СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка. 4 класс. Три склонения имени существительного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Три склонения имен существительных» Тип урока и его структура: урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.

  1. Место урока в программе: первый урок в теме «Три склонения имен существительных». Материал урока связан с предыдущей темой «Изменение имен существительных по падежам» и работает на следующую тему:  «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
  2. При планировании были учтены психофизические особенности обучающихся класса. Задания для закрепления нового материала носили дифференцированный характер.
  3. Цель урока: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонением.
  4. Задачи:
  5.  

-создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.

-формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

  1. В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала формировать следующие УУД:

Личностные УУД:

 формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

 Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;  сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;  адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

формулировать собственное мнение.

  1. Ожидаемые результаты:Ученики научатся  определять тип склонения имён существительных.
  2. Тип урока- урок открытия нового знания.
  3. Методы и формы работы:

Использовались следующие формы работы: коллективная, индивидуально-дифференцированная, самостоятельная, парная при взаимопроверке.

Методы: проблемно-поисковый, словесные, наглядные (опоры, презентация, таблица, карточки орфограмм), обратная связь (веер).

А) Методы организации и осуществления  учебной  – познавательной деятельности учащихся: а ) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, объяснение); б ) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации , демонстрация презентации обучающего курса). в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем  Б) Методы стимулирования и мотивации учащихся:  а ) эмоциональные (поощрения, похвала, создание   ситуации успеха для каждого ребёнка);  в ) волевые ( предъявление учебных требований);

г ) социальные (демонстрация работы учащихся).  В)  Методы контроля и самоконтроля:   рефлексия, контроль в паре.

 

Для здоровьесбережения использовалась музыкальная физминутка для глаз, упражнение на расслабление зрения, яркая наглядность.

  1. Оборудование:

таблица «Три склонения существительных», карточки с символами орфограмм,

карточки с заданиями,  мультимедийный проектор,  экран,  ноутбук,  сканер, учебник,  тетрадь, карточки-знаки, веер склонений.

  1. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.
  2. Проведённый урок достиг заявленной цели и поставленных задач.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка. 4 класс. Три склонения имени существительного.»

Технологическая карта урока.

  1. Ф. И. О. учителя Задубровская Елена Владимировна

  2. Класс: 4 Дата: 22 апреля 2015 год Предмет: русский язык

  3. Тема урока: Три склонения имен существительных.

  4. Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

  5. Задачи: обучающие: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду; развивающие: развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывающие: воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

  6. Тип урока: Ознакомление с новым материалом

  7. Оборудование:  презентация к уроку,  карточки.

Этап урока

Время

(мин)

Ход урока

Формирование УУД

Примечание слайды

1.Организационный момент.

1

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Задубровская Елена Владимировна. Сегодня урок русского языка у Вас проведу я.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки мне. Настройтесь на работу.

Личностные УУД:

мотивационная основа учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

принимать учебную ситуацию

Познавательные УУД:

желать включиться в учебный процесс по предмету.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию


2. Минутка чистописания.

3

- Запишите число, классная работа. Не забудьте про правила посадки при письме:

Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою,
Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Чтоб в тетради был порядок,
и буквы все дружили в ней,
объявляется минутка чистописания.

На слайде записаны слова:

МАТЬ

МОЛОТ

СЕСТРА

ЩЕНЯТА

ДОЧЬ

ЖЕНА

- Назовите слова, в которых есть мягкие согласные звуки (МАТЬ, СЕСТРА, ДОЧЬ, ЩЕНЯТА).

-Найдите среди них трёхсложноеслово (ЩЕНЯТА).

- В этом слове назовите буквы, обозначающие мягкие согласные звуки (НЩ).

- Запишите эти буквосочетания.

- Не забудьте про правила посадки за партой при письме.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.


Слайд № 1

3. Словарная работа.

4

-Переходим к повторению словарных слов. Фотодиктант.

Взаимопроверка.

"5" - нет ошибок

"4" - 1 ошибка

"3" - 2 ошибки

"2" - 3 и более ошибок

 - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой?

-Молодцы. Продолжаем.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с соседом;

умение находить и исправлять ошибки в работе соседа; умения оценивать полученные результаты с поставленной задачей;

определять успехи и трудности.


Слайд № 5.

4. Актуализация знаний.

7

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Приведите примеры одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

- Приведите примеры имён существительных мужского рода, женского рода и среднего рода.

- Почему одушевленность, неодушевленность и род, постоянные признаки имени существительного?

- Приведите примеры изменения имён существительных по числам.

- Какими членами предложения бывают имена существительные?

- Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонением)

- Какая часть слова изменяется при изменении по падежам?

- Сколько падежей в русском языке?

- Спасибо. Молодцы.

Познавательные УУД:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.



5. Постановка проблемной ситуации.

2

-Переходим к следующему этапу урока. Прочитайте предложение.

Старая женщина волновалась о дочери и сестре.

– Найдите однородные члены в этом предложении.

- Назовите, к какой части речи они являются?

- Определите род, падеж?

-Выделите в них окончания.

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

-Какие у вас есть  предположения, гипотезы?

- Вижу, затрудняетесь.

- Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Слайд № 6.

6. Открытие новых знаний.

5

- Сейчас мы проведём с Вами исследовательскую работу. А результаты исследования будем заносить в таблицу (карточка № 1).

- На доске записаны слова (Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь).. Прочитайте их.

- Что общего? (Существительные в единственном числе, в именительном падеже).

- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания (по ходу работы заполняется карточка и таблица на доске):

- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

(Вода, земля)

- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я. (Юра, Витя)

- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. (Стол, конь)

- Выделите в них окончания.

- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. (Окно, море)

- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов? (Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

 Карточка № 1

Сущ.

ж. р.

Сущ.

м. р.

Сущ.

м. р.

Сущ.

ср. р.

Сущ.

ж. р.

Вода

Юра

Конь

Окно

Степь

Земля

Витя

Стол

Море

Дочь




- По каким признакам мы сгруппировали существительные? (По роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.



  1. Формулировка темы урока.

1

- Сформулируйте тему урока. (Склонение имён существительных).

- Сегодня мы с вами научимся  определять склонения имен существительных. 



  1. Работа по новой теме.

3

И последний этап нашего исследования – составим памятку.

Как определяем тип склонения?

АЛГОРИТМ

  1. часть речи

  2. выделяем окончание

  3. определяем род

  4. определяем склонение

Чтоб склонения вы знали,

Я семью вам покажу:

Первое склонение, поверьте,

ПапА, мамА, дядЯ, тётЯ, а не дети.

А второе – это сын,

Сын, да только не один,

Солнце в пару с ним.

Ну а третье – это дочь,

Будешь помнить день и ночь.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



  1. Физминутка.

2

-А сейчас попробуем устно определить склонение имён существительных. Не забываем пользоваться памяткой.

-Если Вы услышали сущ. 1-го скл. Вы должны присесть, если 2 скл. – наклониться вперед, 3 скл. -должны потянуться.

Рыбка, нос, мышь, слон, сумка, печь, деревня, село, рожь, камыш, речь, книга.

-Молодцы. Вы справились.



  1. Развитие умений.

9

- Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал (карточка № 2). Прочитайте задания на карточках. Начинайте выполнять задание

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Дупло, ночь, море, родник, поляна, дядя помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, дочь, картофель, степь, автомобиль, лошадь, конь, день, лень.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, торжество, везение, чародей.

Самопроверка. 

- Проверьте себя. Если есть ошибки, аккуратно исправьте. (Проверяем, комментируя с места).

- Кто доволен своей работой? 

- Молодцы!


Личностные результаты

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



  1. Домашнее задание.

1

Выучить таблицу – опору.

Подберите по три слова к каждому склонению на тему: «Тела природы».




  1. Итог урока.

2

- Итак, с каким законом русского языка мы познакомились?

Подведем итог.

- Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать?

- Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное?

Оцените себя.

У каждого на парте есть кружки разного цвета. Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите зеленый цвет. Кому нужно немного доработать выберите желтый цвет. Прикрепите кружки магнитами на доску.

- Молодцы, я вижу, что урок вам понравился.

Оценивание обучающихся.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!