СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему "Количественные и порядковые числительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия новых знаний". Цель урока: знакомство с количественными и порядковыми числительными

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему "Количественные и порядковые числительные"»

Технологическая карта урока русского языка «Количественные и порядковые числительные»

Класс: 6

Тип урокаурок «открытия» новых знаний.

Тема

«Количественные и порядковые числительные»

Цель урока


Знакомство с количественными и порядковыми числительными, развитие умений правильно образовывать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные

Задачи урока


Образовательная:

Формировать умение находить количественные и порядковые числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением.

Развивающие задачи урока:

Развивать учебно-интеллектуальные умения: развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, умения анализировать текст;

Развивать учебно-коммуникативные умения: задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения.

Развивать интерес к родному языку.

Планируемый результат

Личностные умения

формировать ответственное отношение к учению, познавательных интересов, учебных мотивов;

проявлять интерес к изучению темы

осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с одноклассниками;

формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

Метапредметные умения

Познавательные умения

раскрывать смысл правила о написании числительных и обосновывать свое мнение

Регулятивные умения

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

освоить способы решения проблем поискового характера;

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения

Действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров

умение договариваться приходить к общему решению при работе в паре и группе , организовывать учебное сотрудничество, находить общее решение.

Предметные умения

создание устных монологических высказываний;

опознавание самостоятельных частей речи (количественных и порядковых имён числительных);

употребление имён числительных в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

применение знаний по морфологии в практике правописания.

Основные понятия

имена числительные, количественные имена числительные, порядковые имена числительные, склонение имён числительных.

Межпредметные связи

Литература, развитие речи, история, география

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» 6 класс Л. М. Рыбченкова

Презентация PowerPoint, карточки с заданиями

Формы работы

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.


Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Вы любите отгадывать загадки? Тогда попробуйте отгадать загадки, записанные на слайде.

 1) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (одна)

2) Два брюшка, четыре ушка (подушка)

3) Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят. (Изгородь)

4) Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. (месяцы, недели, дни)

5) Сто иголок несет, а шить не умеет. (Ежик)

6) Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет и растёт. (дождь, земля, растение).

- Что объединяет все загадки? (имя числительное)

- Выпишите из загадок числительные.

- Докажите, что все выписанные вами слова являются именами числительными.

- Почему одни числительные отвечают на вопрос «сколько?», а другие – на вопрос «какой?». Что обозначают числительные, отвечающие на вопрос «сколько?» Что обозначают числительные, отвечающие на вопрос «какой?».

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Запишем число, классная работа, тему урока в тетрадях.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.

1.Познакомиться с.. количественными и порядковыми числительными

2.Учиться отличать.. количественное и порядковое имя числительное

Мы записали с вами число(8 февраля), а знаете ли вы, чем знаменательна эта дата? 8 февраля - День российской науки, в этот день десятки тысяч связанных с наукой людей будут отмечать этот важный для России праздник. Дата праздника была установлена Указом Президента РФ Б. Ельцина от 7 июня 1999 года № 717 и приурочена к образованию Российской академии наук императором Петром I 8 февраля (28 января – по старому стилю) 1724 года.

Ребята, а чем наполнен данный текст? (числами). А как они называются в русском языке?(числительные)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.







Фронтальная работа.

Учащиеся отгадывают загадки, записывают числительные и работают индивидуально.

Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.









Записывают тему, определяют цель урока Цель урока:

1.Познакомиться с количественными и порядковыми числительными;

2.Учиться отличать количественное числительное от порядкового.


Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Но прежде чем мы продолжим занятие, скажите: что вы знаете об имени числительном?

-У вас на столах бортовой журнал (заранее отпечатан).Заполняем в течение урока

Бортовой журнал

Известная информация

Новая информация





Давайте продолжим нашу работу. Прочитайте предложение, выпишите имена числительные, поставьте к ним вопросы, определите, что они обозначают?

В 2018 году российские палеонтологи описали ранее неизвестных науке древних ящеров, которые обитали на Земле 120 миллионов лет назад.

(Числит. "сто двадцать" отвечает на вопрос сколько? и обозначает количество предметов: числит. "2018-ом" отвечает на вопрос каком? и обозначает порядок при счете).  

На основании своих наблюдений сделайте вывод, что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает.

Вывод: числительные отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число, и на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте.

1) Как бы вы назвали имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов? (количественные)

2) Как можно назвать имена числительные, которые отвечают на вопрос какой? какие? который? и обозначают порядок при счете? (порядковые)

Как изменяются эти числительные и какими членами предложения являются?

Обратимся к учебнику и проверим свои предположения, правы вы или нет (стр. 38)

Оцените себя

Какую новую информацию вы запишите в «бортовой журнал»?





















1.Коллективная письменная работа – обзорное повторение сведений по теме «Имя числительное».


Отвечают на вопросы учителя. Выписывают имена числительные

записывают информацию в «бортовой журнал»



















































Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)


Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками,

2. Разделите слова на две группы и запишите в столбики:

 Пять, двадцать, четырнадцатый, семь, десятый, сто четыре, пятисотый, тридцать, восьмидесятый, семнадцать, двенадцатый

-По какому признаку вы распределили числительные? (количественные и порядковые числительные).



Запишите предложения, найдите имена числительные, определите их разряд и синтаксическую роль.

1) В Москве учёные обнаружили клад из старинных монет и белокаменные надгробия шестнадцатого – семнадцатого веков. 2) Во время раскопок при строительстве парка Зарядье было найдено 15 тысяч древностей. 3) В Успенском соборе Ростова Великого был обнаружен пустой саркофаг тринадцатого века

3.

Выпишите числительные:

1 группа- количественные, 2 группа-порядковые

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать процентов он зависит от наследственных факторов, двадцать- от окружающей среды, десять- от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят- от самого человека.

По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй-регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни в первую очередь подразумевает отказ от вредных привычек.





2.Работа в паре

(Ответ учащихся.)

Пять,двадцать,семь
семнадцать,сто четыре.

Отвечают на вопрос сколько?укзывают на количество предметов

Четырнадцатый ,десятый,пятисотый,восьмидесятый,двенадцатый.

Отвечают на вопрос какой?указывают на порядок предметов при счете

Отвечают на вопросы, определяют разряды имени числительного, выводы записывают в бортовой журнал


1.Работа у доски

Учащиеся находят числительные, определяют разряд и синтаксическую роль числительного

2.Работа в группе

Отвечают на вопросы, 1 группа выписывают количественные числительные, вторая-порядковые


Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)


Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем отдыхать.

Раз и два –

Покачалась голова!

Раз, два, три –

На соседей посмотри!

А на счёт четыре-пять –

Будем прыгать и скакать.

А дойдём до цифры восемь –

Снова сесть за парту просим.

Отгадайте кто это?

Загадки про цифры

Отгадайте-ка, ребятки,                                            

Что за цифра – акробатка?                                

Если на голову встанет,                              

Ровно на три больше станет.                      

                             (Шесть)                                          

Есть, друзья, такая птица,                           

Если сядет на страницу,                            

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья.

                            («Пять»)


Повторяют движения за учителем



Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Имя числительное» ,отвечают хором

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к деятельности;



координировать деятельность учащихся;



контролировать

выполнения заданий

1. Диктант «Проверь себя».

Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, которые жили на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, составлявших вместе с Солнцем и Луной семь небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен 28 суткам и, разделив его на 4 равные части, посвятили каждый из семи дней одному из божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим народам.

- Определите разряды числительных по значению.

2. Выполнение упр. 378, стр. 39

3.

-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена числительные? Где пригодятся нам знания о числительном?

Продолжите заполнение бортового журнала

  • Вспомните название географических объектов, в названии которых встречаются числительные

(название морей и рек, гор и т п.)

Вспомните загадки ,пословицы и поговорки, в которых есть числительные


Индивидуальная работа

Учащиеся выполняют упражнение по заданию.










Учащиеся записывают числительные, обмениваются тетрадями и проверяют выполнение задания



















Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

оценить результаты собственной деятельности

повторить способ нового знания

Рефлексия

-Что мы с вами сегодня изучали? Какую цель ставили?.

-Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные.

-. Удачи всем. Спасибо.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?





Рефлексия (П5, структурирование знаний,

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

8.Домашнее задание:

1.Упр. 385; 2.Написать лингвистическую сказку о количественных и порядковых числительных







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!