1.Самоопределение к деятельности | Приветствие. - Добрый утро, я рада видеть вас, меня зовут Анастасия Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Улыбнитесь своему соседу, улыбнитесь мне, улыбнитесь нашим гостям. Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем. | Приветствуют. Улыбаются. | Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности |
2. Актуализация знаний | Сегодня мы с вами продолжим изучать падежи, но перед тем как перейти к теме урока, выполним задания. Минутка чистописания. - Откройте свои тетради, запишите число, классную работу. Слайд 1. - Посмотрите на эти сочетания букв, поднимите руку, кто готов изменить порядок слов, чтобы получились слова. егнс снег аизм зима - Напомните мне, на какие вопросы отвечает родительный падеж? - Первый вариант – Поставьте слово снег в Родительном падеже. А второй вариант - слово зима, тоже в родительном падеже. Слайд 2. - Что объединяет эти слова? до берега для мамы из бумаги с горки без товарища - Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. Что вам помогло определить падеж? - Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? - С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? - Какой падеж вы уже изучили? - Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? Почему так думаете? - Итак, какая тема урока? Слайд 3. - Да, тема нашего урока-Дательный падеж. - Каждый из вас сейчас получит карточки, наша с вами задача заполнить их, поэтому будьте внимательными на уроке. - Давайте посмотрим на карточку. Что нам нужно найти и записать? | - снег, зима. Кого? Чего? Снега. Зимы. Открывают тетради. Имена существительные, предлоги, родительный падеж До чего? до берега; для кого? для мамы и т.д. Вопросы и предлоги. Одушевленные, неодушевлённые. У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с. Именительный и Родительный падеж. Дательный падеж, потому что он идет после Родительного падежа. тема сегодняшнего урока – Дательный падеж имен Существительных. На какие вопросы отвечает Дательный падеж. С какими предлогами употребляется. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответ; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. К: умение оформлять свои мысли в устной форме Р: принимают и сохраняют учебную задачу; Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
Открытие нового знания | - Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. - Кто знает, на какие вопросы отвечает Дательный падеж? Учебник С.46. - Что хотим узнать о дательном падеже? - Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? - Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь. - Покажите свою готовность к уроку. - Запишите под диктовку словосочетания. Один работает у доски. - Кто пойдет к доске? Плыл по реке. Пришёл к сестре. Обрадовался солнцу. - Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж. - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? - Запишем эти предлоги в нашу карточку. Теперь она может служить вам подсказкой для работы на уроке. - Для следящего задания откройте свои учебники на странице 46, упражнение 83. - Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.) 1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей») - Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? - Спишите упражнение, вставляя пропущенные буквы. И простым карандашом выделите орфограммы. - Проверим .Объясните, какие буквы вставили и почему? - Выполним следующее задание к упражнению устно. Нужно найти в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. - Что нам поможет определить дательный падеж? - В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали? Почему так решили? Физкультминутка. Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз – вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – то шесть - Следующее упражнение 84. Прочитайте задание. Что нужно сделать ? Запишите в тетрадь. -Меняется ли смысл словосочетаний? А из-за чего? Определим падеж. Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний, например, Мама получила письмо от сестры. | Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему? Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже. Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных. К, по. «Стрекоза и Муравей». Работают в тетрадях, несколько учеников у доски. Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек. Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по. Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.) В дательном падеже. Вопросы кому? чему?, предлоги к, по. Письмо сестре, письмо к сестре, письмо сестры, письмо от сестры. | П.: моделировать с помощью схематических рисунков, делать вывод на основе анализа материала. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. Р: определение и понимание учебной задачи К: умение оформлять свои мысли в устной форме |
5. Практическая работы | Раздаю карточки каждому ученику. - Каждый из вас сейчас получит задание, подпишите листок и выполните их. Вам нужно определить падеж имен существительных. - Несколько работ я проверю, так что внимательно выполняйте работу. От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, к бабушке, после выходных, вокруг озера, к другу. - В каком падеже вам встретились имена существительные? - Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его ниже и подчеркните грамматическую основу. Пока я взяла несколько работ на проверку. Остальные ученики проверяют себя самостоятельно. Ответы показаны на слайде. - На слайде вы видите ответы, обменяйтесь с соседом работами и проверьте друг друга карандашом. - Молодцы. У кого одна ошибка? У кого 2-3 ошибки? У кого больше 3? А у кого вообще нет ошибок? Спрашиваю прочитать предложения и грамматическую основу нескольких учеников. | Работают в карточках. В родительном и дательном. Оценивают работы. Отвечают. | Р: контроль и коррекция; П: строить речевые высказывания в устной форме К: взаимопроверка К: умение оформлять свои мысли в устной форме |