Дата________________
Урок 78. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ*
Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; разви- нать мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с )гой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собст- иенной работе орфографические ошибки.
Ход урока
Организационный момент
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Актуализация знаний
Словарная работа
(На доске записаны слова.)
Язык, языковед, языкастый.
Прочитайте группу слов.
Что у них общего?
Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную.
Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать? (Язычок.)
Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что; вы о них можете сказать? (Это мягкие согласные.)
Как обозначается на письме мягкость согласных? (Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.)
Как обозначите мягкость согласного в первом столбике! (Мягкость обозначим мягким знаком.)
Во втором столбике?
Что общего в написании орфограммы в первом и втором столбике? (Мягкий знак обозначает мягкость согласногоJ но в первом столбике — в конце слова, а во втором столбиц ке — в середине слова.)
Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. Что вы можете о них сказать? (Это тоже мягкие', согласные.)
Какую букву поставим для обозначения мягкости согласны» в этом столбике? (Никакую букву не будем ставить.)
Почему? (В буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ мягкий знак не пишется.)
Откройте учебник на с. 3. Прочитайте, чему будем учиться]
Откройте учебник на с. 4. Прочитайте название темы сего-] дняшнего урока. (Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.) 1
Работа по теме урока
I/ Упр. 1 (с. 4).
Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.
Назовите слова с непарными шипящими согласными зву| ками. (Помощник, улочка, курочка.)
Выполните последнее задание. Какие сочетания вы под! черкнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК.)
Упр. 2 (с. 4).
Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно поА размышлять над вопросом и высказать свое мнение.)
Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена] на письме мягкость согласных звуков [Ч’] [Щ’]? (Эти звукщ всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется\ Правописание этих буквосочетаний нужно запомнить.)
Выполните задание самостоятельно.
(Четыре ученика работают у доски. После выполнения про-1 водится самопроверка по образцам на доске.)
Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ? Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чем заключается опасность? (Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется.)
Как называются такие опасные места в словах русского языка? (Они называются орфограммами.)
Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетушка Сова.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Закрепление изученного материала
Упражнения в написании слов с изученной орфограммой
Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. (Выполняется с комментированием).
Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. (Краски и кисточка.)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке. (Удочка.)
В деревянном домике Проживают гномики.
Уж такие добряки —
Раздают всем огоньки. (Спички.)
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.) Отгадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг. (Пончик.
Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК.
Работа по учебнику v Упр. 4 (с. 5).
(Выполняется самостоятельно.)
Упр. 3 (с. 5).
(Дополнительное задание. Выполняется самостоятельно.)
Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [Ч’]? (Мягкий согласный звук.)
Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах? (Буквосочетание НЧ.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рефлексия
(На доске записаны слова.)
Кон..ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол..ной.
Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму.
(Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.)
(Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 21).)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Подведение итогов урока
Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?
Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?
Все ли вам было понятно?
Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Выполнить упр. 5 (с. 5).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________