СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку для 9 класса на тему "Понятие о ССП"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 9 класса на тему "Понятие о ССП"»

Тема.  Понятие о сложносочиненном предложении.

Цели:

-дать понятие о ССП, формирование умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных предложениях;

-формирование умения определять смысловые отношения между частями ССП;

-употреблять ССП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Задачи урока:

Образовательная:

Формировать умение находить ССП в тексте, различать ССП и простые предложения

Развивающие:

Развивать учебно-интеллектуальные умения: развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, умения анализировать текст;

Развивать учебно-коммуникативные умения: задавать вопросы, объяснять, аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Развивать интерес к родному языку.

Воспитательные:

-формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении ССП;

-активизирование  познавательной деятельности учащихся;

-обеспечение благоприятной психологической обстановки.

Планируемый результат:

Личностные умения

формировать ответственное отношение к учению, познавательных интересов, учебных мотивов; проявлять интерес к изучению темы

осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с одноклассниками; формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

Метапредметные умения

Познавательные умения

раскрывать смысл понятия ССП и обосновывать свое мнение

Регулятивные умения

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

освоить способы решения проблем поискового характера;

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения

Действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров умение договариваться приходить к общему решению при работе в паре и группе, организовывать учебное сотрудничество, находить общее решение.


Предметные умения

создание устных монологических высказываний;

опознавание ССП ;

применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Основные понятия: Простое предложение, СП, ССП

Межпредметные связи: литература, математика, искусство

Ресурсы: основные учебник «Русский язык» 9 класс Л. М. Рыбченкова; дополнительные Презентация PowerPoint, карточки с заданиями;

Формы работы: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося; технология критического мышления

Тип: урок «открытия» новых знаний                                         

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки.

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро вам – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, отзывчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Давайте, ребята, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем на уроке.

Откроем тетради, запишем число, классная работа, оставляем свободной строку для написания темы урока. На ваших столах лежат листы самооценки, в которых расположена шкала. На ней вы будете оценивать себя на определенном этапе урока.

1,1,2,3,5,8,13,21,34,55….

Внимание на экран, что вы видите? (числа)

Это хаотичный набор чисел? (нет)

В чем порядок? (возрастание чисел)

По какому принципу? (сумма двух предыдущих равна последующему)

А никто не знает, как называется этот ряд?

Этот ряд называется рядом Фибоначчи. Фибоначчи- итальянский ученый. Может показаться, что он никакого отношения не имеет ни к нам, ни к русскому языку, а оказывается имеет. У человека 2 руки, пальцы на каждой руке состоят из 3 фаланг (за исключением большого пальца). На каждой руке имеется по 5 пальцев, то есть всего 10, но за исключением двух двухфаланговых больших пальцев только 8 пальцев создано по принципу золотого сечения.

Мы с вами имеем отношение к ряду Фибоначчи? Мы с вами открыли, а может быть и узнали самую простую закономерность в этом ряду. Но больший интерес для исследователей представляет не сам ряд, а частное соседних чисел. Эта пропорция больше известна как золотое сечение.

То есть в основе золотого сечения лежат числа последовательности Фибоначчи.

Мы начали с простых чисел, а пришли к строению человека. Шли от простого к сложному.

А вот это что такое? Знаете? (Шуховская башня – стройная, изящная красавица, один из самых уютных и обескураживающих символов Москвы)

Несмотря на сложность конструкции, она состоит из простых перекрещивающихся между собой прямых стальных профилей. Снова от простого к сложному.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

А есть ли в русском языке такое явление от простого к сложному? (простые предложения составляют сложные). А какие предложения мы называем простыми? А сложные? А какие сп вы знаете? Сегодня мы совершим шаг в сп, откроем один вид сп.

Работа в группе СП ССП РФ СПП ЦСКА

ЕГЭ МГУ ОГЭ ВДНХ (на слайде)

Предложение-это единица языка, буква тоже единица языка. Как вы думаете на экране хаотичный набор букв (да). Ничего не обозначающий? (нет, это аббревиатура). Но они расположены хаотично, разделите их на три равные группы.

РФ, ВДНХ, ЦСКА; ОГЭ, ЕГЭ,МГУ; СП, ССП, СПП

Какая группа абрревиатур имеет отношение к нашему уроку?



3. Выявление места и причины затруднения

Перед вами кластер, заполните его и под каждым видом начертите схему (работа в группе)

Предложение

Простое

Сложное

ССП?





Анализ предложений (работа в паре)

Что же общего между древнеегипетскими пирамидами, подсолнухом, улиткой, сосновой шишкой и пальцами человека? Ответ на этот вопрос сокрыт в удивительных числах. Постоянное число деления в средние века было названо Божественной пропорцией, а ныне в наши дни именуется как золотое сечение.

Прочитайте предложения. На какие две группы их можно разделить?

4.Построение проекта выхода из затруднения

Как вы думаете, о каких предложениях будем говорить? (о ссп) Назовите тему урока(ССП). Давайте попытаемся сформулировать цели

1.Мы должны узнать…,  (Что такое ССП?)

2. Мы должны понять…(Как связаны части ссп, как правильно поставить знаки препинания.)

5.  Реализация построенного проекта

Постоянное число деления в средние века было названо Божественной пропорцией, а ныне в наши дни именуется как золотое сечение.

Какое это предложение по количеству грамматических основ? При помощи чего связаны простые предложения в составе сложного? (союза а). А можно ли от одной части предложения к другой задать вопрос? (нет).

Обращаемся к учебнику стр. 164

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Упр. 304, стр. 164 (3,4 предложения у доски)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Расставьте знаки препинания, докажите, что предложения ссп, начертите схемы

Математик узнал о числовой последовательности, и индийцы использовали ее в стихосложении.

Мы видим человека, а его внешность кажется красивой - скорее всего пропорции его лица соотносятся с соотношением чисел Фибоначчи.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Задания ЧГ

Работа с текстом

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (Заполнение анкеты)(Слайд)

-Что узнали на уроке?

Какое предложение называется ССП ? Какие сочинительные союзы? Какие знаки препинания ставятся в ССП?

А сейчас я попрошу вас заполнить анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа.

1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

2.Урок мне показался интересным /скучным

3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось

4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен

11.Д.З (Слайд)

Прочитать теоретический материал на стр. .

1.Выполнить упр. .

2.Записать 5-6 пословиц ,(поговорок или афоризмов ),представляющих собой ССП.

3. Написать сочинение по данному тексту, используя ССП

12.Оценки за урок.

Мы сегодня говорили о сложных синтаксических конструкциях (ссп). Я надеюсь, что сегодняшний урок откроет дверь в изучаемую тему, и знания, которые вы сегодня получили, вам пригодятся. Я хочу сказать, что мы изучаем великий язык, и вы сегодня в своих руках ощутили многогранность языка. Великий он потому, что каждый может найти в нем свое Золотое сечение, свою гармонию. Спасибо за урок!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!