определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, при работе с текстами;
развитие орфографической зоркости.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | Прозвенел у нас звонок, начинается урок. Давайте прочитаем девиз нашего урока « Мало уметь читать – надо уметь думать». Этим мы и будем сейчас заниматься. | |
Актуализация знаний | 1. Чистописание 2. Словарная работа Ребята, отгадайте, какие слова зашифрованы в ребусах. Отгадки запишите в тетради, выделите орфограммы и ударения в словах. - Ребята, какие слова были зашифрованы? - Что общего в этих словах? - Умнички, а теперь, дети, проверьте, опираясь на записанные слова на откидной доске, правильно ли вы написали эти слова. - Поднимите руку те, кто безошибочно написал слова, молодцы! А кто допустил ошибки, потренируйтесь в написании словарных слов. | Дети самостоятельно прописывают элементы букв и буквосочетания в тетрадях прописанные учителем. Один ученик слова записывает на откидной доске, отмечая орфограммы и ударения, учитель проверяет написание слов. Это словарные слова. |
Открытие новых знаний Постановка проблемы | -Ребята, а чем ещё похожи эти слова? - Верно, мы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня сделаем ещё одно открытие, расширим наши знания об имени существительном. - Прочитайте предложение Книги учат нас смелости_и дружбе. (написано на доске) - Определите у существительных род, падеж, число. - Ребята, как вы думаете, почему в одном и том же падеже, роде и числе окончания разные? - От чего же зависит правописание гласной в окончании? | - Эти слова одной части речи – существительные. |
Решение проблемы. Объяснение нового материала | 1) Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование. Предлагаю провести свои наблюдения сразу трём группам лингвистов. На каждом ряду мы организуем группу. 2) Работа в группах (работа по упражнению 153, страница 89). 1. Просклоняйте имена существительные 2. Выделите окончания 3. Определите род имен существительных - Сравните окончания имен существительных. - В чем сходство, в чем различие. 1 группа Склоняют существительные ЛИСА, СЕСТРА, ПАПА - Проверка по эталону. - Какого рода существительное вам досталось? - Какие окончания они имеют в И.п. - Вы сравнили окончания в различных падежах? Что заметили? - Какой же вывод мы можем сделать? 2 группа Склоняют существительные ГНЕЗДО, СТОЛ, ОКНО 3 группа Склоняют существительные СТЕПЬ, РОЖЬ, ГЛУШЬ - Сколько же в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания? На доске получилась таблица. Дети читают вывод по учебнику. - Вернёмся к предложению на доске. Почему же существительные (смелости, дружбе) имеют разные окончания? | Существительные в мужском и женском роде. Окончания -а, -я. - У этих существительных в различных падежах одинаковые окончания. Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. - Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах - Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием имеют однотипные падежные окончания. - 3 группы. - Дети делают вывод. - Они относятся к разным склонениям. |
Физкультминутка | Игра “Доскажи словечко». Если существительное 1 скл. – 1 хлопок. Если существительное 2 скл. – 2 притопа. Если существительное 3 скл. – 3 приседания. Что за странная зверюшка? Щёлкает орехи мелко, Ну, конечно, это (белка) 1-хлопок Взять домой не захотят. Ей не скажешь: кошка, брысь! Потому что это (рысь)- 3 – 3 приседания Свернётся он – колкий, Рукой не возьмёшь, Кто это? (ёж)- 2- 2 притопа Ох, и злющее оно. Тем , кто в речку угодил, Нос откусит ( крокодил) -2 -2 притопа Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это? (цапля)1-1хлопок Ушки и копытца, Прокачу того игриво, Кто не побоится! (лошадь) 3- 3 притопа | |
Закрепление нового материала | 1) Работа по таблице 2) Если существительное относится ко 2 склонению, может ли оно перейти в 1 или 3 склонение? Почему? Склонение – это постоянный или непостоянный признак? - Что нужно делать, чтобы определить к какому склонению относится существительное? - Проверьте, правильно ли вы перечислили этапы определения склонения существительного: (слайд) Алгоритм: Определить род. Выделить окончание. По роду и окончанию определить склонение - Чтение памятки. - А, теперь, ребята, проверим как вы усвоили новую тему. - Запишите, пользуясь алгоритмом слова под диктовку в 3 столбика по склонениям, наверху существительных указывайте род, выделяйте окончание Миша, село, радость, семья, гений, собрание, мысль, рожь, дядя, дочь, лекция, гвоздь -Проверьте работу в парах по образцу. Взаимопроверка по слайду. Работа в паре - Запишите по 3 слова каждого склонения. - Прочитайте слова 1склонения, 2 склонения, 3 склонения. | - Склонение не может перейти из одного склонения в другое. - Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, склонение постоянный морфологический признак. - Нужно определить род и окончание существительного в начальной форме. - ученики обмениваются тетрадями, проверяют одноклассника. |
Итог урока | – Что изучали на уроке? Сколько типов склонения знаете? - Какие существительные относятся к 1 склонению, 2склонению, 3 склонению? - Как определить склонение существительного? | |
Рефлексия | Ребята, вы сегодня хорошо поработали. На ваших столах лежат смайлики, если вы считаете, что: - урок был интересными и вы справились с заданиями, то поднимите весёлый смайлик; - если вам на уроке было интересно, но у вас были затруднения, то задумчивый смайлик; - если на урокевам было трудно выполнять задания, и вы не довольны своей работой, то грустный смайлик. Домашнее задание. | |