СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Что такое прилагательное?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку предназначен для обучающихся 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Что такое прилагательное?"»

Тема: Что такое имя прилагательное?

Цель:

Знакомство с именем прилагательным как частью речи.

Развитие речи, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве.

Воспитание чувства уважения к русскому языку.

Развитие умения оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.

Планируемые результаты: научаться находить прилагательные в тексте; устанавливать связь между существительными и прилагательным.

Личностные: мотивация к учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; сличать способ действия с заданным эталоном; определять качество и уровень усвоения.

Познавательные УУД: называть и определять объекты и явления окружающей действительности, проводить сравнения, классификацию по заданным критериям, обобщать.

Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, формировать собственное мнение, предлагать помощь и сотрудничество.

Образовательные ресурсы: учебник, слайды, схемы, карточки – задания

Ход урока

  1. Орг. Момент

Мы пришли сюда трудиться, не лениться, а учиться.

Слушать будем внимательно и работать старательно,

-Ребята, кто такой сыщик, детектив?

- Какими качествами он должен обладать?

1. Иметь зоркий глаз.

2. Уметь слушать и слышать.

3. Быть внимательным.

Сегодня я вам предлагаю превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться так: «Сыскное детективное агентство» (слайд №2).

Девиз нашего агентства:

« Чего не знаешь, того не разгадаешь».

  1. Постановка целей урока. Формулирование проблемы урока.

В наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи.

Что будем делать? (Собирать информацию.)

- Какие у вас возникли вопросы? Что бы нам надо узнать об этой части речи?

1. Как называется часть речи.

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?

Это и есть цель нашей работы на уроке.

Мы:

  1. Познакомимся с новой частью речи.

  2. Узнаем, на какие вопросы она отвечает.

  3. Научимся распознавать её среди других слов.

Детективы, за работу! (слайд №3)

  1. Словарная работа.

Детектив должен быть очень внимательным и наблюдательным. Потренируем эти качества.

Игра «Какое слово пропало».

Девочка, мальчик, ребята, ученик, народ, россияне, человек (слайд №4).

- Прочитайте слова. Что объединяет прочитанные слова? ( одуш. сущ). Постарайтесь запомнить слова.

Девочка, мальчик, ребята, народ, россияне, человек . (слайд №5)

- Какое слово пропало. Запишите его с большой буквы.

Девочка, ребята, ученик, народ, россияне, человек (слайд №6).

- Какое слово пропало, запишите.

Мальчик, ребята, ученик, народ, россияне, человек (слайд №7).

- Проверьте свою наблюдательность.

Ученик, мальчик, девочка (слайд №8).

-Кто нашёл 3 пропавшие слова?

- Ещё раз посмотрите на слова.

Девочка, мальчик, ребята, ученик, народ, россияне, человек (слайд №9).

- Запишите по памяти оставшиеся слова.

-Проверьте (слайд №10). Подчеркните орфограммы в словах.



IV.Актуализация знаний. Поиск решения.

Табличка ФОТОРОБОТ (слайд №11)

- Ребята, если вы учитесь в школе, как вас можно назвать?(ученики)

- Каким должен быть ученик?

Ученик

Внимательный

Аккуратный

Трудолюбивый

Любознательный

Активный

Самостоятельный

- Какой основной предмет ученика? (ручка). Охарактеризуйте этот предмет.

Ручка

Шариковая

Красивая

Пластмассовая

- На какие вопросы отвечают слова ученик, ручка? Что обозначают?

- А на какой вопрос отвечают слова, характеризующие ученика, ручку? (какой, какая?)

_ что обозначают эти слова? (признаки предметов)

Схема на доске

Часть речи

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признаки предметов

- Юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи по её фотороботу.

- Может быть, кто- нибудь узнал эту часть речи и скажет нам её название?

Имя прилагательное

  1. Формулирование темы урока.

Откройте учебник на стр. 86.

Прочитайте название потерявшейся части речи. Это тема нашего урока.

Прочитайте вопрос, на который мы с вами в конце урока должны ответить.

- А получили ли мы ответы на свои вопросы?

Теперь нам нужно запомнить полученные знания и научится ими пользоваться.

V. Работа по заданиям учебника. Развитие учебно – языковых и правописных умений.

А) Упр. 148. Работа по заданиям упражнения.

Б) Знакомство с определением.

- Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечают?

- Кто из вас, юные детективы, сможет предположить, догадаться, почему эта часть речи получила такое название?

Проверим ваши предположения. Откроем «Страничку для любознательных» стр 88.

- С какими словами связаны имена прилагательные? (Они прилагаются к имени существительному; связаны со словами, обозначающими предметы)

В) Наблюдение за ролью прилагательных в речи.

Послушайте , я вам прочитаю текст.

Народ создал язык, как радуга после ливня, как стрелы, и как песня над колыбелью.

- А теперь прочитайте текст упр 149.

Сравните оба текста. Что вы можете о них сказать?

(Второй текст выразительный.)

- Прочитайте выделенные слова. На какой вопрос отвечают выделенные слова. Какой частью речи они являются?

Без прилагательных текст кажется тусклым, неинтересным.

- Какова роль прилагательных в речи? (Они делают нашу речь более яркой, живописной, более точно передают свойства и качества предметов.)

- Спишите текст. Прилагательные подчеркните волнистой линией.

VI. Физминутка.

А) Мне хочется угостить вас мороженым. Я буду читать прилагательные. Вы выбираете те, что относятся к слову мороженое и хлопаете в ладоши (слайд №12).

(Горькое, холодное, сложное, пушистое, клубничное, жаркое, вкусное, лохматое, хитрое, сладкое.)

- Объясните, почему выбрали именно эти прилагательные? (Они подходят по смыслу.)

- Назовите ещё подходящие по смыслу имена прилагательные к слову мороженое.

Б) Поиграем в игру «Отгадай предмет».

Я буду называть прилагательные, а вы должны догадаться о каком предмете идёт речь.

Круглый, полосатый, красный, сладкий (арбуз) (слайд №13).

Шоссейная, широкая, асфальтированная, ухабистая (дорога) (слайд №14).

В) А ещё у меня есть волшебная коробочка. Сейчас я попрошу подойти ко мне ….. – Попробуй описать то, что ты увидела в коробочке, используя только имена прилагательные (Серая, маленькая, шустрая, боязливая.) Это кто? (Мышка)

VII.Первичное закрепление, развитие умений.

Английский писатель Конан Дойл придумал героя – знаменитого сыщика Шерлок Холмса. Он раскрывал сложные, запутанные дела, работа в паре с доктором Ватсоном. Сейчас вы тоже будете работать в паре. На карточке у вас 3 столбика слов. В каждом из этих столбиков есть лишнее слово. Нужно его найти. Записать столбики слов без лишних слов (слайд №15, 16).

весёлый сладкая тяжёлое

тетрадь узкая красивое

широкий рисует зелёное

холодный интересная туча

- Проверка (слайд №17): какое слово не записали в 1 , 2, 3 столбики. Почему.

- Какие орфограммы встретились в записанных вами именах прилагательных, подчеркните орфограммы.

VII.Лексическая работа.

Знаю, что вы очень любите рисовать. Давайте порисуем. Но рисовать будем не красками, а с помощью имён прилагательных.

В сказках повторяется постоянный эпитет синее море. Каким оно может быть ещё?

(слайд №18)

Море (какое?) ….

Ученики самостоятельно подбирают прилагательные: изумрудное, голубое, тёплое, бескрайнее, необъятное, безбрежное, ласковое.

- Знаете ли вы, что в Словаре эпитетов русского языка к слову море даётся 138 эпитетов.

IX. Рефлексия.

Подведём итого нашего детективного агентства.

Какая задача стояла перед нами? Справились мы с ней?

Какие слова в русском языке относятся к именам прилагательным?

Как их распознать среди других частей речи?

Почему имена прилагательные так называются?

Очень занимательное,

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

X. «Лестница успеха» (слайд №19).

Определите «лестницу» своих успехов на уроке и запишите соответствующее число в тетрадь.

Критерии оценки:

1 ступенька – многое понял, но остались вопросы.

2 ступенька – во время работы было много трудностей.

3 ступенька – многое понял, но были ошибки.

4 ступенька – трудности преодолены.

Мишень настроения.

С каким настроением вы уходите с урока? Прикрепите кружочки на мишень в зависимости от того как вы поработали: радостное настроение – оранжевый цвет в центре мишени, спокойное – зелёный цвет внутри круга, печальное – синий цвет за мишенью.

Я испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу! (слайд №20)

X. Д/задание: с 86 правило, с 87 упр. 150.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!