СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку для 1 класса. Звук [у] и его буквенное обозначение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 1 класса. Звук [у] и его буквенное обозначение»

Конспект урока по русскому языку

для 1 класса 1-я четверть


Урок 1

Звук [у] и его буквенное обозначение

I. Проверка домашнего задания.

II. Знакомство со звуком [у] и его буквенным обозначением.

По предметной картинке на с. 41 называется слово «утки», которое разбирается с опорой на его схему. (В слове два слога, первый ударный – он обозначен на схеме значком ударения. Первый слог состоит из двух звуков: гласного [у], который отмечен на схеме красным цветом, и согласного, который стоит после гласного, поэтому здесь нет слияния; второй слог, безударный, состоит из согласного и гласного [и]. Это слияние).

Учитель обращает внимание на произнесение гласного звука [у]: воздух проходит свободно, с голосом, не встречает преград, губы вытягиваются и округляются.

Выделение звука [у] в словах – названиях предметов по картинке «Птичий двор» (с. 40-41): «индюк», «куры», «петух», «курица», «утка», «утята», «гусь», «утки», «лопух». Работу можно провести как соревнование «Кто больше назовет слов со звуком [у]».

Далее учитель показывает детям букву «У, у», просит выделить (подчеркнуть) ее в словах текстов на с. 40-41.

III. Работа над пословицами (с. 40).

Каждая пословица прочитывается, выясняется, как учащиеся понимают их смысл. Желательно дать задание придумать ситуацию – краткий рассказ, где было бы уместно использовать ту или иную пословицу.

IV. Чтение и разбор стихотворения В. Берестова.

После чтения учитель задает вопросы:

- Как можно озаглавить стихи? (Утята. Превращение).

- Какое чувство вызывают маленькие утята и взрослые утки у поэта?

Домашнее задание.

По схеме, которая помещена внизу большой картинки (с. 40-41), придумать предложение. Сочинить рассказ по этой картинке.


Урок 2

Звук [у] и его буквенное обозначение (повторение)

I. Проверка домашнего задания.

II. Повторение сведений о звуке [у], букве «У, у».

На доске напечатаны слова «друг», «дружный», «дружба», «дружить» (можно предложить слова «учитель», «ученик», «учиться», «учебный», «учебник»). Учитель читает их, а учащиеся показывают и называют уже знакомые гласные звуки и буквы в этих словах; с каждым словом придумывают предложение; составляют их линейные схемы.

Коллективно составляется схема слова «дружба», выполняется его звуко-слоговой анализ.

III. «Из какой сказки?»

Учитель читает отрывки из сказок, учащиеся отгадывают, из каких они сказок; на слух выделяют слова со звуком [у].

***

Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

Не выдержал утёнок, перебежал двор и – через изгородь. Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.

«Они испугались меня, такой я безобразный!» – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда.

(Х. К. Андерсен, «Гадкий утенок»).

***

Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и все стадо поднялось на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты. (В. Гаршин, «Лягушка-путешественница»).

IV. Заучивание наизусть скороговорки.

Скороговорка «У осы не усы, не усищи, а усики» записана на доске печатными буквами. Учитель читает ее. Учащиеся составляют линейную схему предложения. Под словами со звуком [у] в схеме пишут букву «у». Скороговорка произносится хором, потом отдельными учениками.

Домашнее задание.

Повторить по линейной схеме скороговорку, научиться ее быстро произносить для участия в конкурсе скороговорочников.