темы)"

"Чем тема отличается от основной мысли?" (Тема - о чём текст, основная мысль - что главное хотел сказать автор).

"Зачем нужен план текста?" (Помогает понять структуру, запомнить, пересказать, подготовиться к изложению).

"Почему 'волшебные слова' важны в диалоге?" (Делают общение вежливым, доброжелательным, помогают избежать конфликтов).

Итог учителя: "Сегодня мы убедились, что каждый текст – это единство темы и мысли. Умение видеть это единство, разбирать текст на смысловые части и составлять план – ключ к пониманию любого текста. А вежливые слова – ключ к доброму общению. Молодцы!"

Оценивание: Краткий комментарий о работе класса и отдельных учеников.

VI. Домашнее задание. (1 мин)

  1. Обязательное: Выучить составленный в классе план притчи Л. Толстого "Отец и сыновья". Подготовить устный пересказ притчи по плану.

  2. На выбор:

1 вариант: Составить план текста о берёзе (Б. Александров).

2 вариант: Нарисовать иллюстрацию к притче Л. Толстого, отражающую её основную мысль.

Примечания (для учителя):

Тайминг: Строго соблюдать время! Использовать таймер. Готовые тексты на доске/экране.

Дифференциация:

Сильные: Составить развернутый план притчи (с подпунктами). Предложить сформулировать основную мысль стихотворения своими словами. Написать более развернутый диалог с использованием нескольких "волшебных слов".

Нуждающиеся в поддержке: Работа с опорными схемами ("Тема текста - это...", "Основная мысль - это..."). Предложить готовые варианты заголовков для плана притчи на выбор. Использовать шаблон для диалога. Списывать текст с доски.

Инклюзия (для детей с ОВЗ):

Предоставить карточки с алгоритмом: "Чтобы найти тему, задай вопрос: О ком? О чём говорится в тексте?"; "Чтобы найти основную мысль, задай вопрос: Что главное хотел сказать автор?".

Упрощённые формулировки вопросов.

Устные ответы вместо письменных там, где возможно (анализ текстов).

Возможность выбрать и выписать только ключевые слова из плана.

Для диалога: выбрать из предложенных реплик с "волшебными словами".

Помощь ассистента/тьютора.

ФГОС 3.0: Деятельностный подход (анализ, составление плана, создание текста). Формирование УУД (анализ, структурирование, коммуникация, самоконтроль). Личностные результаты (отношение к Родине, природе, семье, культура общения). Связь с жизнью (ситуации общения).

УМК "Школа России": Урок соответствует тематике раздела о тексте, опирается на материал учебника, развивает речевые умения и мышление.