МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
имени Героя Российской Федерации И. В. Коробова г. Вязьмы Смоленской области
215116, Смоленская область, г. Вязьма, ул. Докучаева, д. 2 Тел.: директор 8(48131) 6-12-69
Конспект урока
по русскому языку в 3 классе
на тему: «Глагол. Обобщение знаний»
с применением игровых технологий.
Цель урока:
-Отрабатывать навыки точного употребления глаголов в речи, определения времени глагола, числа, правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени.
Задачи
Развивать умение наблюдать, анализировать, действовать по алгоритму, делать выводы;
Обогащать словарный запас детей.
Продолжить воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности (групповую работу);
Воспитывать чувства взаимоуважения, взаимовыручки, самостоятельности.
Форма проведения: урок- игра (фронтальная, групповая, индивидуальная форма работы).
Планируемые результаты:
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи;
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
анализ объектов с целью выделения их признаков;
синтез;
подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Оборудование: экран, проектор, конверты для индивидуальной работы, мяч, мишень успеха.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке.
2. Постановка цели и задач урока.
. -Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в своё детективное агентство. А чем занимаются в детективных агентствах? Почему в наше время они достаточно распространены?
-Подводим итоги: детективные агентства помогают людям. Вот и мы с вами будем вести сегодня детективное расследование. Так как утром, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи! Угадайте, какая
-Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
Молодцы. Правильно!
-Какая же тема нашего урока?
- Какую цель вы ставите себе на уроке? (вспомнить и повторить все изученные признаки глагола)
- А кто сможет определить задачи нашего урока?
У –Чему мы сегодня будем учиться? (ответы учеников).
Р – Что будем развивать? (ответы учеников).
О – Что будем объяснять? (ответы учеников).
К – Что будем контролировать? (ответы учеников).
3. Актуализация знаний.
-Молодцы! Я сразу решила, что помочь мне найти глагол можете только вы, ребята. Ведь на предыдущих уроках мы изучали эту часть речи.
-А для чего в речи существуют глаголы?
-Почему, как вы думаете, надо найти глагол?
-Может и не такое это нужное расследование? (ответы учеников)
-Но должна вас предупредить, ребята, в моём агентстве работают только профессионалы!
4. Закрепление изученного материала
Перед вами карта нашего урока, что бы вы хотели поменять или оставить?
1. Фоторобот "Глагол"
2. "Я узнаю его из тысячи"
3. "Следствие вели знатоки"
4. Физминутка "Внимательный детектив"
5. Вещественные доказательства.
6. Составление семейного портрета "Синонимы"
7. "Всё в твоих руках!"
8. "Битва титанов"
-Для того, чтобы найти пропажу мы должны составить фоторобот глагола. (фронтальная работа)
Цель. Закрепление знаний о глаголе, как части речи.
-Что обозначает глагол?
-На какой вопрос отвечает?
-Как глаголы изменяются?
-Какие виды имеет глагол?
-Каким членом в предложении глагол является?
(ответы учащихся)
По ответам учащихся составляется "кластер" (технология критического мышления")
- Теперь, после составления фоторобота приступаем к заданию "Я узнаю его из тысячи..." (фронтальная работа)
На экран выведен текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.
В понедельник я стирала | Чашки в пятницу помыла, |
Пол во вторник подметала, | А в субботу торт купила, |
В среду я пекла калач, | Всех подружек в воскресенье |
Весь четверг искала мяч. | Позвала на день рожденья. |
| ( П. Башмаков). |
| |
Проверка работ учащихся.
- Следующим заданием будет "Следствие вели знатоки". (групповая работа)
-Кто такие "знатоки"? (ответы учащихся)
Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.
-Задача команд, уважаемые детективы, заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Обсуждение проводится устно, от команды выступает с объяснением 1 человек.
1 группа : Бежать со всех ног - (торопиться)
Водить за нос - (обманывать)
Распускать руки – (драться)
2 группа : Зарубить себе на носу - (запомнить)
Витать в облаках - (мечтать)
Надуть губы - (обидеться)
- Физминутка «Внимательный детектив» (запутываю движения «Делай как я»)
на 1 - развести руки в стороны
на 2 - поднять руки вверх
на 3 - руки на пояс
на 4 - хлопнуть в ладоши
-Много мы сегодня накопили материала о глаголе. Пришло время применить "вещественные доказательства". (фронтальная работа)
Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.
- В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно выведен на экран. Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени.
Осторожно ветер | Пожурил за что-то |
Из калитки вышел, | Воробьёв знакомых |
Постучал в окошко, | И, расправив бодро |
Пробежал по крыше, | Молодые крылья, |
Поиграл немного | Полетел куда-то |
Ветками черёмух, | Вперегонку с пылью. |
| |
| |
После выполнения задания учащиеся доказывают, что выписали глаголы с суффиксом -Л, который есть у глаголов прошедшего времени.
-Назовём наш следующий этап "Всё в твоих руках".
(индивидуальная работа).
Цель. Воспитание чувства самостоятельности и ответственности.
В конвертах разного цвета разные задания.
1 конверт. Найти в тексте глаголы и подчеркните их.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
2 конверт. От данных словарных слов образуйте глагол.
Беседа - …
Завтрак - …
Работа - …
Рассказ - …
Чувство - …
3 конверт. Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы
Мир строит, а война……..(разрушает).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Труд кормит, а лень……..( портит).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
-"Битва титанов" (индивидуальная работа) выходят для соревнования капитаны.
Цель. Закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.
-Иногда в расследовании наступает момент, когда 1 человек, более ответственный, может принять решение за всех. И сделать это он должен быстро, чётко и правильно. Выберете в своей группе такого человека. Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему.
1 капитан: Нам сказали: в Новый год
Дед Мороз к нам в дом придёт.
Мы /не/ ели, мы / не/ пили,
Никуда мы /не/ ходили,
/Не / гуляли, /не/ играли-
Дед Мороза в гости ждали.
Оказался он не дед,
А дядя Стёпа, наш сосед!
2 капитан: Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками
И /не/ клади на грязный стол.
/Не/ перегибай книгу и
/ Не/ загибай у неё листов.
Если ты взял книгу в библиотеке,
То /не/ забудь её вернуть в срок..
5. Итог урока.
- Вот и подошло к концу наше расследование. На экране появляется изображение "Дядюшки Глагола".
-Уважаемые детективы! Выполнили мы задачи нашего урока?
- Что повторили?
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились?
-Что вызвало особый интерес?
(ответы учащихся)
- Хотели бы вы и дальше работать в «Детективном агентстве»? (ответы учащихся)
Хочу за вашу работу подарить вам формулу удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Начали мы с вами расследование с хорошего настроя, с улыбки, а закончили прекрасным результатом - нашли нашу пропажу! Итак, подведем итоги: (на экране тест )