СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка. 5 класс. "ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ". Самоанализ урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  русского языка в 5 классе по темам "Чередование звуков. Беглые гласные". Самоанализ урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка. 5 класс. "ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ". Самоанализ урока»

Конспект урока русского языка в 5 «А» классе

учителя первой квалификационной категории МБОУ «Школа №70»

Коновой Ю.Г.

Тема урока: «Чередование звуков. Беглые гласные».

Тип урока: урок освоения новых знаний

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: репродуктивный, поисковый

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Оборудование: мультимедийный проектор, опорный конспект урока, презентация

Цель урока: формирование понятия о чередовании звуков и беглых гласных в разных частях слова.

Задачи:

1.      Предметная: формирование знаний о беглости гласных как варианте чередования; формирование умения разбирать по составу слова с чередующимися согласными и беглыми гласными; развитие умения подбирать однокоренные слова таким образом, чтобы в них происходило чередование звуков. Развитие орфографической и пунктуационной грамотности.

2.      Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение обосновывать свою точку зрения.

3.      Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность.


Планируемые результаты:

Предметные:

Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать пе­речень чередующихся звуков; знать о чередовании гласных О и Е с нулем звука в одной и той же морфеме. Уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с бег­лыми гласными О и Е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам.

Метапредметные:

(Познавательные УУД) Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

(Коммуникативные УУД) способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; работа в группе, коммуникативно взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания; приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.


Ход урока

Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверка домашнего задания

Актуализация знаний.

Учитель:

- Ребята! Скажите, пожалуйста, как мы называем разбор слова по составу? (Морфемный разбор / анализ)

- Как мы называем значимую часть слова? (Морфема)

- Какой раздел науки о языке изучает морфемный состав слова? (Морфемика)

- Как называется морфема, которая передает грамматическое значение слова? (Окончание)

- В какой морфеме чаще всего заключается лексическое значение слова? (Корень)

- Какая морфема может стоять перед корнем? (Приставка)

- Какая морфема может стоять после корня и перед окончанием? (Суффикс)

Учитель: Хорошо, спасибо! А теперь ответьте, может ли слова иметь такой морфемный состав? (Учитель на доске рисует схемы слов. Если последовательность морфем перепутана, учащиеся располагают морфемы в нужном порядке) Найдите на каждую схему пример из упражнений 417, 418.

Ответы учеников.

Учитель: Замечательно! Мы вспомнили с вами порядок расположения морфем в слове и теперь можем приступить к выполнению следующего задания. Перед вами на доске записаны морфемы. Следуя принципу расположения морфем, составьте фразу из данных частей слова.

Ответы учеников: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Учитель: Прекрасно! У нас получилось высказывание К.Г.Паустовского.


Физкультминутка (Учитель читает предложения. Если предложение сложное, учащиеся должны встать. Если предложение простое, учащиеся продолжают сидеть)


Учитель: Спасибо! Вернемся к высказыванию К.Г.Паустовского? Как вы понимаете его?

Ответы учеников.

Учитель: Любить язык – это значит знать его историю. Без знания истории языка невозможно понять многие закономерности, которые мы выявляем в современном русском языке. Какую закономерность мы можем выявить, говоря об этих однокоренных словах: таскать – тащит, кормить – кормлю, осмотреть – осматривать и т.д.?

Ответы учеников: В данных словах мы наблюдаем чередование согласных и гласных звуков.

Учитель: Давайте запишем с вами следующее: «В русском языке распространено такое явление как чередование гласных и согласных в корне слова. И за каждой парой или тройкой чередующихся звуков стоит длительный процесс языковых перемен. Значение корня при чередовании не меняется».

Учитель: Чередование может происходить в корнях (друг – друзья), суффиксах (дочек – дочка) и приставках (втереть – вотру). Посмотрите на экран, перед вами слова: пень – пня, сынок – сынка. Что произошло в данных словах?

Ответы учеников: Выпал гласный звук.

Учитель: В далекую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ(назывались они ерь и еръ). Они и сейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции. В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук, похожий на очень краткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь. Прошло много лет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, в других заменились гласными О и Е. Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьня получились сон- сна, день- дня.

Беглые гласные – это гласные, которые при изменении формы слова имеют свойство «убегать». И это тоже вид чередования звуков.

Учитель: 1) А сейчас запишите в столбик слова и подберите к ним однокоренные слова таким образом, чтобы происходило чередование согласных звуков в корне.

Проверка задания.

2)Запишите слова в столбик и подберите к ним однокоренные слова таким образом, чтобы гласный звук «убежал».

Проверка задания.

Учитель: Запишите, пожалуйста, домашнее задание: упражнение 431. Спасибо за урок! Вы сегодня хорошо поработали. Оценки за урок получают следующие ученики…











Конова Ю.Г.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №70»



Самоанализ урока русского языка в 5 «Г» классе

Тема урока: «Синтаксис и пунктуация. Повторение».

Тип урока: урок – повторение

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Оборудование: мультимедийный проектор, опорный конспект урока, презентация

Цель урока: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.

Задачи:

1.      Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

2.      Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

3.      Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность.

Планируемые результаты:

- личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять; извлекать нужную информацию.

Структура урока:

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний.

  3. Закрепление изученного материала с проговариванием во внешней речи.

  4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, комментирование.

  5. Письменная самостоятельная работа.

  6. Информация о домашнем задании (комментирование).

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию и представлен по ходу изучения раздела «Синтаксис и пунктуация».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Правильно распределено время на этапы урока, «связки» между этапами логичны. На уроке были использованы следующие формы работы: индивидуальная, коллективная, самостоятельная, самооценка, самопроверка, обобщение, работа с пунктограммами.

Задания были разнообразны и подобраны таким образом, чтобы учащиеся не уставали от монотонной работы.

Для решения познавательных и регулятивных задач поставленных на урок задавала вопросы по обобщению и систематизации имеющейся у ребят информации. Считаю, что подобные вопросы помогают ребятам включиться в работу. На уроке учащиеся активно отвечали на поставленные вопросы, следовательно, они быстро включились в работу.

Каждое задание комментировалось, ответы на них проговаривались.

На всех этапах урока почти все ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. 

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. Теория опиралась и подкреплялась практическими заданиями.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Я считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи. Тип, форма, цель, задачи урока были адекватны теме урока. Уровень самостоятельности учащихся на этапах урока достаточен.

На уроке выполнили большой объём работы. Были соблюдены все структурные элементы урока, физминутка была проведена.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!