Конспект урока по русскому языку
для 1 класса 1-я четверть
Урок 1
Звук [у] и его буквенное обозначение
I. Проверка домашнего задания.
II. Знакомство со звуком [у] и его буквенным обозначением.
По предметной картинке на с. 41 называется слово «утки», которое разбирается с опорой на его схему. (В слове два слога, первый ударный – он обозначен на схеме значком ударения. Первый слог состоит из двух звуков: гласного [у], который отмечен на схеме красным цветом, и согласного, который стоит после гласного, поэтому здесь нет слияния; второй слог, безударный, состоит из согласного и гласного [и]. Это слияние).
Учитель обращает внимание на произнесение гласного звука [у]: воздух проходит свободно, с голосом, не встречает преград, губы вытягиваются и округляются.
Выделение звука [у] в словах – названиях предметов по картинке «Птичий двор» (с. 40-41): «индюк», «куры», «петух», «курица», «утка», «утята», «гусь», «утки», «лопух». Работу можно провести как соревнование «Кто больше назовет слов со звуком [у]».
Далее учитель показывает детям букву «У, у», просит выделить (подчеркнуть) ее в словах текстов на с. 40-41.
III. Работа над пословицами (с. 40).
Каждая пословица прочитывается, выясняется, как учащиеся понимают их смысл. Желательно дать задание придумать ситуацию – краткий рассказ, где было бы уместно использовать ту или иную пословицу.
IV. Чтение и разбор стихотворения В. Берестова.
После чтения учитель задает вопросы:
- Как можно озаглавить стихи? (Утята. Превращение).
- Какое чувство вызывают маленькие утята и взрослые утки у поэта?
Домашнее задание.
По схеме, которая помещена внизу большой картинки (с. 40-41), придумать предложение. Сочинить рассказ по этой картинке.
Урок 2
Звук [у] и его буквенное обозначение (повторение)
I. Проверка домашнего задания.
II. Повторение сведений о звуке [у], букве «У, у».
На доске напечатаны слова «друг», «дружный», «дружба», «дружить» (можно предложить слова «учитель», «ученик», «учиться», «учебный», «учебник»). Учитель читает их, а учащиеся показывают и называют уже знакомые гласные звуки и буквы в этих словах; с каждым словом придумывают предложение; составляют их линейные схемы.
Коллективно составляется схема слова «дружба», выполняется его звуко-слоговой анализ.
III. «Из какой сказки?»
Учитель читает отрывки из сказок, учащиеся отгадывают, из каких они сказок; на слух выделяют слова со звуком [у].
***
Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.
Не выдержал утёнок, перебежал двор и – через изгородь. Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.
«Они испугались меня, такой я безобразный!» – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда.
(Х. К. Андерсен, «Гадкий утенок»).
***
Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и все стадо поднялось на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты. (В. Гаршин, «Лягушка-путешественница»).
IV. Заучивание наизусть скороговорки.
Скороговорка «У осы не усы, не усищи, а усики» записана на доске печатными буквами. Учитель читает ее. Учащиеся составляют линейную схему предложения. Под словами со звуком [у] в схеме пишут букву «у». Скороговорка произносится хором, потом отдельными учениками.
Домашнее задание.
Повторить по линейной схеме скороговорку, научиться ее быстро произносить для участия в конкурсе скороговорочников.