СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение ранее изученного о прилагательном, расширение знаний о склонении прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 6 класс "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"»

Тема: «Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода».

Цели:

Образовательные: повторение ранее изученных понятий (имя прилагательное, грамматические признаки имени прилагательного, окончания имен прилагательных мужского и среднего рода), расширение знаний о склонении (изменении по падежам) имен прилагательных.

Коррекционно-развивающие: развитие и коррекция устной монологической речи учащихся, развитие и коррекция мышления учащихся на основе упражнений в распознавании падежа имен прилагательных мужского и среднего рода по вопросу и окончанию.

Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся к родному языку.

Ход урока.

1.Орг. Момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку, на парте должны лежать учебники, тетради, пеналы.

2.Проверка домашнего задания.

3.Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.

Учитель: Давайте вспомним, какую часть речи мы с вами сейчас изучаем? (имя прилагательное).

- Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

- Какие грамматические признаки имени прилагательного мы знаем? (род, число, падеж)

- Как мы можем определить род у имени прилагательного? (по вопросу и по окончанию)

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? (какой?)

- Какие окончания они имеют? (-ый, -ий, -ой)

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода? (какая?)

- Какие окончания они имеют? (-ая, -яя)

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода? (какое?)

- Какие окончания они имеют? (-ое, -ее)

м.р. (какой?) -ый, -ий, -ой

ж.р. (какая?) -ая, -яя

ср. р. (какое?) -ое, -ее


Итак, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (на прошлом уроке мы изучали, как имена прилагательные мужского и среднего рода изменяются по падежам. Подробно изучали имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже).

На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в им.п. (какой?, какое?), в род.п. (какого?), в дат.п. (какому?), в вин.п. (какой?, какое?), в тв.п. (каким?) ?

В каких падежах вопросы мужского и среднего рода совпадают? (род., дат., вин., тв., предл.) В каких различаются? (им., вин.)


4.Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.

Учитель: Итак, на прошлом уроке мы подробно изучали имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Какой падеж идет после творительного? (Мы будем изучать имена прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже)


5.Работа у доски и в тетрадях. Запись предложений под диктовку.

На старшем брате была военная форма. – м. р.

Дети сочинили рассказ о красивом цветке. – ср. р.

Пассажиры плыли на большом пароходе. – м. р.


Особый акцент на предлоги у имен существительных в предложном падеже.


На старшем брате была военная форма. – м. р.

Чтение предложения учителем.

Подсчет слов.

Выделение предлогов и как они пишутся в предложении.

Повтор предложения учеником.

Запись предложения на доске и в тетрадях.


Алгоритм разбора предложений:

Сколько слов в предложении? – 6

О чем говорится в предложении? Это подлежащее.

Форма (что делала?) была (где?) на брате.

Какой предлог у существительного? Подчерки его синим мелом.

Какой падеж у существительного «на брате?»

От слова «на брате» к какому слову будем ставить вопрос?

«На брате» (каком?) старшем.

Какая часть речи «старшем»?

Поставьте ударение в имени прилагательное.

Поставьте крестик над словом «на брате».

Какой падеж у прилагательного?

Почему?

Назовите окончание прилагательного.

Перед какой буквой стоит окончание? Как называются такие звуки? (шипящие)

Подчеркните шипящую Ш.

Выделите окончание в прилагательном.

К какому слову относится прилагательное «старшем»?

Определите род имени существительного, для этого поставьте его в именительный падеж.

Надпишите сверху род имени существительного.

Какой род будет у прилагательного? Почему?

Надпишите сверху род имени прилагательного.

Как в предложении подчеркивается прилагательное?

Подчеркните.

Какой предлог есть у имени существительного? (на)

Какое окончание у прилагательного мужского рода единственного числа в предложном падеже? (-ом)




Дети рассказали разведчикам о чужом человеке.


Сколько слов в предложении? – 6

О чем говорится в предложении? Это подлежащее.

Дети (что делали?) рассказали (о чем?) о человеке.

Какой предлог у существительного? Подчерки его синим мелом.

Какой падеж у существительного «о человеке?»

От слова «о человеке» к какому слову будем ставить вопрос?

«О человеке» (каком?) чужом.

Какая часть речи «чужом»?

Поставьте ударение в имени прилагательном.

Поставьте крестик над словом «о человеке».

Какой падеж у прилагательного?

Почему?

Назовите окончание прилагательного.

Выделите окончание в прилагательном.

Перед какой буквой стоит окончание? Как называются такие звуки? (шипящие)

Подчеркните шипящую Ж.

К какому слову относится прилагательное «чужом»?

Определите род имени существительного, для этого поставьте его в именительный падеж.

Надпишите сверху род имени существительного.

Какой род будет у прилагательного? Почему?

Надпишите сверху род имени прилагательного.

Как в предложении подчеркивается прилагательное?

Подчеркните.

Какой предлог есть у имени существительного? (о)

Какое окончание у прилагательного мужского рода единственного числа в предложном падеже? (-ом)


В чистом поле закружилась вьюга.


Сколько слов в предложении? – 5

О чем говорится в предложении? Это подлежащее.

Вьюга (что сделала?) закружилась (где?) в поле.

Какой предлог у существительного? Подчерки его синим мелом.

Какой падеж у существительного «в поле?»

От слова «на поле» к какому слову будем ставить вопрос?

«В поле» (каком?) чистом.

Какая часть речи «чистом»?

Поставьте ударение в имени прилагательное.

Поставьте крестик над словом «в поле».

Какой падеж у прилагательного?

Почему?

Назовите окончание прилагательного.

Выделите окончание в прилагательном.

К какому слову относится прилагательное «чистом»?

Определите род имени существительного, для этого поставьте его в именительный падеж.

Надпишите сверху род имени существительного.

Какой род будет у прилагательного? Почему?

Надпишите сверху род имени прилагательного.

Как в предложении подчеркивается прилагательное?

Подчеркните.

Какой предлог есть у имени существительного? (на)

Какое окончание у прилагательного среднего рода единственного числа в предложном падеже? (-ом)


6.Обобщение:

В каком падеже стоят имена прилагательные в наших предложениях?

Какие у них окончания?

Какие окончания в безударных окончаниях после шипящих?

Назовите предлоги в этих предложениях.


Вывод из работы над предложениями у доски:

1. Имена прилагательные мужского и среднего рода единственного числа в предложном падеже имеют окончания -ом, -ем.

2. После шипящих в безударном положении пишется окончание –ЕМ.

3. Существительные имеют предлоги в, на, о (об).


Вывешивается таблица-напоминание:


(о, на, в) каком?


-ом -ем


7.Физминутка и гимнастика для глаз.



8.Работа над закреплением материала.

Работа с карточками.


а) Подбери к словосочетаниям нужный предлог (в, на, о) и поставь словосочетание в предложном падеже:

Синее небо, дальнее болото, детский театр, смелый друг.


б) Составьте предложения:

В, солнце, небе, светило, ясном.

Брат, о, рассказал, ущелье, горном.

На, снегу, свежем, следы, виднелись.


(Солнце светило в чистом небе.

Брат рассказал о горном ущелье.

На свежем снегу виднелись следы.)


Запишите составленные предложения (запись по мере составления, диктовка одним из учеников; проверка записанного, выделение окончаний существительных в П.п. и подчеркивание предлогов).


9. Итог, выставление оценок

- С какой частью речи мы сегодня работали?

- Окончания какого падежа изучали?

- Назовите окончания имен прилагательных мужского и среднего рода ед.ч. в П.п.

- Какие окончания у имен прилагательных мужского и среднего рода ед.ч. в П.п в безударном положении после шипящих?


У имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа в предложном падеже после шипящих в безударном положении пишется окончанием –ем.

Существительные имеют предлоги в, на, о (об).


10.Д/З.с.183 правило, с.184, упр.249.