СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку:"Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку:"Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ" 2 класс»

Дата________________

Урок 78. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ*

Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; разви- нать мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с )гой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собст- иенной работе орфографические ошибки.

Ход урока

  1. Организационный момент

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Актуализация знаний

Словарная работа

(На доске записаны слова.)

Язык, языковед, языкастый.

  • Прочитайте группу слов.

  • Что у них общего?

  • Спишите слова. Поставьте ударение, определите непрове­ряемую гласную.

  • Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать? (Язычок.)

  • Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что; вы о них можете сказать? (Это мягкие согласные.)

  • Как обозначается на письме мягкость согласных? (Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.)

  • Как обозначите мягкость согласного в первом столбике! (Мягкость обозначим мягким знаком.)

  • Во втором столбике?

  • Что общего в написании орфограммы в первом и втором столбике? (Мягкий знак обозначает мягкость согласногоJ но в первом столбике — в конце слова, а во втором столбиц ке — в середине слова.)

  • Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. Что вы можете о них сказать? (Это тоже мягкие', согласные.)

  • Какую букву поставим для обозначения мягкости согласны» в этом столбике? (Никакую букву не будем ставить.)

  • Почему? (В буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ мягкий знак не пишется.)

Откройте учебник на с. 3. Прочитайте, чему будем учиться]

  • Откройте учебник на с. 4. Прочитайте название темы сего-] дняшнего урока. (Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.) 1

  1. Работа по теме урока

I/ Упр. 1 (с. 4).

  • Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.

  • Назовите слова с непарными шипящими согласными зву| ками. (Помощник, улочка, курочка.)

  • Выполните последнее задание. Какие сочетания вы под! черкнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК.)

Упр. 2 (с. 4).

  • Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно поА размышлять над вопросом и высказать свое мнение.)

  • Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена] на письме мягкость согласных звуков [Ч’] [Щ’]? (Эти звукщ всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется\ Правописание этих буквосочетаний нужно запомнить.)

  • Выполните задание самостоятельно.

(Четыре ученика работают у доски. После выполнения про-1 водится самопроверка по образцам на доске.)

  • Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ? Можно ли сказать, что это опасные ме­ста в слове? В чем заключается опасность? (Звук произно­сится мягко, но мягкий знак не пишется.)

  • Как называются такие опасные места в словах русского язы­ка? (Они называются орфограммами.)

  • Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетуш­ка Сова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

  1. Закрепление изученного материала

  1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой

  • Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. (Выполняется с комментированием).

Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. (Краски и кисточка.)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке. (Удочка.)

В деревянном домике Проживают гномики.

Уж такие добряки —

Раздают всем огоньки. (Спички.)

На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.) Отгадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг. (Пончик.

  • Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК.

  1. Работа по учебнику v Упр. 4 (с. 5).

(Выполняется самостоятельно.)

  • В каких словах вы подчеркнули буквосочетание ЧК?

  1. Упр. 3 (с. 5).

(Дополнительное задание. Выполняется самостоятельно.)

  • Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [Ч’]? (Мягкий согласный звук.)

  • Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах? (Буквосо­четание НЧ.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Кон..ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол..ной.

  • Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Под­черкните орфограмму.

(Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.)

  • Оцените себя с помощью «светофора».

(Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 21).)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Подведение итогов урока

  • Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?

  • Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?

  • Все ли вам было понятно?

  • Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание

Выполнить упр. 5 (с. 5).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________