Урок по русскому языку на тему: "Три типа склонения имен существительных в единственном числе"
Цели:
1. Дать понятие о трех типах склонения имен существительных и ознакомить с распознаванием типа склонения по окончанию в начальной форме и по роду.
2. Развивать у детей умения сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно различать слова.
3. Воспитывать любовь к русскому языку.
Форма проведения урока – редакционный совет
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заготовленные дифференцированные задания, листочки со словами, магнитофон, фонограмма.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас очень необычный и интересный урок. Наш класс на 1 урок превратится в редакцию газеты.
- Кто знает, люди каких профессий работают в редакции?
(редактор, журналисты, корреспонденты, наборщики и т.д.)
-Правильно, сегодня наш урок будет проходить в форме заседания редакционного совета. Работать будем в группах отделах:
II. Новая тема.
Посмотрите на доску. Перед вами план работы нашего совета. Но сначала нам предстоит узнать главную тему дня, что самое главное происходит в окружающем мире.
- А помогут вам это узнать слова, написанные на доске. Прочитайте их.
(1 слайд)
- Что вы можете сказать о словах?
(I – вариант: все эти слова о семье, II – вариант: все слова - существительные)
- С чем это связано? Почему эти слова являются важными на сегодняшний день?
(потому что в России – 2008 год объявлен годом семьи, а для нашего класса слова важны, потому что мы сейчас изучаем имя существительное.)
- Молодцы!
- Давайте расскажем все, что мы знаем об имени существительном.
- Что скажет отдел редколлегии? Отдел писем? Ит.д.
(2 слайд)
- Правильно! Но от проверенных источников поступила информация, что существуют еще нераскрытые нам тайны имени существительного. Чтобы раскрыть их нужно провести журналистское расследование.
- Согласны?
- Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти существительные?
(3 слайд)
- А как еще можно разделить существительные?
- Сейчас каждому отделу я раздам листочки с существительными. Письменно просклоняйте эти существительные по падежам, выделите окончания и обсудите, на какие группы их можно разделить. Обоснуйте свой ответ.
(работа в отделах-группах)
Давайте продолжим нашу аналитическую деятельность всем редакционным отделом вместе. Предоставляем слово отделу … .
(Выступления отделов)
- Почему вы разделили существительные в … группы. По какому признаку?
(Дети должны прийти к выводу, что у некоторых существительных окончания похожи. Признаком деления существительных на группы должно быть схожесть окончаний).
- Давайте проверим себя. Посмотрите на доску. У существительных, какого рода окончания схожи?
(муж и жен рода, сред и муж рода, жен рода с нулев. окончанием)
- Сколько у нас получилось групп, отличающихся склонением? (3 группы)
- Так, что нового мы сегодня выявили об имени существительном?
(Существительное имеет 3 склонения)
- Какие существительные относятся к I склонению? II-му? III –му ?
- Давайте сделаем вывод.
(4 слайд)
III. Закрепление.
Редакторы.
- Отдел новостей принесли заметку, написанную нашей местной газетой «Энсиэли».
(все отделы получают заметку газеты «Энсиэли»)
Прочитайте ее и выпишите из нее:
отдел редколлегии – существительные I склонения,
отдел новостей –II склонения,
отдел писем – III склонения.
4)Музыкальная физминутка.
5)Корректоры.
- А сейчас мы станем корректорами. Посмотрите на доску, прочитайте слова. Найдите допущенные ошибки и скорректируйте их.
(5 слайд)
- Проверим себя.. Посмотрите на следующий слайд
6) Занимательное задание.
(дифференцированное задание: 1-е задание – для сильных учеников)
Отдел писем хочет зачитать письмо, которое пришло к ним в отдел.
(чтение)
Самостоятельная работа.
- Давайте проверим.
IV. Итог урока.
- Итак, что явилось новостью этого дня?
(слайд)
- Сколько склонений имеет существительное?
- Какие существительные относятся к I склонению? А ко II-му? К III –му?
V. Домашнее задание.
- Напишите заметку в газету о своей семье.