2. | Актуализация опорных знаний. | -Ребята, открываем тетради, записываем число. Сегодня у нас 11 апреля (на доске записано число и классная работа). Орфографическая минутка: -Ребята, посмотрите на слова, которые записаны на доске: Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис. -Прочитайте названия спортивных игр. -Давайте расположим их в алфавитном порядке. -А прежде чем мы это сделаем, давайте вспомним алфавит. -Кто нам расскажет? -Записываем слова уже в алфавитном порядке. -Прежде чем нам начать новую тему. давайте с вами вспомним. -Какую тему мы изучали с вами на протяжении нескольких уроков? -Вспомните, что такое местоимение? -Какие местоимения мы с вами знаем? -Для чего нам нужны местоимения? На доске запись. Повествование, описание, рассуждение. -Прочитайте слова. -Что это? -С какими из них вы уже знакомы? -Давайте вспомним, что такое текст - повествование? -А теперь что же такое текст-описание? -Какой тип текста у нас остался? | Открывают тетради, записывают число. Выполняют орфографическую минутку. Читают. Баскетбол, волейбол, городки, лапта, теннис, футбол, хоккей. Вспоминают, составляют слова в алфавитном порядке. Записывают слова в тетради. Местоимение. Местоимение- это часть речи. Местоимения не называют предметы, а только указывают на них. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Для того, чтобы заменять повторяющиеся слова в рядом стоящих предложениях. Читают запись. Это типы текста. Повествование и описание. Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось и что произошло? Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой, какая, какое, какие? Рассуждение. | Коммуникативные: умение слушать. Познавательные: осуществлять запись выборочной информации. Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать, корректировать правильность выполнения действия. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4. | Проблемное объяснение нового знания. | Стр.105 упр. 180 -Прочитайте рассказ О. Карлович о птице сове. -Определите главную мысль текста. -В каком предложении она выражена? -Определите значение слова уникальная по толковому словарю учебника. -Какие доказательства приводит автор для подтверждения главной мысли? -Прочитайте их. -В каком предложении дан вывод и авторская оценка птице? -Какой вопрос можно задать к данному тексту? -Подготовьтесь устно передать содержание текста. Обратите внимание. -Вы прочитали текст-рассуждение. В тексте- рассуждении можно выделить три части: - в первой части высказывается мысль, которая требует объяснения, доказательства. - вторая часть- это само объяснение, доказательство. -третья часть - это вывод. К тексту- рассуждению можно поставить вопрос почему? -Давайте найдём все три части в нашем тексте-рассуждении. | Выполняют упр.180 Читают рассказ. Главная мысль текста: Сова- действительно уникальная птица. В первом предложении. Уникальный- единственный в своём роде, неповторимый. Уникальная находка. Доказательство- это второй абзац. В последнем. В общем, не птица, а чудо. Почему? Устно пересказывают. Слушают, запоминают. читают. 1 часть- первое предложение. 2 часть- выборочно из 2 абзаца. 3 часть-последнее предложение. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Стр. 106 упр.181 -Прочитайте. -С какого слова начинается каждый вопрос? -Какое слово вы употребите, отвечая на эти вопросы? -Теперь прочитаем каждый вопрос и ответим на него. -При ответе используйте слова потому что или так как. Так мы составим текст-рассуждение. 1. Почему слово Москва надо писать с заглавной буквы? 2.Почему растение подорожник так названо? 3. Почему слова он и пенал - это разные части речи? 4. Почему на конце слова мороз надо писать букву "зэ"? Обратите внимание. Потому что и так как пишутся раздельно, в два слова. -Это два новых словарных слова, ребята. -Поэтому откройте свои словарики и запишите эти два слова. -А теперь давайте составим предложения с этими словами и запишем их. | Выполняют упр. 181 Почему? Потому что, так как. Читают, отвечают. Потому что слово Москва это имя собственное. Название города. Потому что растёт у дорог. По дороге. Так как он - это местоимение. Отвечает на вопрос кто? А пенал- это существительное. Отвечает на вопрос что? Так как проверочное слово морозы. Слушают. запоминают. Записывают словарные слова в словарик. Составляют предложения, записывают в тетрадь. | Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, анализ, синтез. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -Прочитайте предложения и найдите текст-рассуждение. 1. Куница- зверёк хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, она хорошо лазает по деревьям, отлично бегает по земле. -Какой это текст? 2. Ещё зимой в трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, с рукавичку, и мать ещё в берлоге кормит их молоком. -Какой это текст? 3.Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему? Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много - вот мы и слышим треск. -Какой это текст? -Найдём три части в этом тексте. | Читают. Текст-описание. Здесь описан внешний вид, особенности поведения животного. В тексте много прилагательных. К этому тексту можно поставить вопрос какой предмет?. Текст-повествование. Рассказывается о событиях и действиях К этому тексту можно поставить вопрос что произошло?. Это текст-рассуждение. Объяснение какого- либо явления. Рассуждение - это объяснение какого-либо явления. Можно задать вопрос почему?. 1 часть. Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему? 2 часть. Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. 3 часть. А так как ломается их сразу очень много - вот мы и слышим треск. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, анализ. |
8. | Итоги урока. Рефлексия. | -Вот наш урок и подходит к концу. -Как называлась тема нашего урока? -Какие три части можно выделить в тексте- рассуждении? -Ребята, сейчас оцените свою работу на уроке. -Если вы поработали очень хорошо, то поднимите правую и левую руку. если хорошо, но нужно ещё поработать над ошибками, то одну руку. -Урок окончен, спасибо за работу. | Текст- рассуждение. В тексте- рассуждении можно выделить три части: - в первой части высказывается мысль, которая требует объяснения, доказательства. - вторая часть- это само объяснение, доказательство. -третья часть - это вывод. К тексту- рассуждению можно поставить вопрос почему? Оценивают свою работу на уроке. | Познавательные: осуществлять обобщение. Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |