Тема: «Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода».
Цели:
Образовательные: повторение ранее изученных понятий (имя прилагательное, грамматические признаки имени прилагательного, окончания имен прилагательных мужского и среднего рода), расширение знаний о склонении (изменении по падежам) имен прилагательных.
Коррекционно-развивающие: развитие и коррекция устной монологической речи учащихся, развитие и коррекция мышления учащихся на основе упражнений в распознавании падежа имен прилагательных мужского и среднего рода по вопросу и окончанию.
Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся к родному языку.
Ход урока.
1.Орг. Момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку, на парте должны лежать учебники, тетради, пеналы.
2.Проверка домашнего задания.
3.Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.
Учитель: Давайте вспомним, какую часть речи мы с вами сейчас изучаем? (имя прилагательное).
- Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
- Какие грамматические признаки имени прилагательного мы знаем? (род, число, падеж)
- Как мы можем определить род у имени прилагательного? (по вопросу и по окончанию)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? (какой?)
- Какие окончания они имеют? (-ый, -ий, -ой)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода? (какая?)
- Какие окончания они имеют? (-ая, -яя)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода? (какое?)
- Какие окончания они имеют? (-ое, -ее)
м.р. (какой?) -ый, -ий, -ой
ж.р. (какая?) -ая, -яя
ср. р. (какое?) -ое, -ее
Итак, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (на прошлом уроке мы изучали, как имена прилагательные мужского и среднего рода изменяются по падежам. Подробно изучали имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже).
На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в им.п. (какой?, какое?), в род.п. (какого?), в дат.п. (какому?), в вин.п. (какой?, какое?), в тв.п. (каким?) ?
В каких падежах вопросы мужского и среднего рода совпадают? (род., дат., вин., тв., предл.) В каких различаются? (им., вин.)
4.Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.
Учитель: Итак, на прошлом уроке мы подробно изучали имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Какой падеж идет после творительного? (Мы будем изучать имена прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже)
5.Работа у доски и в тетрадях. Запись предложений под диктовку.
На старшем брате была военная форма. – м. р.
Дети сочинили рассказ о красивом цветке. – ср. р.
Пассажиры плыли на большом пароходе. – м. р.
Особый акцент на предлоги у имен существительных в предложном падеже.
На старшем брате была военная форма. – м. р.
Чтение предложения учителем.
Подсчет слов.
Выделение предлогов и как они пишутся в предложении.
Повтор предложения учеником.
Запись предложения на доске и в тетрадях.
Алгоритм разбора предложений:
Сколько слов в предложении? – 6
О чем говорится в предложении? Это подлежащее.
Форма (что делала?) была (где?) на брате.
Какой предлог у существительного? Подчерки его синим мелом.
Какой падеж у существительного «на брате?»
От слова «на брате» к какому слову будем ставить вопрос?
«На брате» (каком?) старшем.
Какая часть речи «старшем»?
Поставьте ударение в имени прилагательное.
Поставьте крестик над словом «на брате».
Какой падеж у прилагательного?
Почему?
Назовите окончание прилагательного.
Перед какой буквой стоит окончание? Как называются такие звуки? (шипящие)
Подчеркните шипящую Ш.
Выделите окончание в прилагательном.
К какому слову относится прилагательное «старшем»?
Определите род имени существительного, для этого поставьте его в именительный падеж.
Надпишите сверху род имени существительного.
Какой род будет у прилагательного? Почему?
Надпишите сверху род имени прилагательного.
Как в предложении подчеркивается прилагательное?
Подчеркните.
Какой предлог есть у имени существительного? (на)
Какое окончание у прилагательного мужского рода единственного числа в предложном падеже? (-ом)
Дети рассказали разведчикам о чужом человеке.
Сколько слов в предложении? – 6
О чем говорится в предложении? Это подлежащее.
Дети (что делали?) рассказали (о чем?) о человеке.
Какой предлог у существительного? Подчерки его синим мелом.
Какой падеж у существительного «о человеке?»
От слова «о человеке» к какому слову будем ставить вопрос?
«О человеке» (каком?) чужом.
Какая часть речи «чужом»?
Поставьте ударение в имени прилагательном.
Поставьте крестик над словом «о человеке».
Какой падеж у прилагательного?
Почему?
Назовите окончание прилагательного.
Выделите окончание в прилагательном.
Перед какой буквой стоит окончание? Как называются такие звуки? (шипящие)
Подчеркните шипящую Ж.
К какому слову относится прилагательное «чужом»?
Определите род имени существительного, для этого поставьте его в именительный падеж.
Надпишите сверху род имени существительного.
Какой род будет у прилагательного? Почему?
Надпишите сверху род имени прилагательного.
Как в предложении подчеркивается прилагательное?
Подчеркните.
Какой предлог есть у имени существительного? (о)
Какое окончание у прилагательного мужского рода единственного числа в предложном падеже? (-ом)
В чистом поле закружилась вьюга.
Сколько слов в предложении? – 5
О чем говорится в предложении? Это подлежащее.
Вьюга (что сделала?) закружилась (где?) в поле.
Какой предлог у существительного? Подчерки его синим мелом.
Какой падеж у существительного «в поле?»
От слова «на поле» к какому слову будем ставить вопрос?
«В поле» (каком?) чистом.
Какая часть речи «чистом»?
Поставьте ударение в имени прилагательное.
Поставьте крестик над словом «в поле».
Какой падеж у прилагательного?
Почему?
Назовите окончание прилагательного.
Выделите окончание в прилагательном.
К какому слову относится прилагательное «чистом»?
Определите род имени существительного, для этого поставьте его в именительный падеж.
Надпишите сверху род имени существительного.
Какой род будет у прилагательного? Почему?
Надпишите сверху род имени прилагательного.
Как в предложении подчеркивается прилагательное?
Подчеркните.
Какой предлог есть у имени существительного? (на)
Какое окончание у прилагательного среднего рода единственного числа в предложном падеже? (-ом)
6.Обобщение:
В каком падеже стоят имена прилагательные в наших предложениях?
Какие у них окончания?
Какие окончания в безударных окончаниях после шипящих?
Назовите предлоги в этих предложениях.
Вывод из работы над предложениями у доски:
1. Имена прилагательные мужского и среднего рода единственного числа в предложном падеже имеют окончания -ом, -ем.
2. После шипящих в безударном положении пишется окончание –ЕМ.
3. Существительные имеют предлоги в, на, о (об).
Вывешивается таблица-напоминание:
(о, на, в) каком?
-ом -ем
7.Физминутка и гимнастика для глаз.
8.Работа над закреплением материала.
Работа с карточками.
а) Подбери к словосочетаниям нужный предлог (в, на, о) и поставь словосочетание в предложном падеже:
Синее небо, дальнее болото, детский театр, смелый друг.
б) Составьте предложения:
В, солнце, небе, светило, ясном.
Брат, о, рассказал, ущелье, горном.
На, снегу, свежем, следы, виднелись.
(Солнце светило в чистом небе.
Брат рассказал о горном ущелье.
На свежем снегу виднелись следы.)
Запишите составленные предложения (запись по мере составления, диктовка одним из учеников; проверка записанного, выделение окончаний существительных в П.п. и подчеркивание предлогов).
9. Итог, выставление оценок
- С какой частью речи мы сегодня работали?
- Окончания какого падежа изучали?
- Назовите окончания имен прилагательных мужского и среднего рода ед.ч. в П.п.
- Какие окончания у имен прилагательных мужского и среднего рода ед.ч. в П.п в безударном положении после шипящих?
У имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа в предложном падеже после шипящих в безударном положении пишется окончанием –ем.
Существительные имеют предлоги в, на, о (об).
10.Д/З.с.183 правило, с.184, упр.249.