СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку: "Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из активных методов обучения на уроке используется метод "обучение по алгоритму". Причём данный алгоритм учащиеся составляют самостоятельно. 

В сервисе LearningApps к уроку было разработано интерактивное задание (ссылка есть в конспекте).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: "Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"»

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского

Учебный корпус «Колледж Медведково»








Конспект урока

для 1 класса ГБОУ «1-Й МОК» 

по русскому языку





студентки группы 14КПд42ш-16

Истоминой Вероники Владимировны

Групповой руководитель: Чиркова Мария Викторовна









Дата проведения: 12.05.2020

Подпись группового руководителя практики ___________________

Подпись учителя ______________________

Оценка________________________________









Москва, 2020

Предмет: Русский язык

Тема урока: Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: открытие новых знаний обучающимися о правописании буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.


Планируемые результаты:

  • Личностные:

- Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;

- Проявляют самостоятельность, личную ответственность;

- Формирование желания приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия;

- Осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

- саморегуляция;
-
учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения

- обучающийся получит возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

- планирование;

Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- поиск и выделение необходимой информации;

- рефлексия;

- анализ;

- синтез;

Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение слушать и слышать ответы друг друга;

Предметные:

Обучающиеся должны знать:
- что такое непарные твердые и мягкие шипящие согласные звуки

- правописание буквосочетаний и слов с шипящими звуками ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ


Обучающиеся должны уметь:
- различать непарные твердые и мягкие шипящие согласные звуки
- правильно писать правописание буквосочетаний и слов с шипящими звуками ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ


Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):


  • Для учителя

Компьютер, проектор, экран, презентация, доска, магниты

  • Для обучающегося

Учебник по русскому языку УМК Школа России 1 класс 2 часть В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки (30 шт.), карточки с заданием, лесенка успеха, карточки со смайликами.


Информационные источники:

  1. Учебник по русскому языку 1 класс 2 часть Школа России В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Содержание урока


Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Средства, оборудование

Мотивация

к учебной

деятельности


- Здравствуйте ребята, меня зовут …и сегодня я у вас проведу урок русского языка.

Я желаю вам хорошего настроения и хорошей работы на уроке.

Кто напомнит правила поведения на уроке?

- Молодцы ребята!

А девиз нашего урока будет таким:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного,

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Проверьте готовность к уроку, на столе у вас должны лежать: пенал, учебник и тетрадь.

- Садитесь.

- Наш урок мы с вами начнем с оформления тетради. Запишем число, сегодня у нас 25 апреля, классная работа.

Дети проверяют готовность к уроку.

Садятся.

Оформляют тетради


Л: Формирование желания приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия

Р: саморегуляция


Актуализаця и фиксироваие

индивидуального

затруднения

в пробном

действии















Выявление места и причины затруднения

- Кто прокомментирует написание буквы Ш заглавной? Буквы ш строчной?

-Запишите целую строку Ш ш поочерёдно. Следим за правильной посадкой. (напоминаю правила: спина ровная, ноги на полу, тетрадь под правильным наклоном)

- Оцените свою деятельность с помощью лесенки успеха.

- Если у вас отлично получилось прописать буквы – поставьте звёздочку на самой верхней ступеньке, если у вас где – то были помарки – поставьте звёздочку на средней ступеньке, если у вас совсем ничего не получилось – поставьте звёздочку на самой нижней ступеньке.

-Что вы уже знаете о буквах ч, щ, ж, ш?













Игра «Буква потерялась»

- Вставьте в слова пропущенные буквы:

Ж…раф, ч_дак, щ_ка, маш…на, ч_шка.



- Но почему же у всех по-разному? Как быть?

В чем мы затрудняемся?



Комментируют написание буквы, выполняют письмо по образцу.



Проводят самооценку своей деятельности самостоятельно при помощи «Лесенки успеха».


- Буквы ч, щ, ж, ш обозначают шипящие согласные звуки.

Буквы ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по твёрдости, как и звук [й׳].

Буквы ж, ш всегда обозначают твёрдые согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по мягкости, как и звук [ц].


Отвечают несколько учеников, варианты ответов отличаются.


Высказывают свои предположения

- Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в данные слова.





П: рефлексия






П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме














Тетрадь






Лесенка успеха



















1 слайд



Построение проекта выхода из затруднения










- Посмотрите внимательно на слова, чем они похожи?




- Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?




- А какая цель нашего сегодняшнего урока?



- Но, чтобы достичь нашей цели, нам обязательно нужен план наших действий:

- Но этот план неправильный, тут появились лишние пункты. Ваша задача найти их.


План:

1. Узнать правила написания «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

2. Составить алгоритм для правильного выбора буквы в словах с шипящими.

3. Выполнять работу по алгоритму


- Кто-нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания?

Послушайте стихотворение:

Русские слова с жи-ши

Через и всегда пиши.

И конечно, ча и ща

Мы напишем с буквой а.

Ну а щу, шу, жу и чу, -

Я серьезно, не шучу, -

С буквой у всегда дружны,

И заметить мы должны:

В иностранных лишь словах

Ю встречается в корнях:

Парашют, жюри, брошюра –

Вот такая в них структура.

- В них есть шипящие согласные звуки.


- Говорят свои предположения.

(на экране высвечивается: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»)


Научиться писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.



Находят лишний пункт плана.










Р.: целеполагание








Р.: планирование





2 слайд





3 слайд



4 слайд






5 слайд










Реализация построенного проекта


























Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи





- Какие же буквы нужно было вставить в слова: жираф, чудак, машина, щука, чашка?





- А как вы будете действовать?

- Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом?

Работа в парах

Алгоритм:

Определи опасное место 2

Произнеси слово 1

Обозначь орфограмму 4

Примени правило! 3

- Предлагаю вам посовещаться и восстановить алгоритм правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Предлагаю каждой паре представить свой вариант алгоритма и доказать, почему последовательность шагов будет именно такой

- Алгоритм готов.

Учитель спрашивает 2-3 пары (сложно ли было восстановить алгоритм? В чём возникли трудности?)

Физминутка




- Ребята, давайте откроем учебник на странице 116 и выполним упражнение под номером 2 с проговариванием.

- Прочитаем задание для начала.

- Пролистнём страницу нашего учебника назад и прочитаем слова под номером 1.

- 1 столбик – 1 ученик.

- Отлично, молодцы!

- Давайте запишем словам из первого столбика.

- Какое первое слово?

- Хорошо. Записываем.

- Какое здесь буквосочетание?

- Верно. Подчеркиваем простым карандашом.

- Какое второе слово?

- Хорошо. Записываем.

- Какое здесь буквосочетание?

- Верно. Подчеркиваем простым карандашом.

И так со всеми словами.

- Используя правило, в словах чудак и щука пишется буква у, в слове чашка пишется буква а, в слове жираф и машина – буква и.

- По алгоритму.

- Нет. Шаги алгоритма стоят не по порядку






Обсуждают в парах.



Каждая пара представляет свой вариант алгоритма и доказывает его правильность.


Если вы считаете, что данная пара верно составила алгоритм, поднимите зеленую карточку, если неверно- красную




Читают задание.











Отвечают на вопросы.








П: преобразование модели с целью выявления общих законов.

К: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и со взрослыми




П: рефлексия

Р: контроль

Р: оценка




П: поиск и выделение необходимой информации; К: умение выражать свои мысли.









П: рефлексия

Р: самооценка







6 слайд











7 слайд













Учебник










Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталон

- 2 и 3 столбик выполняем самостоятельно, проговаривая алгоритм «про себя».


-У вас есть три карточки разного цвета. Поднимите, пожалуйста, зелёную карточку, если вам всё было понятно на уроке. Поднимите, пожалуйста, жёлтую карточку, если что – то вызвало у вас затруднение, и поднимите красную карточку, если вы совсем ничего не было понятно.

Р.: контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном


П.: рефлексия






8 слайд

Сигнальные карточки

Включение в систему

знаний и повторений



-Посмотрите на доску, правильно ли Миша записал слова и отметил орфограммы в них?

-Выполните упражнение Learning apps).

https://learningapps.org/display?v=putgqtj8j20

-Все ли пункты плана мы выполнили?

-Кто мне скажет правила написания?

-Расскажите мне алгоритм для правильного выбора буквы?

-Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали сегодня.

Нет. Ошибки в словах: малыши, кувшин, ошибка, ландыши, моржи.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Рефлексия учебной деятельности

-У вас на партах лежат карточки со смайликами, закрасьте, 1 смайлик зелёным, если на уроке вы работали активно и всё поняли, 2 смайлик жёлтым, если на уроке вы могли работать активнее, и у вас не всё получилось, 3 смайлик красным, если вы не были активны на уроке, допускали много ошибок, и у вас много чего не получалось.


П.: рефлексия

Карточки со смайликами