Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Вы любите отгадывать загадки? Тогда попробуйте отгадать загадки, записанные на слайде. 1) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (одна) 2) Два брюшка, четыре ушка (подушка) 3) Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят. (Изгородь) 4) Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. (месяцы, недели, дни) 5) Сто иголок несет, а шить не умеет. (Ежик) 6) Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет и растёт. (дождь, земля, растение). - Что объединяет все загадки? (имя числительное) - Выпишите из загадок числительные. - Докажите, что все выписанные вами слова являются именами числительными. - Почему одни числительные отвечают на вопрос «сколько?», а другие – на вопрос «какой?». Что обозначают числительные, отвечающие на вопрос «сколько?» Что обозначают числительные, отвечающие на вопрос «какой?». Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Запишем число, классная работа, тему урока в тетрадях. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы. 1.Познакомиться с.. количественными и порядковыми числительными 2.Учиться отличать.. количественное и порядковое имя числительное Мы записали с вами число(8 февраля), а знаете ли вы, чем знаменательна эта дата? 8 февраля - День российской науки, в этот день десятки тысяч связанных с наукой людей будут отмечать этот важный для России праздник. Дата праздника была установлена Указом Президента РФ Б. Ельцина от 7 июня 1999 года № 717 и приурочена к образованию Российской академии наук императором Петром I 8 февраля (28 января – по старому стилю) 1724 года. Ребята, а чем наполнен данный текст? (числами). А как они называются в русском языке?(числительные) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Фронтальная работа. Учащиеся отгадывают загадки, записывают числительные и работают индивидуально. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Записывают тему, определяют цель урока Цель урока: 1.Познакомиться с количественными и порядковыми числительными; 2.Учиться отличать количественное числительное от порядкового. | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | Но прежде чем мы продолжим занятие, скажите: что вы знаете об имени числительном? -У вас на столах бортовой журнал (заранее отпечатан).Заполняем в течение урока Бортовой журнал | Известная информация | Новая информация | | | | | Давайте продолжим нашу работу. Прочитайте предложение, выпишите имена числительные, поставьте к ним вопросы, определите, что они обозначают? В 2018 году российские палеонтологи описали ранее неизвестных науке древних ящеров, которые обитали на Земле 120 миллионов лет назад. (Числит. "сто двадцать" отвечает на вопрос сколько? и обозначает количество предметов: числит. "2018-ом" отвечает на вопрос каком? и обозначает порядок при счете). На основании своих наблюдений сделайте вывод, что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает. Вывод: числительные отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число, и на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте. 1) Как бы вы назвали имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов? (количественные) 2) Как можно назвать имена числительные, которые отвечают на вопрос какой? какие? который? и обозначают порядок при счете? (порядковые) Как изменяются эти числительные и какими членами предложения являются? Обратимся к учебнику и проверим свои предположения, правы вы или нет (стр. 38) Оцените себя Какую новую информацию вы запишите в «бортовой журнал»? | 1.Коллективная письменная работа – обзорное повторение сведений по теме «Имя числительное». Отвечают на вопросы учителя. Выписывают имена числительные записывают информацию в «бортовой журнал» | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, | 2. Разделите слова на две группы и запишите в столбики: Пять, двадцать, четырнадцатый, семь, десятый, сто четыре, пятисотый, тридцать, восьмидесятый, семнадцать, двенадцатый -По какому признаку вы распределили числительные? (количественные и порядковые числительные). Запишите предложения, найдите имена числительные, определите их разряд и синтаксическую роль. 1) В Москве учёные обнаружили клад из старинных монет и белокаменные надгробия шестнадцатого – семнадцатого веков. 2) Во время раскопок при строительстве парка Зарядье было найдено 15 тысяч древностей. 3) В Успенском соборе Ростова Великого был обнаружен пустой саркофаг тринадцатого века 3. Выпишите числительные: 1 группа- количественные, 2 группа-порядковые Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать процентов он зависит от наследственных факторов, двадцать- от окружающей среды, десять- от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят- от самого человека. По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй-регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни в первую очередь подразумевает отказ от вредных привычек. | 2.Работа в паре (Ответ учащихся.) Пять,двадцать,семь семнадцать,сто четыре. Отвечают на вопрос сколько?укзывают на количество предметов | Четырнадцатый ,десятый,пятисотый,восьмидесятый,двенадцатый. Отвечают на вопрос какой?указывают на порядок предметов при счете | Отвечают на вопросы, определяют разряды имени числительного, выводы записывают в бортовой журнал 1.Работа у доски Учащиеся находят числительные, определяют разряд и синтаксическую роль числительного 2.Работа в группе Отвечают на вопросы, 1 группа выписывают количественные числительные, вторая-порядковые | Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) |
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем отдыхать. Раз и два – Покачалась голова! Раз, два, три – На соседей посмотри! А на счёт четыре-пять – Будем прыгать и скакать. А дойдём до цифры восемь – Снова сесть за парту просим. Отгадайте кто это? Загадки про цифры Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра – акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три больше станет. (Шесть) Есть, друзья, такая птица, Если сядет на страницу, Очень рад бываю я, А со мною вся семья. («Пять») | Повторяют движения за учителем Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Имя числительное» ,отвечают хором | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий | 1. Диктант «Проверь себя». Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, которые жили на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, составлявших вместе с Солнцем и Луной семь небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен 28 суткам и, разделив его на 4 равные части, посвятили каждый из семи дней одному из божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим народам. - Определите разряды числительных по значению. 2. Выполнение упр. 378, стр. 39 3. -Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена числительные? Где пригодятся нам знания о числительном? Продолжите заполнение бортового журнала (название морей и рек, гор и т п.) Вспомните загадки ,пословицы и поговорки, в которых есть числительные | Индивидуальная работа Учащиеся выполняют упражнение по заданию. Учащиеся записывают числительные, обмениваются тетрадями и проверяют выполнение задания | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания | Рефлексия -Что мы с вами сегодня изучали? Какую цель ставили?. -Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные. -. Удачи всем. Спасибо. | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок? | Рефлексия (П5, структурирование знаний, Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
8.Домашнее задание: | 1.Упр. 385; 2.Написать лингвистическую сказку о количественных и порядковых числительных | | |